Решение по делу № 33а-4830/2021 от 21.06.2021

В суде первой инстанции дело № 2а-368/2021

дело № 33а-4830/2021

УИД 27RS0015-01-2021-000559-39

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего: Коноплевой И.А.

судей: Савченко Е.А., Карбовского С.Р.

прокурора отдела прокуратуры Серга Ю.В.

при секретаре: Цой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Хабаровске 16 июля 2021 года административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю об установлении административного надзора в отношении Ковалева А.В.,

по апелляционной жалобе административного ответчика Ковалева А.В. на решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 26 апреля 2021 года,

заслушав доклад судьи Савченко Е.А., заключение прокурора отдела прокуратуры Серга Ю.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

    ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Ковалева А.В., освобождаемого из мест лишения свободы, указав в обоснование требований, что Ковалев А.В. осужден 06.09.2012 Вилючинским городским судом Камчатского края по ч.4 ст. 111 УК РФ к 9 годам 6 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, с ограничением свободы на 1 год, начало срока: 10.12.2011, конец срока: 09.06.2021. Ковалев А.В. совершил особо тяжкое преступление при особо опасном рецидиве, в состоянии алкогольного опьянения. За период отбывания наказания Ковалев А.В. на путь исправления не встал, цели наказания не достигнуты, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, характеризуется отрицательно.

    Администрация исправительного учреждения просила установить за осужденным Ковалевым А.В. административный надзор на период погашения судимости и вменить административные ограничения: явка четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрет выезда за установленные судом пределы территории; запрет пребывания в определенных местах (рестораны, бары, казино, дискотеки и другие общественные места продажи и употребления алкогольных напитков).

    Решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 26 апреля 2021 года административное исковое заявление ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю удовлетворено.

    Установлен в отношении Ковалева А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административный надзор на срок 8 лет после отбытия наказания, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, который исчислять со дня отбытия дополнительного наказания в виде ограничения свободы, со следующими ограничениями:

    - обязательная явка четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

    - запрещения пребывания в определенных местах (рестораны, бары, казино, дискотеки и другие общественные места продажи и употребления алкогольных напитков);

    - запрещение выезда за пределы муниципального района (городского округа), избранного осужденным в качестве места жительства, пребывания или фактического нахождения.

    В апелляционной жалобе Ковалев А.В. просит решение суда отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на чрезмерную суровость. Указал, что административным истцом представлена недостоверная справка о взысканиях и поощрениях осужденного, в которой содержатся сведения о взысканиях, противоречащих характеристике и сведениям, указанным в личном деле осужденного, 27.06.2020 наступил срок погашения данного взыскания, после которого каких-либо нарушений режима содержания Ковалев А.В. не допускал. Устный выговор от 29.07.2020 указан в справке о взысканиях и поощрениях с целью установить строгий надзор в отношении Ковалева А.В..

    В письменных возражениях на доводы апелляционной жалобы прокурор Ванинского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

    В судебное заседание суда апелляционной инстанции административные истец и ответчик, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, не явились, своих представителей не направили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, о намерении лично участвовать в судебном разбирательстве не заявили.

    Поскольку по делу были выполнены требования части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства РФ о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела, а их неявка в силу части 5 статьи 272 названного Кодекса не является препятствием для рассмотрения дела, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.

    В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

    Выслушав заключение прокурора, полагавшего, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, поскольку оно принято при правильном применении норм материального права, на основании имеющихся в деле доказательств.

    Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ).

    В силу части 1 статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об установлении административного надзора подается исправительным учреждением или органом внутренних дел.

    Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом

    В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

    В соответствии с пунктами 1 - 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений.

    На основании пункта 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

    В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 названного Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

    Аналогичное указание содержится в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

    Федеральным законом от 28 мая 2017 года N 102-ФЗ, вступившим в действие 9 июня 2017 года, части 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ изложены в новой редакции.

    Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ установлено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

    Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; а также запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории (пункты 1, 3 части 2 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ).

    Из материалов дела следует, что согласно приговора Вилючинского городского суда Камчатского края от 06.09.2012 Ковалев А.В. осужден по ч.4 ст. 111 УК РФ, к 9 годам 6 мес. лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима с ограничением свободы на срок 1 год.

    В приговоре суда нашло отражение, что преступное деяние совершено Ковалевым А.В. при особо опасном рецидиве преступлений, в состоянии алкогольного опьянения.

    Осужденный Ковалев А.В. прибыл в ИК-1 пос. Ванино 27.11.2012 для дальнейшего отбывания наказания из ИЗ-41/1 г. Петропавловск-Камчатский УФСИН России по Камчатской области, окончание срока – 09.06.2021.

    Согласно справке о поощрениях и взысканиях осужденного Ковалева А.В., в период с отбытия наказания на осужденного наложено 14 взысканий, в частности 6 устных выговоров (нарушение распорядка дня, не выполнение требований администрации, порча имущества ЛИУ, нарушение формы одежды), 2 письменных выговора (нарушение распорядка дня) и 5 выдворения в ШИЗО (курение в неотведенном месте, оскорбление администрации, невыполнение команд «подъем, отбой», нарушение формы одежды), поощрений не имеет.

    Из характеристики осужденного Ковалева А.В., выданной начальником ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю 31.03.2021, следует, что Ковалев А.В. характеризуется отрицательно, участия в работах по благоустройству помещений и прилегающих территорий не принимал, относился к такому виду работ отрицательно, с 27.06.2019 признан злостным нарушителем режима содержания и правил внутреннего распорядка, на меры воспитательного характера реагирует плохо, должных выводов не делает, оказывает негативное влияние на других осужденных, относится к категории осужденных, поддерживающих осужденных отрицательной направленности, в отношении администрации корректен, грубости не допускал, инициативен и настойчив в достижении своих целей, вину в совершенном преступлении признал частично, в содеянном искренне не раскаялся, над причинами, приведшими его к совершению преступления глубоко не задумывается.

    Согласно ст. 9 Уголовного кодекса Российской Федерации преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.

    Преступление, предусмотренное ч.4 ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации, в силу ст. 15 Уголовного кодекса Российской Федерации относится к категории особо тяжких преступлений, срок погашения судимости за которое, в соответствии с п. "д" ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в ред., действовавшей на момент совершения преступления) составляет 8 лет.

    То есть, суд первой инстанции верно определил наличие оснований для установления в отношении административного ответчика, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную и неснятую судимость, за совершение преступного деяния при особо опасном рецидиве преступлений, административного надзора и вменения административных ограничений.

    В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Административные ограничения и срок административного надзора в отношении административного ответчика Ковалева А.В. установлены судом в полном соответствии с требованиями статей 4 и 5 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ, с учетом данных о личности осужденного.

    Обстоятельства и степень общественной опасности совершенного осужденным преступления, за которое он осужден приговором Вилючинского городского суда Камчатского края от 06.09.2012, его личность свидетельствуют о том, что установленные судом административные ограничения полностью соответствуют задачам административного надзора, закрепленным в статье 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ, направлены на оказание индивидуального профилактического воздействия на Ковалева А.В. в целях защиты государственных и общественных интересов, предупреждения совершения им новых преступлений и других правонарушений.

    При этом доводы административного ответчика о том, что с 27.06.2019 каких-либо нарушений порядка содержания Ковалев А.В. не совершал существенного значения не имеют, поскольку факт неоднократности наложения взысканий (как устных, так и письменных, в том числе помещение в ШИЗО) нашел свое подтверждение представленными материалами дела.

    С учетом обстоятельств дела, количество обязательных явок поднадзорного лица в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, определенное судом, является разумным, оснований для их снижения, как и для уменьшения перечня иных установленных судом ограничений, судебной коллегией не усматривается.

    Оснований для снижения установленного в отношении Ковалева А.В. срока административного надзора с учетом данных о его личности и характера совершенного им преступления судебная коллегия не усматривает.

    Между тем при определении начала исчисления срока административного надзора судом не учтено, что в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами либо ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде принудительных работ либо ограничения свободы.

    Аналогичные разъяснения даны в абзаце 3 пункта 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".

    Следовательно, поскольку Ковалеву А.В. было назначено дополнительное наказание в виде ограничения свободы, то срок административного надзора подлежит исчислению со дня отбытия им данного вида наказания.

    В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" разъяснено, что с учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.

    Поскольку преступление, за которое Ковалев А.В. отбывал наказание, совершено им в состоянии алкогольного опьянения, то основания для отмены установленного в отношении него ограничения в виде запрета пребывания в определенных местах, а именно в ресторанах, барах, казино, дискотеках и других общественных местах продажи и употребления алкогольных напитков, отсутствуют.

    Оснований не согласиться с установленными судом первой инстанции указанными административными ограничениями, судебная коллегия не усматривает.

    Указанные меры соответствуют целям и задачам административного надзора - недопущения совершения новых правонарушений и оказания помощи в возвращении и приобретении необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе с соблюдением норм права и соответствуют перечню ограничений прав и свобод, применяемых при установлении и осуществлении административного надзора, установленного статьей 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ.

    Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым уточнить установленный решением суда в отношении Ковалева А.В. вид административного ограничения в виде запрета на выезд за установленные судом пределы муниципального образования по избранному месту жительства, пребывания или фактического проживания.

    Судом при установлении указанного административного ограничения не были учтены требования пункта 1 части 3 статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым в резолютивной части решения суда по административному делу об административном надзоре должны содержаться конкретные административные ограничения, установленные судом.

    Как разъяснено в абзаце 10 пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.

    Наименование субъекта Российской Федерации, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора в решении суда не указано.

    Учитывая, что Ковалев А.В. убыл для проживания в <адрес>, о наличии иного места жительства не сообщил, судебная коллегия полагает возможным уточнить установленное ему судом административное ограничение в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории Камчатского края, что будет соответствовать положениям пункта 4 части 1 статьи 4, части 3 статьи 12 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ.

    Судебная коллегия также полагает необходимым отметить, что административный ответчик не лишен возможности в течение срока административного надзора обратиться в суд с административным исковым заявлением об отмене отдельных ограничений, учитывая сведения об образе его жизни, поведении, трудоустройстве, состоянии здоровья. Также не исключена возможность досрочного прекращения административного надзора по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ.

    Иных доводов незаконности решения суда апелляционная жалоба не содержит.

    Судебной коллегией нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    Решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 26 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ковалева А.В. - без удовлетворения.

    Изложить в резолютивной части решения суда административное ограничение в виде запрещения выезда за пределы муниципального района (городского округа), избранного осужденным в качестве места жительства, пребывания или фактического нахождения в следующей редакции: "запрещение выезда за пределы Камчатского края ".

    Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

    Председательствующий:                        И.А. Коноплева

    Судьи:                        Е.А. Савченко

                            С.Р. Карбовский

33а-4830/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю
Прокурор Ванинского района
Ответчики
Ковалев Александр Васильевич
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Савченко Елена Александровна
Дело на странице суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
22.06.2021Передача дела судье
16.07.2021Судебное заседание
21.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее