Решение по делу № 2-1364/2022 от 21.07.2022

Дело № 2-1364/2022

УИД 43RS0017-01-2022-001996-88

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

05 сентября 2022 г. г. Кирово-Чепецк

Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Широковой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Костылевой Н.В.,

с участием прокурора Крюковой Е.Ю. представителя ответчика Южанина А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1364/2022 по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Кирово-Чепецкий муниципальный район» о возложении обязанности,

установил:

Кирово-Чепецкий городской прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Кирово-Чепецкий муниципальный район» о возложении обязанности.

В обоснование исковых требований указано, что Кирово-Чепецкой городской прокуратурой проведен анализ исполнения ответчиком требований законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений, в результате которого установлено, что на территории Кирово-Чепецкого района находится гидротехническое сооружение – Каркинский русловый пруд на р. Просница у д. Каркино (далее – ГТС), являющееся плотиной и пересекающее границы Фатееевского и Чепецкого сельских поселений, которое не имеет собственника. Кирово-Чепецкий городской прокурор просит обязать МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район» в лице администрации Кирово-Чепецкого муниципального района обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии с заявлением о постановке гидротехнического сооружения – Каркинский русловый пруд на р. Просница у д. Каркино, на кадастровый учет и на учет как объекта бесхозяйного имущества в срок до <дата>.

В судебном заседании прокурор Крюкова Е.Ю. поддержала требования Кирово-Чепецкого городского прокурора.

Представитель администрации Кирово-Чепецкого района возражает против заявленных требований, пояснил, что в настоящее время за органами местного самоуправления не закреплено каких-либо полномочий в сфере функционирования гидротехнических сооружений, считает, что у администрации района отсутствуют правовые основания к постановке на собственный учет гидротехнического сооружения - Каркинский русловый пруд на р. Просница у д. Каркино.

Третьи лица Управление Росреестра по Кировской области, министерство охраны окружающей среды Кировской области, Западно-Уральское управление Ростехнадзора, ООО «ЭкоГород» ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителей.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления и должностные лица соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов; обеспечение безопасности гидротехнического сооружения - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Статьей 9 указанного Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ на собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации возложены обязанности по обеспечению соблюдения обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.

В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной вещью является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

На основании п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с пунктами 3, 5 Приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимости в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в том числе органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

На администрацию соответствующего муниципального образования возложена государственная функция исполнения обязанности по осуществлению выявления бесхозяйного недвижимого имущества.

Орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное недвижимое имущество, является органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, требования о возложении на администрацию обязанности по совершению действия по подаче такого заявления в силу полномочий, возложенных на нее законом, удовлетворены судом первой инстанции обоснованно.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Кирово-Чепецкой городской прокуратурой в ходе проверки деятельности администрации Кирово-Чепецкого района установлен факт ненадлежащего исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

В территориальных границах Кирово-Чепецкого муниципального района расположено гидротехническое сооружение - Каркинский русловый пруд на р. Просница у д. Каркино (ГТС).

Из информации МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район» усматривается, что сведения о вышеуказанном ГТС в реестре муниципальной собственности района отсутствуют.

Согласно учетной карточке инвентаризации ГТС Каркинского руслового пруда, ранее собственником ГТС являлось ОАО «Кирово-Чепекций химический комбинат», в настоящее время информация о принадлежности кому-либо данного ГТС у администрации Кирово-Чепецкого района отсутствует.

Согласно данным с официального сайта ФГБУ "Центр российского регистра гидротехнических сооружений" в российском регистре гидротехнических сооружений гидротехническое сооружение - Каркинский русловый пруд на р. Просница у д. Каркино отсутствует.

Из информации ФГБУ "ФКП Росреестра" по Кировской области следует, что по состоянию на 02.08.2022в Едином государственном реестре недвижимости в отношении вышеуказанного ГТС записи отсутствуют.

Из представленных суду доказательств установлено, что право собственности на указанный объект гидротехнического сооружения – Каркинский русловый пруд на р. Просница у д. Каркино, расположенного в территориальных границах Кирово-Чепецкого муниципального района, никому не передано, в государственной и муниципальной собственности не зарегистрировано, сведений по ГТС в базе данных Российского регистра гидротехнических сооружений не содержится, в ЕГРН регистрация прав на ГТС отсутствует.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что на администрацию соответствующего муниципального образования возложена государственная функция исполнения обязанности по осуществлению выявления бесхозяйного недвижимого имущества. Орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное недвижимое имущество, является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного.

Меры, установленные ст. 3, 9 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.

При таких обстоятельствах, поскольку спорный объект отвечает признакам бесхозяйного имущества, расположен в административных границах Кирово-Чепецкого муниципального района, а отсутствие обращения администрации района в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Кирово-Чепецкого городского прокурора. Срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, заявленный прокурором (до <дата>) суд находит разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район» в лице администрации Кирово-Чепецкого муниципального района обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии с заявлением о постановке гидротехнического сооружения – Каркинский русловый пруд на р. Просница у д. Каркино, на кадастровый учет и на учет как объекта бесхозяйного имущества в срок до <дата>.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд подачей апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В. Широкова

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Дело № 2-1364/2022

УИД 43RS0017-01-2022-001996-88

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

05 сентября 2022 г. г. Кирово-Чепецк

Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Широковой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Костылевой Н.В.,

с участием прокурора Крюковой Е.Ю. представителя ответчика Южанина А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1364/2022 по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Кирово-Чепецкий муниципальный район» о возложении обязанности,

установил:

Кирово-Чепецкий городской прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Кирово-Чепецкий муниципальный район» о возложении обязанности.

В обоснование исковых требований указано, что Кирово-Чепецкой городской прокуратурой проведен анализ исполнения ответчиком требований законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений, в результате которого установлено, что на территории Кирово-Чепецкого района находится гидротехническое сооружение – Каркинский русловый пруд на р. Просница у д. Каркино (далее – ГТС), являющееся плотиной и пересекающее границы Фатееевского и Чепецкого сельских поселений, которое не имеет собственника. Кирово-Чепецкий городской прокурор просит обязать МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район» в лице администрации Кирово-Чепецкого муниципального района обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии с заявлением о постановке гидротехнического сооружения – Каркинский русловый пруд на р. Просница у д. Каркино, на кадастровый учет и на учет как объекта бесхозяйного имущества в срок до <дата>.

В судебном заседании прокурор Крюкова Е.Ю. поддержала требования Кирово-Чепецкого городского прокурора.

Представитель администрации Кирово-Чепецкого района возражает против заявленных требований, пояснил, что в настоящее время за органами местного самоуправления не закреплено каких-либо полномочий в сфере функционирования гидротехнических сооружений, считает, что у администрации района отсутствуют правовые основания к постановке на собственный учет гидротехнического сооружения - Каркинский русловый пруд на р. Просница у д. Каркино.

Третьи лица Управление Росреестра по Кировской области, министерство охраны окружающей среды Кировской области, Западно-Уральское управление Ростехнадзора, ООО «ЭкоГород» ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителей.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления и должностные лица соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов; обеспечение безопасности гидротехнического сооружения - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Статьей 9 указанного Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ на собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации возложены обязанности по обеспечению соблюдения обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.

В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной вещью является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

На основании п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с пунктами 3, 5 Приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимости в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в том числе органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

На администрацию соответствующего муниципального образования возложена государственная функция исполнения обязанности по осуществлению выявления бесхозяйного недвижимого имущества.

Орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное недвижимое имущество, является органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, требования о возложении на администрацию обязанности по совершению действия по подаче такого заявления в силу полномочий, возложенных на нее законом, удовлетворены судом первой инстанции обоснованно.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Кирово-Чепецкой городской прокуратурой в ходе проверки деятельности администрации Кирово-Чепецкого района установлен факт ненадлежащего исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

В территориальных границах Кирово-Чепецкого муниципального района расположено гидротехническое сооружение - Каркинский русловый пруд на р. Просница у д. Каркино (ГТС).

Из информации МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район» усматривается, что сведения о вышеуказанном ГТС в реестре муниципальной собственности района отсутствуют.

Согласно учетной карточке инвентаризации ГТС Каркинского руслового пруда, ранее собственником ГТС являлось ОАО «Кирово-Чепекций химический комбинат», в настоящее время информация о принадлежности кому-либо данного ГТС у администрации Кирово-Чепецкого района отсутствует.

Согласно данным с официального сайта ФГБУ "Центр российского регистра гидротехнических сооружений" в российском регистре гидротехнических сооружений гидротехническое сооружение - Каркинский русловый пруд на р. Просница у д. Каркино отсутствует.

Из информации ФГБУ "ФКП Росреестра" по Кировской области следует, что по состоянию на 02.08.2022в Едином государственном реестре недвижимости в отношении вышеуказанного ГТС записи отсутствуют.

Из представленных суду доказательств установлено, что право собственности на указанный объект гидротехнического сооружения – Каркинский русловый пруд на р. Просница у д. Каркино, расположенного в территориальных границах Кирово-Чепецкого муниципального района, никому не передано, в государственной и муниципальной собственности не зарегистрировано, сведений по ГТС в базе данных Российского регистра гидротехнических сооружений не содержится, в ЕГРН регистрация прав на ГТС отсутствует.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что на администрацию соответствующего муниципального образования возложена государственная функция исполнения обязанности по осуществлению выявления бесхозяйного недвижимого имущества. Орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное недвижимое имущество, является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного.

Меры, установленные ст. 3, 9 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.

При таких обстоятельствах, поскольку спорный объект отвечает признакам бесхозяйного имущества, расположен в административных границах Кирово-Чепецкого муниципального района, а отсутствие обращения администрации района в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Кирово-Чепецкого городского прокурора. Срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, заявленный прокурором (до <дата>) суд находит разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район» в лице администрации Кирово-Чепецкого муниципального района обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии с заявлением о постановке гидротехнического сооружения – Каркинский русловый пруд на р. Просница у д. Каркино, на кадастровый учет и на учет как объекта бесхозяйного имущества в срок до <дата>.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд подачей апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В. Широкова

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

2-1364/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кирово-Чепецкий городской прокурор
Ответчики
МО "Кирово-Чепецкий муниципальный район"
Другие
Управление Ростехнадзора в Кировской области
Министерство охраны окружающей среды Кировской области
ООО "ЭКОГОРОД"
Управление Росреестра по Кировской области
Суд
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области
Судья
Широкова Н.В.
Дело на сайте суда
kirovochepetcky.kir.sudrf.ru
21.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.07.2022Передача материалов судье
25.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2022Судебное заседание
05.09.2022Судебное заседание
06.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее