Дело № 7-890/2022
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
г. Нижний Новгород 04 августа 2022 года
Судья Нижегородского областного суда Шелудяков Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия – главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Дмитриевой А.А. на решение судьи Борского городского суда Нижегородской области от 14 апреля 2022 года об отмене постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия – главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Дмитриевой А.А. № 06-062/2021 от 12 марта 2021 года и прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2.3 КоАП РФ, в отношении АО «Линдовская птицефабрика – племенной завод»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия – главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Дмитриевой А.А. № 06-062/2021 от 12 марта 2021 года АО «Линдовская птицефабрика – племенной завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 (пятисот тысяч) рублей.
Считая вынесенное должностным лицом постановление незаконным и подлежащим отмене, представитель по доверенности АО «Линдовская птицефабрика – племенной завод» Давыдова Е.А. обратилась с жалобой в Борский городской суд Нижегородской области.
Решением судьи Борского городского суда Нижегородской области от 05 августа 2021 года постановление административного органа изменено в части назначенного Обществу административного наказания, размер административного штрафа снижен до 250 000 (двухсот пятидесяти тысяч) рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба заявителя без удовлетворения.
Решением судьи Нижегородского областного суда от 09 декабря 2021 года, решением судьи Борского городского суда Нижегородской области от 05 августа 2021 года отменено, дела об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение в Борский городской суд Нижегородской области.
Решением судьи Борского городского суда Нижегородской области от 14 апреля 2022 года, постановление административного органа отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2.3 КоАП РФ, в отношении АО «Линдовская птицефабрика – племенной завод» прекращено на основании п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия – главный специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора Дмитриева А.А. выражает несогласие с решением судьи и просит его отменить, оставив в силе постановление от 12 марта 2021 года, поскольку решение судьи в отношении должностного лица АО «Линдовская птицефабрика – племенной завод» ФИО8 в Управление не поступало.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя административного органа ФИО6, поддержавшую доводы жалобы, защитников АО «Линдовская птицефабрика – племенной завод» ФИО4, ФИО7,, полагавших, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 4 ст. 8.2.3 КоАП РФ, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов животноводства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах; нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности).
В соответствии со ст. 1 названного Закона под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом об отходах.
В соответствии с ч. ч.1 и 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 6 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ предусмотрено внесение объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов, разделом 3 которого предусмотрен государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), включающий свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17 данного Порядка не подлежат включению в ГРОРО: объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком; объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации; специальные объекты размещения радиоактивных отходов; скотомогильники.
ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49 (п. 18 Порядка).
В соответствии с требованиями, закрепленными в п. 19 Порядка территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор следующую информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО:
наименование объекта размещения отходов;
назначение объекта размещения отходов ("хранение отходов" либо "захоронение отходов") с указанием наименований основных видов размещаемых отходов и их кодов по ФККО;
местонахождение объекта размещения отходов - код по Общероссийскому классификатору объектов административно- территориального деления (ОКАТО) и наименование ближайшего населенного пункта;
сведения о наличии негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов ("имеется" либо "отсутствует") на основании данных мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;
предложение по порядковому номеру объекта размещения отходов по территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующем объект размещения отходов, включая:
наименование, место нахождения юридического лица,
фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства.
Указанные сведения представляются территориальными органами Росприроднадзора в Росприроднадзор на основании данных, представленные им лицом, эксплуатирующем объект.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 № 49 утверждены Правила инвентаризации объектов размещения отходов, которые устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов.
Правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы), для Росприроднадзора и для территориальных органов Росприроднадзора.
Правилами инвентаризации объектов размещения отходов предусмотрены коды видов объектов размещения отходов, которыми предусмотрен такой объект как «пометохранилище» (код 11).
Инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет (пункт 4 Правил).
В соответствии с п. 7 Правил информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, используется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов, при принятии решений об утверждении лимитов на размещение отходов, а также в иных целях регулирования деятельности по обращению с отходами.
ГОСТ 34103-2017 «Межгосударственный стандарт. Удобрения органические. Термины и определения», введенным в действие Приказом Росстандарта от 10.08.2017 № 857-ст дано понятие навозохранилищу (пометохранилищу), как сооружению для сбора, хранения, обеззараживания навоза (помета), эксплуатируемые АО «Линдовское» и являющиеся предметом спора по настоящему делу. Доказательств наличия иных объектов, в которые удаляется помет из животноводческих помещений АО «Линдовское» обществом не представлено, в материалах дела сведения о них отсутствуют.
Как следует из материалов дела, АО «Линдовское» осуществляет деятельность по разведению сельскохозяйственной птицы (ОКВЭД 01.47).
В результате хозяйственной деятельности на АО «Линдовское» образуются отходы производства и потребления.
Основные виды деятельности, в результате которых происходит образование отходов производства: разведение сельскохозяйственной птицы, производство мяса и мясопродуктов, производство готовых кормов для животных.
АО «Линдовское» осуществляет лицензируемый вид деятельности по транспортированию отходов III-IV классов опасности на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, предоставленной Департаментом Росприроднадзора по Приволжскому Федеральному округу от 09.11.2016 № (52)-2109-Т.
Согласно данной лицензии в перечень отходов, с которыми АО «Линдовское» разрешено осуществлять деятельность по транспортированию отходов III-IV классов опасности, включены следующие виды отходов: помет куриный свежий, помет куриный перепревший.
АО «Линдовское» имеет собственное сооружение, предназначенное для хранения помета (пометохранилище), расположенное на расстоянии 700 метров севернее от центральной промышленной площадки Линда (Борский район, Нижегородская область, с. Линда) наземного типа, вместимостью 40 000 тонн, рабочий проект разработан институтом «Нижегородагроводпроект» г. Нижний Новгород в 1991 году.
На пометохранилище поступает отход помёт птичий от цехов и обособленных подразделений: с Объекта АО «Линдовское» головное предприятие, Объекта ОП «Птицефабрика Семёновская», Объекта ОП «Птицефабрика Уренская», который транспортируется автомашинами и тракторными тележками согласно Лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности 09.11.2016 № (52)-2109-Т в части транспортирования отходов III-IV классов опасности.
АО «Линдовское» в соответствии с Технологическим регламентом, утвержденным генеральным директором Управляющей организации ООО «ГРАНД-НН Менеджмент» 30.09.2017, производит компост (органическое удобрение) на основе использования в качестве сырья следующих компонентов:
- помёт куриный перепревший от напольного содержания птицы (код по ФККО 1 12 711 02 29 4, IV класса опасности);
- помет куриный свежий от клеточного содержания птицы (код по ФККО 1 12 711 01 33 3, III класса опасности);
- осадок от очистных сооружений (код по ФККО 7 22 125 15 395,V класса опасности).
Технологический процесс производства органического удобрения (компоста) состоит из следующих основных операций: сначала в качестве влагопоглощающего материала доставляют и разравнивают помет куриный перепревший (код по ФККО 1 12 711 02 29 4, IV класса опасности) от цехов с напольным содержанием птицы, слоем около 40 см. (данный вид помета имеет в своем составе большой процент опилок древесных). Затем на этот подушечный слой доставляют и разравнивают по мере образования осадок от очистных сооружений (код по ФККО 7 22 125 15395,V класса опасности) и помет куриный свежий от клеточного содержания птицы (код по ФККО 1 12 711 01 33 3, III класса опасности). Затем компоненты для приготовления компоста смешиваются с помощью механизированной техники и формируют в бурт, затем сдвигаются грейдером к основной массе для последующего хранения. В целях профилактики возникновения заражения помёта возбудителями его обеззараживают естественным путем в процессе выдерживания на площадке в течении 12 месяцев.
Согласно Технологического регламента на производство органических удобрений на основе помёта птичьего АО «Линдовское» организовывает производственный контроль по показателям соответствия сырье (помёт куриный свежий, помёт куриный перепревший, осадок очистных сооружений) согласно требованиям ГОСТ Р 53117 - 2008 Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технологические условия. ГОСТ 31461-2012 Межгосударственный стандарт. Помет птицы. Сырье для производства органических удобрений.
АО «Линдовское» использует органическое удобрение (компост) на основе помёта куриного перепревшего (код по ФККО 1 12 711 02 29 4); помета куриного свежего (код по ФККО 1 12 711 01 33 3); осадка от очистных сооружений (код по ФККО 7 22 125 15 39 5) в целях обогащения почвы азотом и другими элементами питания растений.
Однако согласно технологического регламента процесса производства комбикормов, утверждённого 10.01.2018 установлено, что смет с цеха производства комбикормов IV класса опасности предварительно взвешивается и отправляется на пометохранилище (ст. 12).
02.02.2021 лабораторией ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО», был произведен отбор проб данного отхода (протокол взятия проб и образцов от 02.02.2021 №б/н; акт отбора проб отходов от 02.02.2021 №14).
Согласно протоколу от 17.02.2021 № 29/Т-Отх результатов анализа на токсичность отхода № 4, смет с цеха производства комбикормов, относятся к IV классу опасности.
Таким образом, помимо помета куриного свежего (код по ФККО 1 12 711 01 33 3, III класса опасности), помета куриного перепревшего (код по ФККО 1 12 711 02 29 4, IV класса опасности) на пометохранилище размещается еще отходы осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод V класса опасности и смет с цеха производства комбикормов IV класса опасности.
Согласно справке АО «Линдовское» от 19.02.2021 № 191 на предприятии в период с 09.11.2016 по 19.02.2021 образовывался птичий помет, в количестве: с 09.11.2016 по 31.12.2016 - 4760,435 тонн; -за 2017 год - 29614,685 тонн; -за 2018 год-31020,14 тонн; за 2019 год - 36694,3 тонны; за 2020 год 34313,70 тонн; за январь 2021 года - 4092,70 тонн.
АО «Линдовское» имеет в собственности 10229 га земель сельскохозяйственного назначения, что позволяет использовать получаемый предприятием компост в качестве органического удобрения для повышения плодородия на своих землях. АО «Линдовское» не продает компост сторонним организациям и физическим лицам.
При таких обстоятельствах помет куриный свежий, код по ФККО 1 12711 01 33 3, помет куриный перепревший, код по ФККО 1 12 711 02 29 4, являясь, в том числе сырьем для органического удобрения, не перестают быть отходами, поскольку входят в Федеральный классификационный каталог отходов и являются отходами III-IV класса опасности.
Лабораторией ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО», был произведен отбор проб отходов птичьего помёта из пометахранилигца (протокол взятия проб и образцов от 03.02.2021 №б/н; акт отбора проб отходов от 03.02.2021 №17).
Согласно протоколу от 27.02.2021 № 48/Т-Отх результатов анализа на токсичность отход № 3, птичий помет из пометахранилигца, относятся к IV классу опасности.
Между тем, в Государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО) отсутствует объект размещения отходов, находящийся по адресу: расположенный на расстоянии 700 метров севернее от центральной промышленной площадки Линда (Борский район, Нижегородская область, с. Линда) (пометохранилище), что является нарушением: п. 6, п. 7 ст. 12, п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ, в связи с чем, постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия – главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Дмитриевой А.А. № 06-062/2021 от 12 марта 2021 года АО «Линдовская птицефабрика – племенной завод» привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2.3 КоАП РФ.
Проверяя законность и обоснованность названного постановления должностного лица, судья городского суда постановление административного органа отменил, прекратив производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2.3 КоАП РФ, в отношении АО «Линдовская птицефабрика – племенной завод» на основании п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
Так в судебном заседании суда первой инстанции было установлено, что должностное лицо – исполнительный директор АО «Линдовская птицефабрика – племенной завод» ФИО8 также был привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2.3 КоАП РФ, о чем Межрегиональным Управлением Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия вынесено соответствующее постановление.
Учитывая, что обществом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, оно в силу ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ не подлежит административной ответственности.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в иных предусмотренных указанным Кодексом обстоятельствах, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
Таким образом, производство по делу было правомерно прекращено на основании п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ во взаимосвязи с ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы должностного лица относительно того, что решение судьи в отношении должностного лица АО «Линдовская птицефабрика – племенной завод» ФИО8 в Управление не поступало, не влияют на законность и обоснованность состоявшегося судебного решения.
Кроме этого, исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности, вопрос о наличии вины юридического лица в совершении административного правонарушения обсуждаться не может.
Таким образом, по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности АО «Линдовская птицефабрика – племенной завод» вопрос о наличии его вины в совершении административного правонарушения обсуждаться не может.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу.
Следовательно, истечение срока давности привлечения к административной ответственности на время рассмотрения жалобы должностного лица на решение судьи городского суда, отменившего вынесенное им постановление, является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела судьей городского суда и в рассматриваемом случае дело не может быть направлено на новое рассмотрение.
Поскольку действующий КоАП РФ предусматривает в силу ст. 30.7 КоАП РФ в случае отмены решения суда, только прекращение производства по делу, либо его направление на новое рассмотрение, жалоба должностного лица, в которой он просит отменить судебное решение, не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального и материального права в ходе административного производства не установлено.
С учетом изложенного, решение судьи городского суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. № 06-062/2021 ░░ 12 ░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 4 ░░. 8.2.3 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░