Судья Чернобай Н.Л. |
№ 33-3657/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 декабря 2020 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Савина А.И.,
судей Гудковой Г.В., Ивановой Н.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Киселевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 02 октября 2020 г. по гражданскому делу № по иску Рыжкова С. А. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Гудковой Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истец обратился в суд с иском по тем основаниям, что является получателем страховой пенсии по старости. Ответчик отказал истцу в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера (далее – РКС). С данным отказом истец не согласен, с учетом уточнения требований просил обязать ответчика учесть ему в стаж работы в РКС период прохождения срочной военной службы по призыву и произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с даты назначения пенсии – с 14.05.2020, а также взыскать с ответчика расходы по составлению искового заявления в размере 2300 руб.
Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд обязал ответчика учесть Рыжкову С.А. в стаж работы в РКС период с 13.11.1983 по 07.06.1985; произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с работой в РКС с 14.05.2020. Взыскал с ответчика в пользу Рыжкова С.А. судебные издержки в размере 2300 руб.
С данным решением не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске. В обоснование доводов жалобы ссылается на отсутствие правовых оснований для включения истцу в стаж работы в особых климатических условиях периода прохождения военной службы по призыву и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Из положений ч. ч. 4, 5, 6 ст. 17 ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 ст. 16 настоящего Федерального закона.
Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 ст. 16 настоящего Федерального закона.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Таким образом, законодателем установлено, что лицам, имеющим смешанный стаж работы в РКС и МКС, стаж работы для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости исчисляется как в отношении лиц, работавших в РКС.
Из материалов дела следует, что с 14.05.2020 истец Рыжков С.А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, является получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях».
Уведомлением от 02.07.2020 ответчик указал на отсутствие у истца права на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием стажа работы в РКС, период срочной военной службы не был учтен истцу в указанный стаж.
Судом установлено, что истец проходил срочную военную службу по призыву с 13.11.1983 по 07.06.1985 в войсковой части №, которая дислоцировалась в (.....), а затем войсковой части №, которая дислоцировалась в (.....)
После увольнения со службы 14.08.1985 истец был принят на работу трактористом-машинистом в Совхоз «(...)» Пряжинского района Карельской АССР.
В силу положений постановления Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 г., с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Из буквального толкования указанных норм следует, что лицам, перечисленным в Постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968
№ 181, период их действительной срочной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утв. постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 (с изменениями и дополнениями), Магаданская область отнесена к РКС, Пряжинский район КАССР (ныне Республика Карелия) отнесен к МКС.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из указанных выше норм права и установленных обстоятельств того, что истец проходил действительную срочную военную службу в РКС и устроился на работу в организацию, располагавшуюся в МКС, в течение трех месяцев после увольнения в запас, следовательно, имеет смешанный стаж и право на установление фиксированной выплаты к страховой пенсии в повышенном размере с учетом спорного периода.
Оснований не согласиться с такими выводами суда у судебной коллегии не имеется.
Отдельным нормативным режимом порядок подсчета стажа работы в РКС и МКС для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости не закреплен. Следовательно, при исчислении такого стажа должен применяться тот же порядок, который применяется для назначения пенсии за работу в указанных районах и местностях. Соответственно, пенсионный орган должен применять единообразный порядок исчисления стажа работы в РКС и МКС, как при определении права истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости, так и при определении его права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
В связи с чем суд правильно возложил на ответчика обязанность по перерасчету фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, с даты назначения пенсии, поскольку на указанную дату у ответчика имелись документы, подтверждающие срочную службу истца в РКС и, соответственно, у него имелось право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом смешанного стажа.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают выводов суда, по своей сути сводятся к иному толкованию норм материального права, что в данном случае не может служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия
от 02 октября 2020 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи