Решение по делу № 33-8673/2024 от 19.04.2024

Дело №33-8673/2024

УИД 66RS0015-01-2023-002458-92

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 07.06.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Кокшарова Е.В.,

судей Хрущевой О.В.,

Ершовой Т.Е.,

с участием прокурора Балакиной И.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волковым К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Мастыкиной Любови Валерьевны к Счетной палате Асбестовского городского округа о признании приказа об увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда,

по апелляционным жалобам Мастыкиной Л.В., Счетной палаты Асбестовского городского округа на решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 26.02.2024.

Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения Мастыкиной Л.В., представителя Счетной палаты Асбестовского городского округа - Еланцева А.А., заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Балакиной И.Н., судебная коллегия

установила:

Мастыкина Л.В. обратилась в суд с иском к Счетной палате Асбестовского городского округа, в котором с учетом уточнения заявленных требований, просила:

признать уведомление от 02.10.2023 №261 и приказ от 13.12.2023 №22-к о прекращении трудового договора, на основании п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации (возникновение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности) незаконными;

восстановить на работе в качестве заместителя председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа с 14.12.2023;

взыскать средний заработок за время вынужденного прогула, задолженность по заработной плате за период с 01.01.2023 по 30.11.2023 в размере 236472 руб. 60 коп., компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.

В обоснование иска указала, что решением Думы Асбестовского городского округа от 31.03.2016 №74/16 назначена на должность заместителя председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа. 02.10.2023 Мастыкина Л.В. уведомлена о предстоящем прекращении с ней трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с изменением статуса должности заместителя председателя контрольно-счетного органа в соответствии с положениями Федерального закона от 01.07.2021 №255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 13.12.2023 Мастыкина Л.В. уволена, на основании п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации (возникновение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности). Полагала, что прекращение трудового договора по соответствующему основанию является незаконным, поскольку внесение изменений в законодательство не является основанием для досрочного прекращения её полномочий. На момент увольнения Счетной палатой Асбестовского городского округа не исполнена обязанность по своевременной и в полном объеме выплате вознаграждения за труд, с учетом обстоятельств фактического исполнения Мастыкиной Л.В. в период с 01.01.2023 по 30.11.2023 полномочий по муниципальной должности заместителя председателя контрольно-счетного органа. Считает, что ей не начислена и не выплачена заработная плата в размере 236472 руб. 60 коп., которая должна быть рассчитана, с учетом положений решения Думы Асбестовского городского округа от 01.08.2023 №66/4 «О внесении изменений в решение Думы Асбестовского городского округа от 25.03.2021 №47/7 «О заработной плате лиц, замещающих муниципальные должности Асбестовского городского округа на постоянной основе».

Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 26.02.2024 иск Мастыкиной Л.В. удовлетворен частично.

Судом постановлено:

признать уведомление от 02.10.2023 №261 и приказ от 13.12.2023 №22-к о прекращении с Мастыкиной Л.В. трудового договора, на основании п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации, незаконными;

восстановить Мастыкину Л.В. на работе в должности заместителя председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа;

взыскать со Счетной палаты Асбестовского городского округа в пользу Мастыкиной Л.В. оплату времени вынужденного прогула за периоды с 14.12.2023 по 26.12.2023, 11.01.2024 по 25.02.2024 в размере 163656 руб., за вычетом налога на доходы физического лица, с начислением и уплатой Счетной палатой Асбестовского городского округа с указанной суммы страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, начисление среднего заработка за время вынужденного прогула продолжить по день фактического восстановления Мастыкиной Л.В. на работе;

взыскать со Счетной палаты Асбестовского городского округа в пользу Мастыкиной Л.В. компенсацию морального вреда в размере 30000 руб.;

в удовлетворении иска в остальной части отказать.

Решение в части восстановления Мастыкиной Л.В. на работе приведено к немедленному исполнению.

Не согласившись с решением суда, Мастыкиной Л.В. подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление в части отказа в удовлетворении требования о взыскании задолженности по заработной плате за период с 01.01.2023 по 30.11.2023 в размере 236472 руб. 60 коп., поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что, будучи ранее назначенной на должность муниципальной службы в качестве заместителя Счетной палаты Асбестовского городского округа Мастыкина Л.В. в полном объеме исполняла полномочия по муниципальной должности заместителя председателя контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа, в соответствии с ч.2 ст.14 Положения о контрольно-счетном органе, утвержденного решением Думы Асбестовского городского округа от 26.12.2022 №64 по факту их возложения. Судом не учтены требования п.11 Положения об оплате труда муниципальных служащих Асбестовского городского округа, утвержденного решением Думы Асбестовского городского округа от 16.12.2021 №47/5, в соответствии с которым при временном исполнении служебных обязанностей по должности временно отсутствующего работника замещающему муниципальному служащему выплачивается разница между его фактическим должностным окладом и должностным окладом замещаемого работника (без надбавки), на основании которого произведен расчет не начисленной и не выплаченной Мастыкиной Л.В. заработной платы.

Счетная палата Асбестовского городского округа, обращаясь с апелляционной жалобой, указала на наличие оснований для отмены судебного постановления в части удовлетворения иска. Полагает, что, с учетом изменений, внесенных в действующее законодательство Федеральным законом от 01.07.2021 №255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» имелись правовые основания для увольнения Мастыкиной Л.В. по п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации. Поскольку должность заместителя председателя контрольно-ревизионной комиссии стала муниципальной должностью, а не должностью муниципальной службы, то повышены квалификационные требования к её замещению, изменен статус должности, в связи с чем правовых оснований для продолжения с Мастыкиной Л.В. служебных отношений в указанной должности не имелось.

На апелляционную жалобу Счетной палаты Асбестовского городского округа от Мастыкиной Л.В. поступили письменные возражения, согласно которым решение суда в оспариваемой ответчиком части является законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального и процессуального права.

В суд апелляционной инстанции явились Мастыкина Л.В., представитель Счетной палаты Асбестовского городского округа - Еланцев А.А., настаивавшие на доводах своих апелляционных жалоб.

Прокурором отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Балакиной И.Н. дано заключение, согласно которому решение суда первой инстанции в части восстановления Мастыкиной Л.В. на работе, взыскания в её пользу среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда является законным и обоснованным. Всем представленным сторонами по делу доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка.

Поскольку все лица, участвующие в деле, явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции, судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, заключение прокурора, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционных жалоб и возражений на них, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда, которым правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения, на основании исследования и оценки, имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделан обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Думы Асбестовского городского округа от 31.03.2016 №74/16 Мастыкина Л.В. назначена на должность заместителя председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа.

Во исполнение решения Думы Асбестовского городского округа от 31.03.2016 №74/16 с Мастыкиной Л.В. 01.04.2016 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 13.11.2006, по условиям которого муниципальный служащий переведен с муниципальной должности муниципальной службы инспектора Счетной палаты Асбестовского городского округа на должность заместителя председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа. Настоящий договор заключен на неопределенный срок.

В соответствии со ст.2 Закона Свердловской области от 17.11.2021 №94-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» и параграф 3-1 Реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований», вступившего в силу 01.12.2021, из реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований, исключены должности председателя и заместителя председателя контрольно-счетного органа.

Решением Думы Асбестовского городского округа от 27.10.2022 №31 внесены изменения в Устав Асбестовского городского округа, касающиеся отнесения должностей председателя и заместителя председателя контрольно-счетного органа к муниципальным должностям и порядка назначения на эти должности, вступившие в силу 07.12.2022.

02.10.2023 Мастыкина Л.В. уведомлена о прекращении с ней трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с изменением статуса должности заместителя председателя контрольно-счетного органа в соответствии с положениями Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

13.12.2023 Мастыкина Л.В. уволена, на основании п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации (возникновение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности).

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования о признании уведомления от 02.10.2023 №261, приказа от 13.12.2023 №22-к о прекращении трудового договора, на основании п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации незаконными, суд, руководствуясь положениями главы 13 Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующими основания прекращения трудового договора, Федеральных законов от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Закона Свердловской области от 12.07.2011 №62-ОЗ «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области», а также установленными по делу фактическими обстоятельствами, пришел к обоснованному выводу о нарушении процедуры увольнения Мастыкиной Л.В.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, верной оценке представленных в материалы дела доказательств.

Согласно п.10 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации к основаниям прекращения трудового договора относятся обстоятельства, не зависящие от воли сторон (ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации).

В п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено основание прекращения трудовых отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, а именно возникновение установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Трудовым кодексом Российской Федерации в ст.ст. 328.1, 331, 349.6, 351.1 предусмотрены ограничения на занятие трудовой деятельностью, непосредственно связанной с управлением легковыми такси при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, для педагогических работников, работников государственных органов, органов местного самоуправления, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы, работников в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Ограничения, связанные с муниципальной службой, предусмотрены ст.13 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Как следует из ч.1 ст.13 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:

признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

прекращения гражданства Российской Федерации либо гражданства (подданства) иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу;

непредставления сведений, предусмотренных ст. 15.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;

признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а если указанное заключение и (или) решение призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение были обжалованы в суд, - в течение 10 лет со дня вступления в законную силу решения суда, которым признано, что права гражданина при вынесении указанного заключения и (или) решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение не были нарушены;

приобретения им статуса иностранного агента.

В силу ч.1.2 ст.13 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть назначен на должности председателя, заместителя председателя и аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования, а муниципальный служащий не может замещать должности председателя, заместителя председателя и аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с председателем представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, главой местной администрации, руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования.

В соответствии с ч.4.1 ст.14 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» должностные лица контрольно-счетных органов обязаны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Как следует из ч.2 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным п.2, 8, 9, 10 или 13 ч.1 указанной статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Из названных норм права следует, что увольнение по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, по п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации возможно при возникновении ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Согласно ч.3 ст.5 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в редакции, действующей до 30.09.2021, должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа могли быть отнесены соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации или муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 19 Закона Свердловской области от 12.07.2011 №62-ОЗ «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» в редакции, действовавшей до 01.11.2021, было предусмотрено, что должности председателя, заместителя председателя, аудиторов и инспекторов контрольно-счетного органа муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, относятся к должностям муниципальной службы, учреждаемым для обеспечения исполнения полномочий контрольно-счетных органов муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.

Пунктом 2 параграфа 3-1 Реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований, утвержденного Законом Свердловской области от 14.06.2005 №49-ОЗ в редакции, действовавшей до 01.12.2021, предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые в контрольно-счетном органе муниципального образования для обеспечения исполнения его полномочий, относящиеся к главным должностям: заместитель председателя контрольно-счетного органа.

Федеральным законом от 01.07.2021 №255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 30.09.2021, внесены изменения в Федеральный закон от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», в том числе в ч.3 ст.5, которой предусмотрено, что должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа относятся соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации, муниципальным должностям. Также данным законом внесены изменения в статьи, регламентирующие порядок назначения на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов, требования к кандидатурам на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов, основные полномочия контрольно-счетных органов и другие.

Законом Свердловской области от 17.11.2021 №94-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» и параграф 3-1 Реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований», вступившим в силу с 01.12.2021, ст.19 Закона Свердловской области от 12.07.2011 № 62-ОЗ «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» и пункты 1 и 2 параграфа 3-1 Реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований, признаны утратившими силу.

По смыслу приведенных изменений федерального и областного законодательства ранее должность заместителя председателя контрольно-счетного органа могла быть отнесена к государственным должностям субъекта Российской Федерации или муниципальным должностям, а потом установлена императивная норма об отнесении должности заместителя председателя контрольно-счетного органа к государственным или муниципальным должностям.

Вместе с тем, вышеуказанные нормативные правовые акты не предусматривают досрочное прекращение полномочий заместителей председателей контрольно-счетных органов муниципальных образований, ранее назначенных на должности муниципальный службы, в определенный срок, после вступления в силу Федерального закона от 01.07.2021 №255-ФЗ, а также возможность их перевода на муниципальные должности. Новые нормативные положения распространяются для вновь назначенных на муниципальные должности заместителей председателей контрольно-счетных органов в установленном порядке. Трудовые отношения с муниципальными служащими могут быть расторгнуты до истечения установленного трудовым договором срока только по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В связи с тем, что указанные законы не предусматривают переходных положений: основания для досрочного прекращения полномочий заместителей председателей контрольно-счетного органа, назначенных на должности муниципальной службы; сроки, в которые муниципальные должности должны быть замещены в установленном данными законами порядке; ограничения на возможность для должностных лиц, замещающих должности муниципальной службы, осуществлять свою деятельность до истечения срока своих полномочий в качестве муниципальных служащих, то их вступление в силу само по себе не являлось основанием для прекращения с истцом трудового договора, на основании п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации.

Учитывая приведенные выше нормативные положения, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что увольнение Мастыкиной Л.В. является незаконным.

Вопреки доводам апелляционной жалобы иное толкование, которое приведено в обоснование правовой позиции привело бы к существенному нарушению прав истца, связанных с обеспечением его права на труд.

Установив обстоятельства, свидетельствующие о незаконности увольнения истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.394 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из предмета и основания иска, правомерно установил основание для восстановления Мастыкиной Л.В. на работе в ранее замещаемой должности, взыскания среднего заработка за время вынужденного прогула, исчисленного в соответствии с требованиями ст.139 Трудового кодекса Российской Федерации, Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 №922.

В силу положений ст.ст. 22, 237 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателе лежит обязанность компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Установив факт нарушения трудовых прав истца, вследствие не правомерного прекращения трудового договора, повлекшего утрату работником заработка, суд обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.

Возлагая на ответчика обязанность по возмещению истцу морального вреда, причиненного вследствие незаконного увольнения, лишения возможности трудиться, суд правильно руководствовался положениями ст. ст. 22, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в п.63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении настоящего гражданского дела, судом приняты во внимание все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, вследствие чего определенный им размер компенсации морального вреда (30 000 руб.) в полной мере отвечает требованиям разумности и справедливости, степени нравственных страданий, которые истец претерпел в связи с незаконным увольнением, утратой постоянного источника дохода.

Учитывая характер причиненных Мастыкиной Л.В. нравственных страданий, вследствие неправомерного прекращения трудового договора, повлекшего утрату ею заработка, необходимость судебной защиты, характер допущенного ответчиком нарушения личных неимущественных прав истца, степень вины работодателя, не представившего доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших исполнению возложенной на него обязанности по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальные нормативные акты, соглашений и трудовых договоров (ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации), ненадлежащее исполнение которой корреспондирует к возникновению обязанности компенсировать Мастыкиной Л.В. в денежном выражении причиненный ей вред за нарушение личных неимущественных прав, а также то обстоятельство, что размер компенсации морального вреда не поддается точному денежному подсчету и взыскивается с целью смягчения эмоционально-психологического состояния лица, которому он причинен, судебная коллегия соглашается с определенным судом размером компенсации морального вреда, подлежащим взысканию со Счетной палаты Асбестовского городского округа в пользу Мастыкиной Л.В.

Определенный размер компенсации морального вреда в полной мере соответствует требованиям разумности и справедливости, конкретным обстоятельствам дела.

Из правильно установленных судом обстоятельств следует, что оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика не начисленной и не выплаченной заработной платы за период с 01.01.2023 по 30.11.2023, в связи с фактическим исполнением Мастыкиной Л.В. полномочий по муниципальной должности заместителя председателя контрольно-счетного органа, которая должна быть рассчитана с учетом положений решения Думы Асбестовского городского округа от 01.08.2023 № 66/4 «О внесении изменений в решение Думы Асбестовского городского округа от 25.03.2021 № 47/7 «О заработной плате лиц, замещающих муниципальные должности Асбестовского городского округа на постоянной основе» не имеется, поскольку на муниципальную должность заместителя председателя Счетной палаты истец в порядке, предусмотренном ст.6 Федерального закона от 07.02.2011№6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (в редакции Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ), не назначалась.

Доводы апелляционной жалобы истца о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования о взыскании задолженности по заработной плате, не опровергают выводов суда, которые являлись предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.

В целом доводов, опровергающих выводы суда, апелляционные жалобы не содержат. Их содержание по существу содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием к отмене решения явиться не может.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 26.02.2024 оставить без изменения, апелляционные жалобы Мастыкиной Л.В., Счетной палаты Асбестовского городского округа – без удовлетворения.

Председательствующий: Е.В. Кокшаров

Судья: О.В. Хрущева

Судья: Т.Е. Ершова

Дело №33-8673/2024

УИД 66RS0015-01-2023-002458-92

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 07.06.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Кокшарова Е.В.,

судей Хрущевой О.В.,

Ершовой Т.Е.,

с участием прокурора Балакиной И.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волковым К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Мастыкиной Любови Валерьевны к Счетной палате Асбестовского городского округа о признании приказа об увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда,

по апелляционным жалобам Мастыкиной Л.В., Счетной палаты Асбестовского городского округа на решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 26.02.2024.

Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения Мастыкиной Л.В., представителя Счетной палаты Асбестовского городского округа - Еланцева А.А., заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Балакиной И.Н., судебная коллегия

установила:

Мастыкина Л.В. обратилась в суд с иском к Счетной палате Асбестовского городского округа, в котором с учетом уточнения заявленных требований, просила:

признать уведомление от 02.10.2023 №261 и приказ от 13.12.2023 №22-к о прекращении трудового договора, на основании п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации (возникновение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности) незаконными;

восстановить на работе в качестве заместителя председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа с 14.12.2023;

взыскать средний заработок за время вынужденного прогула, задолженность по заработной плате за период с 01.01.2023 по 30.11.2023 в размере 236472 руб. 60 коп., компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.

В обоснование иска указала, что решением Думы Асбестовского городского округа от 31.03.2016 №74/16 назначена на должность заместителя председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа. 02.10.2023 Мастыкина Л.В. уведомлена о предстоящем прекращении с ней трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с изменением статуса должности заместителя председателя контрольно-счетного органа в соответствии с положениями Федерального закона от 01.07.2021 №255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 13.12.2023 Мастыкина Л.В. уволена, на основании п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации (возникновение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности). Полагала, что прекращение трудового договора по соответствующему основанию является незаконным, поскольку внесение изменений в законодательство не является основанием для досрочного прекращения её полномочий. На момент увольнения Счетной палатой Асбестовского городского округа не исполнена обязанность по своевременной и в полном объеме выплате вознаграждения за труд, с учетом обстоятельств фактического исполнения Мастыкиной Л.В. в период с 01.01.2023 по 30.11.2023 полномочий по муниципальной должности заместителя председателя контрольно-счетного органа. Считает, что ей не начислена и не выплачена заработная плата в размере 236472 руб. 60 коп., которая должна быть рассчитана, с учетом положений решения Думы Асбестовского городского округа от 01.08.2023 №66/4 «О внесении изменений в решение Думы Асбестовского городского округа от 25.03.2021 №47/7 «О заработной плате лиц, замещающих муниципальные должности Асбестовского городского округа на постоянной основе».

Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 26.02.2024 иск Мастыкиной Л.В. удовлетворен частично.

Судом постановлено:

признать уведомление от 02.10.2023 №261 и приказ от 13.12.2023 №22-к о прекращении с Мастыкиной Л.В. трудового договора, на основании п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации, незаконными;

восстановить Мастыкину Л.В. на работе в должности заместителя председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа;

взыскать со Счетной палаты Асбестовского городского округа в пользу Мастыкиной Л.В. оплату времени вынужденного прогула за периоды с 14.12.2023 по 26.12.2023, 11.01.2024 по 25.02.2024 в размере 163656 руб., за вычетом налога на доходы физического лица, с начислением и уплатой Счетной палатой Асбестовского городского округа с указанной суммы страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, начисление среднего заработка за время вынужденного прогула продолжить по день фактического восстановления Мастыкиной Л.В. на работе;

взыскать со Счетной палаты Асбестовского городского округа в пользу Мастыкиной Л.В. компенсацию морального вреда в размере 30000 руб.;

в удовлетворении иска в остальной части отказать.

Решение в части восстановления Мастыкиной Л.В. на работе приведено к немедленному исполнению.

Не согласившись с решением суда, Мастыкиной Л.В. подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление в части отказа в удовлетворении требования о взыскании задолженности по заработной плате за период с 01.01.2023 по 30.11.2023 в размере 236472 руб. 60 коп., поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что, будучи ранее назначенной на должность муниципальной службы в качестве заместителя Счетной палаты Асбестовского городского округа Мастыкина Л.В. в полном объеме исполняла полномочия по муниципальной должности заместителя председателя контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа, в соответствии с ч.2 ст.14 Положения о контрольно-счетном органе, утвержденного решением Думы Асбестовского городского округа от 26.12.2022 №64 по факту их возложения. Судом не учтены требования п.11 Положения об оплате труда муниципальных служащих Асбестовского городского округа, утвержденного решением Думы Асбестовского городского округа от 16.12.2021 №47/5, в соответствии с которым при временном исполнении служебных обязанностей по должности временно отсутствующего работника замещающему муниципальному служащему выплачивается разница между его фактическим должностным окладом и должностным окладом замещаемого работника (без надбавки), на основании которого произведен расчет не начисленной и не выплаченной Мастыкиной Л.В. заработной платы.

Счетная палата Асбестовского городского округа, обращаясь с апелляционной жалобой, указала на наличие оснований для отмены судебного постановления в части удовлетворения иска. Полагает, что, с учетом изменений, внесенных в действующее законодательство Федеральным законом от 01.07.2021 №255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» имелись правовые основания для увольнения Мастыкиной Л.В. по п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации. Поскольку должность заместителя председателя контрольно-ревизионной комиссии стала муниципальной должностью, а не должностью муниципальной службы, то повышены квалификационные требования к её замещению, изменен статус должности, в связи с чем правовых оснований для продолжения с Мастыкиной Л.В. служебных отношений в указанной должности не имелось.

На апелляционную жалобу Счетной палаты Асбестовского городского округа от Мастыкиной Л.В. поступили письменные возражения, согласно которым решение суда в оспариваемой ответчиком части является законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального и процессуального права.

В суд апелляционной инстанции явились Мастыкина Л.В., представитель Счетной палаты Асбестовского городского округа - Еланцев А.А., настаивавшие на доводах своих апелляционных жалоб.

Прокурором отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Балакиной И.Н. дано заключение, согласно которому решение суда первой инстанции в части восстановления Мастыкиной Л.В. на работе, взыскания в её пользу среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда является законным и обоснованным. Всем представленным сторонами по делу доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка.

Поскольку все лица, участвующие в деле, явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции, судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, заключение прокурора, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционных жалоб и возражений на них, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда, которым правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения, на основании исследования и оценки, имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделан обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Думы Асбестовского городского округа от 31.03.2016 №74/16 Мастыкина Л.В. назначена на должность заместителя председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа.

Во исполнение решения Думы Асбестовского городского округа от 31.03.2016 №74/16 с Мастыкиной Л.В. 01.04.2016 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 13.11.2006, по условиям которого муниципальный служащий переведен с муниципальной должности муниципальной службы инспектора Счетной палаты Асбестовского городского округа на должность заместителя председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа. Настоящий договор заключен на неопределенный срок.

В соответствии со ст.2 Закона Свердловской области от 17.11.2021 №94-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» и параграф 3-1 Реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований», вступившего в силу 01.12.2021, из реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований, исключены должности председателя и заместителя председателя контрольно-счетного органа.

Решением Думы Асбестовского городского округа от 27.10.2022 №31 внесены изменения в Устав Асбестовского городского округа, касающиеся отнесения должностей председателя и заместителя председателя контрольно-счетного органа к муниципальным должностям и порядка назначения на эти должности, вступившие в силу 07.12.2022.

02.10.2023 Мастыкина Л.В. уведомлена о прекращении с ней трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с изменением статуса должности заместителя председателя контрольно-счетного органа в соответствии с положениями Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

13.12.2023 Мастыкина Л.В. уволена, на основании п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации (возникновение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности).

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования о признании уведомления от 02.10.2023 №261, приказа от 13.12.2023 №22-к о прекращении трудового договора, на основании п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации незаконными, суд, руководствуясь положениями главы 13 Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующими основания прекращения трудового договора, Федеральных законов от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Закона Свердловской области от 12.07.2011 №62-ОЗ «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области», а также установленными по делу фактическими обстоятельствами, пришел к обоснованному выводу о нарушении процедуры увольнения Мастыкиной Л.В.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, верной оценке представленных в материалы дела доказательств.

Согласно п.10 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации к основаниям прекращения трудового договора относятся обстоятельства, не зависящие от воли сторон (ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации).

В п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено основание прекращения трудовых отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, а именно возникновение установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Трудовым кодексом Российской Федерации в ст.ст. 328.1, 331, 349.6, 351.1 предусмотрены ограничения на занятие трудовой деятельностью, непосредственно связанной с управлением легковыми такси при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, для педагогических работников, работников государственных органов, органов местного самоуправления, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы, работников в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Ограничения, связанные с муниципальной службой, предусмотрены ст.13 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Как следует из ч.1 ст.13 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:

признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

прекращения гражданства Российской Федерации либо гражданства (подданства) иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу;

непредставления сведений, предусмотренных ст. 15.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;

признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а если указанное заключение и (или) решение призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение были обжалованы в суд, - в течение 10 лет со дня вступления в законную силу решения суда, которым признано, что права гражданина при вынесении указанного заключения и (или) решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение не были нарушены;

приобретения им статуса иностранного агента.

В силу ч.1.2 ст.13 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть назначен на должности председателя, заместителя председателя и аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования, а муниципальный служащий не может замещать должности председателя, заместителя председателя и аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с председателем представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, главой местной администрации, руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования.

В соответствии с ч.4.1 ст.14 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» должностные лица контрольно-счетных органов обязаны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Как следует из ч.2 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным п.2, 8, 9, 10 или 13 ч.1 указанной статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Из названных норм права следует, что увольнение по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, по п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации возможно при возникновении ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Согласно ч.3 ст.5 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в редакции, действующей до 30.09.2021, должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа могли быть отнесены соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации или муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 19 Закона Свердловской области от 12.07.2011 №62-ОЗ «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» в редакции, действовавшей до 01.11.2021, было предусмотрено, что должности председателя, заместителя председателя, аудиторов и инспекторов контрольно-счетного органа муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, относятся к должностям муниципальной службы, учреждаемым для обеспечения исполнения полномочий контрольно-счетных органов муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.

Пунктом 2 параграфа 3-1 Реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований, утвержденного Законом Свердловской области от 14.06.2005 №49-ОЗ в редакции, действовавшей до 01.12.2021, предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые в контрольно-счетном органе муниципального образования для обеспечения исполнения его полномочий, относящиеся к главным должностям: заместитель председателя контрольно-счетного органа.

Федеральным законом от 01.07.2021 №255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 30.09.2021, внесены изменения в Федеральный закон от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», в том числе в ч.3 ст.5, которой предусмотрено, что должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа относятся соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации, муниципальным должностям. Также данным законом внесены изменения в статьи, регламентирующие порядок назначения на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов, требования к кандидатурам на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов, основные полномочия контрольно-счетных органов и другие.

Законом Свердловской области от 17.11.2021 №94-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» и параграф 3-1 Реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований», вступившим в силу с 01.12.2021, ст.19 Закона Свердловской области от 12.07.2011 № 62-ОЗ «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» и пункты 1 и 2 параграфа 3-1 Реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований, признаны утратившими силу.

По смыслу приведенных изменений федерального и областного законодательства ранее должность заместителя председателя контрольно-счетного органа могла быть отнесена к государственным должностям субъекта Российской Федерации или муниципальным должностям, а потом установлена императивная норма об отнесении должности заместителя председателя контрольно-счетного органа к государственным или муниципальным должностям.

Вместе с тем, вышеуказанные нормативные правовые акты не предусматривают досрочное прекращение полномочий заместителей председателей контрольно-счетных органов муниципальных образований, ранее назначенных на должности муниципальный службы, в определенный срок, после вступления в силу Федерального закона от 01.07.2021 №255-ФЗ, а также возможность их перевода на муниципальные должности. Новые нормативные положения распространяются для вновь назначенных на муниципальные должности заместителей председателей контрольно-счетных органов в установленном порядке. Трудовые отношения с муниципальными служащими могут быть расторгнуты до истечения установленного трудовым договором срока только по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В связи с тем, что указанные законы не предусматривают переходных положений: основания для досрочного прекращения полномочий заместителей председателей контрольно-счетного органа, назначенных на должности муниципальной службы; сроки, в которые муниципальные должности должны быть замещены в установленном данными законами порядке; ограничения на возможность для должностных лиц, замещающих должности муниципальной службы, осуществлять свою деятельность до истечения срока своих полномочий в качестве муниципальных служащих, то их вступление в силу само по себе не являлось основанием для прекращения с истцом трудового договора, на основании п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации.

Учитывая приведенные выше нормативные положения, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что увольнение Мастыкиной Л.В. является незаконным.

Вопреки доводам апелляционной жалобы иное толкование, которое приведено в обоснование правовой позиции привело бы к существенному нарушению прав истца, связанных с обеспечением его права на труд.

Установив обстоятельства, свидетельствующие о незаконности увольнения истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.394 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из предмета и основания иска, правомерно установил основание для восстановления Мастыкиной Л.В. на работе в ранее замещаемой должности, взыскания среднего заработка за время вынужденного прогула, исчисленного в соответствии с требованиями ст.139 Трудового кодекса Российской Федерации, Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 №922.

В силу положений ст.ст. 22, 237 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателе лежит обязанность компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Установив факт нарушения трудовых прав истца, вследствие не правомерного прекращения трудового договора, повлекшего утрату работником заработка, суд обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.

Возлагая на ответчика обязанность по возмещению истцу морального вреда, причиненного вследствие незаконного увольнения, лишения возможности трудиться, суд правильно руководствовался положениями ст. ст. 22, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в п.63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении настоящего гражданского дела, судом приняты во внимание все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, вследствие чего определенный им размер компенсации морального вреда (30 000 руб.) в полной мере отвечает требованиям разумности и справедливости, степени нравственных страданий, которые истец претерпел в связи с незаконным увольнением, утратой постоянного источника дохода.

Учитывая характер причиненных Мастыкиной Л.В. нравственных страданий, вследствие неправомерного прекращения трудового договора, повлекшего утрату ею заработка, необходимость судебной защиты, характер допущенного ответчиком нарушения личных неимущественных прав истца, степень вины работодателя, не представившего доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших исполнению возложенной на него обязанности по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальные нормативные акты, соглашений и трудовых договоров (ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации), ненадлежащее исполнение которой корреспондирует к возникновению обязанности компенсировать Мастыкиной Л.В. в денежном выражении причиненный ей вред за нарушение личных неимущественных прав, а также то обстоятельство, что размер компенсации морального вреда не поддается точному денежному подсчету и взыскивается с целью смягчения эмоционально-психологического состояния лица, которому он причинен, судебная коллегия соглашается с определенным судом размером компенсации морального вреда, подлежащим взысканию со Счетной палаты Асбестовского городского округа в пользу Мастыкиной Л.В.

Определенный размер компенсации морального вреда в полной мере соответствует требованиям разумности и справедливости, конкретным обстоятельствам дела.

Из правильно установленных судом обстоятельств следует, что оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика не начисленной и не выплаченной заработной платы за период с 01.01.2023 по 30.11.2023, в связи с фактическим исполнением Мастыкиной Л.В. полномочий по муниципальной должности заместителя председателя контрольно-счетного органа, которая должна быть рассчитана с учетом положений решения Думы Асбестовского городского округа от 01.08.2023 № 66/4 «О внесении изменений в решение Думы Асбестовского городского округа от 25.03.2021 № 47/7 «О заработной плате лиц, замещающих муниципальные должности Асбестовского городского округа на постоянной основе» не имеется, поскольку на муниципальную должность заместителя председателя Счетной палаты истец в порядке, предусмотренном ст.6 Федерального закона от 07.02.2011№6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (в редакции Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ), не назначалась.

Доводы апелляционной жалобы истца о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования о взыскании задолженности по заработной плате, не опровергают выводов суда, которые являлись предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.

В целом доводов, опровергающих выводы суда, апелляционные жалобы не содержат. Их содержание по существу содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием к отмене решения явиться не может.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 26.02.2024 оставить без изменения, апелляционные жалобы Мастыкиной Л.В., Счетной палаты Асбестовского городского округа – без удовлетворения.

Председательствующий: Е.В. Кокшаров

Судья: О.В. Хрущева

Судья: Т.Е. Ершова

33-8673/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Асбеста
Мастыкина Любовь Валерьевна
Ответчики
Счетная палата Асбестовского городского округа
Суд
Свердловский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
23.04.2024Передача дела судье
07.06.2024Судебное заседание
29.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2024Передано в экспедицию
07.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее