Дело №а-125/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Родино 31 мая 2018 года
Родинский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Ожогиной Г.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Родинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления по Алтайскому краю и Республике Алтай о признании информации, размещенной на сайте <данные изъяты>, запрещенной к распространению в Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Родинского района Алтайского края обратился в Родинский районный суд Алтайского края с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее Роскомнадзор) о признании информации, размещенной на сайте <данные изъяты> запрещенной к распространению в Российской Федерации.
В обоснование иска указал, что в результате проверки соблюдения законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, по факту распространения информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения посредством выхода в телекоммуникационную сеть Интернет установлено, что на сайте <данные изъяты> размещена информация, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения. Вход на сайт свободный, указанный Интернет-ресурс доступен для неограниченного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Текстовая информация в совокупности с изображениями явно, недвусмысленно направлена на популяризацию, пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, в том числе среди несовершеннолетних, и может способствовать возникновению интереса у детей и подростков к нетрадиционным формам полового поведения.
Семейное законодательство Российской Федерации исходит их необходимости укрепления традиционных семейных отношений – основанных на чувствах взаимной любви и уважения мужчины и женщины, их детей (статьи 1, 12, 47 Семейного кодекса Российской Федерации) и не предусматривает возможности воспитания детей в однополых семьях.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Поскольку информация, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения среди детей, прямо не отнесена в соответствии с «Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено», утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а так же сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению. Иной порядок ограничения доступа к данной информации и, соответственно, защиты детей от такой информации не предусмотрен.
Сайт <данные изъяты> не включен в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Информация, размещенная на указанном сайте, выявлена в прокуратуре Родинского района по адресу: <адрес>.
На основании изложенного прокурор Родинского района Алтайского края просит суд признать информацию, отрицающую семейные ценности, пропагандирующую нетрадиционные сексуальные отношения среди детей, размещенную на Интернет-сайте <данные изъяты>, запрещенной к распространению в Российской Федерации. Обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций включить сайт <данные изъяты> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Исследовав материалы административного дела, суд находит заявленные прокурором Родинского района Алтайского края требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.2 статьи 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
В соответствии с ч.1 ст.292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме.
22.05.2018 в Родинский районный суд Алтайского края поступило письмо пояснение от административного ответчика – Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай о том, что Управление не возражает против применения упрощенного (письменного) порядка производства по административному делу.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В силу п.1 ст. 39 КАС прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Поскольку установить лиц, разместивших информационные материалы в сети «Интернет» не представляется возможным, суд признает обоснованным избранный прокурором Родинского района Алтайского края способ защиты интересов неопределенного круга лиц.
Целью обращения в суд является ограничение доступа к указанной информации на территории Российской Федерации.
В силу статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, в том числе, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения.
В соответствие с пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Федеральный закон №436-ФЗ) к информации, запрещенной среди детей, относится информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона №436-ФЗ доступом детей к информации признается возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.
Доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети «Интернет» в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме), другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (часть 1 статьи 14 Федерального закона № 436 –ФЗ).
Согласно положениям части 1 статьи 15.1 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон №149-ФЗ) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В Единый реестр доменных имен включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ).
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительств» РФ (часть 3 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ).
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона №149-ФЗ, являются помимо прочего вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункт 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона №149-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 10 Федерального закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Прокурором Родинского района Алтайского края проведена проверка соблюдения законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, путем мониторинга сети «Интернет».
По результатам проверки установлено, что в сети «Интернет» на сетевом адресе <данные изъяты> размещена информация, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения.
Учитывая, что статьей 6.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, то на сайте <данные изъяты> содержится информация, распространение которой в силу Закона запрещено.
Судом установлено, что посещение сайта свободно для неограниченного круга граждан, в том числе и несовершеннолетних, доступ к указанной информации не защищен контент-фильтрацией, какого-либо пароля для доступа в сеть «Интернет» и подтверждения лицом, желающим получить пароль для доступа, возраста 18 лет, не требуется, что подтверждено соответствующими актами.
Текстовая информация в совокупности с изображениями явно и недвусмысленно направлена на популяризацию, пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, в том числе среди несовершеннолетних, и может способствовать возникновению интереса у детей и подростков к нетрадиционным формам полового поведения.
На день вынесения решения сайт <данные изъяты> Единый реестр доменных имен не включен.
Учитывая, что факт распространения на сайте запрещенной информации установлен, следовательно, имеются правовые основания для признания данной информации запрещенной, поскольку представленные на сайте информационные материалы нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и представляет реальную угрозу здоровью детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Данное обстоятельство необходимо для включения вышеуказанных доменных имен в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в Единый реестр.
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. № 228 (далее Положение №228) Роскомнадзор осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, - за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к производству и выпуску средств массовой информации, вещанию телеканалов, радиоканалов, телепрограмм и радиопрограмм, а также к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») и сетей подвижной радиотелефонной связи (за исключением контроля и надзора за соответствием требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, информационной продукции, реализуемой потребителям, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, и размещения в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции с соблюдением требований технических регламентов, а также за соблюдением образовательными и научными организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к информационной продукции, используемой как в образовательном процессе, так и при предоставлении образовательными и научными организациями доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (пункт 5.1.1.6.).
Таким образом, в силу возложенных на него обязанностей Роскомнадзор обязан осуществлять государственный контроль и надзор в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Удовлетворяя исковые требования к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления по Алтайскому краю и Республике Алтай суд исходит из того, что ответчик информирован о наличии на страницах сайта в сети «Интернет» запрещенной информации, однако, предусмотренных ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ действий по включению сайтов в Реестр доменных имен предпринято не было, что является основанием для возложения обязанности на административного ответчика включить сайт в Единый реестр доменных имен.
При таких обстоятельствах и, учитывая, что включение сайта, содержащего запрещенную информацию, будет способствовать ограничению доступа к указанному сайту, суд удовлетворяет административные исковые требования в полном объеме.
Согласно ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) от уплаты государственной пошлины освобождаются.
Таким образом, государственная пошлина взысканию с административного ответчика не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административно исковое заявление прокурора Родинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать информацию, отрицающую семейные ценности, пропагандирующую нетрадиционные сексуальные отношения среди детей, размещенную на Интернет-сайте <данные изъяты> запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления по Алтайскому краю и Республике Алтай включить сайт <данные изъяты> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Родинский районный суд Алтайского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Г.В. Ожогина