УИД 25RS0023-01-2024-000293-26
Дело № 2-192/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт.Ольга 26 июня 2024 года
Ольгинский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Савина А.А.,
при секретаре судебного заседания Биктимировой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власова С.А. к КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края, Министерству труда и социальной политики Приморского края, Правительству Приморского края о признании факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года установленным, признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возложении обязанности включить истца в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, признании права на получение единовременной материальной помощи,
установил:
Истец обратился в суд с указанным иском.
В обоснование иска указал, что на основании постановления Губернатора Приморского края от 16.01.2023 № 1-пг «О чрезвычайной ситуации регионального характера» в Ольгинском муниципальном округе в связи с прохождением сильного снегопада 21-23 декабря 2022 г. введен режим ЧС.
Постановлением администрации Ольгинского МО от 22.01.2023 № 8 определены границы ЧС «Ольгинский муниципальный округ».
На момент прохождения снежного циклона имел регистрацию и фактически проживал на территории Ольгинского района по адресу: <адрес>
В связи с этим истец обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлением о выплате единовременной материальной помощи в связи с нарушением условий проживания при ЧС.
Решением КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» истцу в назначении выплаты единовременной материальной помощи гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации отказано в связи с тем, что условия жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации не нарушены.
Истец просит признать факт нарушения условий его жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года установленным, признать его пострадавшим в результате данной чрезвычайной ситуации природного характера; обязать КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» включить его в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи; признать за ним право на получение единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера в размере 10 000 рублей, выплачиваемой за счет средств резервного фонда в соответствии с постановлением № 223-па от 15.05.2018 администрации Приморского края.
В судебное заседание истец не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Представитель администрации Ольгинского муниципального округа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Представитель КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Представил в суд письменный отзыв на исковые требования, в соответствии с которым основанием для установления права гражданина на предоставление мер поддержки является наличие ущерба, причиненного здоровью и имуществу в результате ЧС. Факт нарушения условий жизнедеятельности устанавливается в случае невозможности проживания гражданина по причине утраты или повреждения имущества, угрозы жизни или здоровью.
Для оказания помощи гражданами были привлечены вертолеты МЧС России, санитарной авиации, снегоболотоходы, снегоходы и др. техника, работали горячие линии по приему заявок от граждан, нуждающихся в оказании адресной помощи, переправе в другие населенные пункты, пункты временного размещения. Истец не обращался с просьбой об эвакуации и доставлении для проживания в ПВР в связи с нарушением условий жизнедеятельности и невозможностью проживания в своем жилом помещении, так же не поступало обращений с просьбой о перемещении его из блокированных мест. Отсутствие электричества и невозможность осуществления транспортного сообщения не причинили ему ущерб, не свидетельствует о нарушении условий жизнедеятельности. Истец находился в своем доме, не заявлял о том, что не может при сложившихся условиях проживать в данном жилом помещении, что его жизни и здоровью при проживании в жилом помещении создается угроза. Комиссией Ольгинского муниципального округа не установлен факт нарушения условий жизнедеятельности истцов.
Заключение комиссии не оспорено и не признано незаконным. Право для назначения единовременной материальной помощи возникает только в том случае, когда, в том числе установлены условия нарушения жизнедеятельности. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель Министерства труда и социальной политики Приморского края в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в соответствии с которым с исковыми требованиями не согласен по следующим основаниям.
Истец не обращался в комиссию администрации с целью получения заключения о нарушении условий жизнедеятельности, доказательств иного в материалах дела не представлено.
Иных обстоятельств, подтверждающих нарушения условий жизнедеятельности истцов в соответствии с Порядком МЧС № 795, истцом в материалы дела не представлено, допустимые и относимые доказательства нарушения условий жизнедеятельности истца отсутствуют, следовательно, отсутствует право на получение единовременной материальной помощи.
Представитель Правительства Приморского края в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в соответствии с которым исковые требования не признал. Указал, что является ненадлежащим ответчиком, заявленные требования с учетом того, что факты нарушения условий жизнедеятельности истцов не были установлены, удовлетворению не подлежат, реальная угроза жизни, здоровью и безопасности истца отсутствовала с учетом проведенных организационных и аварийно-спасательных мероприятий (доказательств, что истец за помощью в администрацию и службы, задействованные в ликвидации ЧС, об оказании помощи или иными жалобами на угрозу их жизни или здоровья обращался, в материалы дела не представлено). Суд не вправе устанавливать факты нарушения условий жизнедеятельности, подменяя судебными актами решения административных органов.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный вследствие чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом «л» п.1 ст.11 названного Закона определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236-пп утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в соответствии с п.1.4 и пп.«а» п.2.1 которого, единовременная материальная помощь оказывается в размере 10 тыс. рублей на человека при условии проживания лица в зоне чрезвычайной ситуации и нарушении условий его жизнедеятельности в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
С 21 декабря 2022 года постановлением Губернатора Приморского края от 16.01.2023 № 1-пг в связи с прохождением на территории Ольгинского муниципального округа сильного снегопада, приведшего к нарушению электроснабжения и транспортного сообщения, сложившаяся на территории Ольгинского муниципального округа обстановка признана чрезвычайной ситуацией регионального характера. Границы зоны чрезвычайной ситуации определены в пределах территориальных границ Ольгинского муниципального округа.
Постановлением администрации Ольгинского муниципального округа от 22.01.2023 № 8 границы чрезвычайной ситуации муниципального характера, вызванной прохождением снежного циклона, установлены в границах Ольгинского муниципального округа.
Исследованными материалами дела установлено, что истец в период ЧС был зарегистрирован по месту жительства и проживал по адресу: <адрес>.
23.01.2023 истец обратился в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлением о предоставлении государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В соответствии с пунктами 2.2 и 2.3 вышеприведенного Порядка, утв. постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236-пп, подтверждение (неподтверждение) фактов проживания в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации, установление (неустановление) фактов нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края (далее - Комиссии). Факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от 30 декабря 2011 года № 795 «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт».
По факту поступивших заявлений истца, комиссией, действующей на основании постановления администрации Ольгинского муниципального округа от 19.01.2023 № 9, проведено обследование места проживания заявителя, по результатам которого составлено заключение от 31.01.2023 г., которым установлен факт проживания истца по указанному адресу в период чрезвычайной ситуации, а также нарушение электроснабжения указанного жилого помещения, недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителя и невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к заявителю остановочного пункта. При этом факт нарушения условий жизнедеятельности истца в результате чрезвычайной ситуации не установлен.
В силу п.11.2 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утв. приказом министерства труда и социальной политики Приморского края от 30.06.2022 № 337, одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является неустановление факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации.
Решением КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» от 14.02.2023 г. истцу отказано в назначении выплаты единовременной материальной помощи гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации по основанию «факт нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации хотя бы по одному из критериев не установлен. Разъяснение причин отказа в предоставлении государственной услуги «условия жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации не нарушены».
Между тем, согласно п.3 вышеназванного Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утв. приказом МЧС России от 30.12.2011 № 795 (далее – Порядок), факт нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте устанавливается исходя из следующих критериев: а) невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания); б) невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены; в) нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего.
Пунктом 5 Порядка установлено, что критерий невозможности проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) оценивается по показателям состояния жилого помещения, характеризующим возможность или невозможность проживания в нем, в том числе: состояние электроснабжения здания (помещения). Невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениям (местах проживания) констатируется, если более суток прекращено электроснабжение жилого здании (помещения).
Критерий невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем: а) определения наличия и состава общественного транспорта в районе проживания потерпевшего; б) определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к потерпевшему остановочного пункта.
Невозможность осуществления транспортного сообщения констатируется при наличии абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорий проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены (пункт 6 Порядка).
В соответствии с п.4 Порядка, условия жизнедеятельности считаются нарушенными, если выявлено нарушение хотя бы по одному из приведенных критериев.
Таким образом, комиссией при обследовании места жительства истца, установлены два прямо предусмотренных действующим законодательством критерия нарушения условий жизнедеятельности истца в результате чрезвычайной ситуации - нарушение электроснабжения - его отсутствие более суток и недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителя.
Указанные обстоятельства не оспариваются ответчиками и помимо комиссионного заключения, подтверждаются сведениями АО «ДРСК» структурное подразделение «Приморские северные электрические сети» об аварийных отключениях электроэнергии в период снежного циклона над территорией Ольгинского муниципального округа в декабре 2022 года, данными АО «Кавалеровская электросеть», а также сообщением АО «Примавтодор» филиал «Ольгинский», согласно которому с 21 по 27 декабря 2022 года полностью отсутствовало транспортное сообщение по Ольгинскому району Приморского края. Полностью двухполосное движение по автомобильной дороге «Находка-Лазо-Ольга-Кавалерово» было восстановлено 18.01.2023 г. Дата восстановления безопасного двухполосного сообщения в населенных пунктах Ольгинского района Приморского края по автомобильной дороге «Находка-Лазо-Ольга-Кавалерово»: пгт.Ольга - 10.01.2023 г. Согласно сведениям ООО «АТО «Приморье-Арсеньев», в результате обильных осадков в виде снега, имевших место в декабре 2022 года, существенная часть дорог в Приморском крае была непригодна для проезда автотранспорта, в т.ч. на участке пути от п.Кавалерово до п.Ольга органами ГИБДД был запрещен проезд пассажирскому автотранспорту. В связи с этим в период с 22.12.2022 г. по 14.01.2023 г. ООО АТО «Приморье-Арсеньев» не имело физической возможности осуществлять регулярные рейсы по перевозке пассажиров и багажа по маршруту № 532/2 «Владивосток-Кавалерово-Ольга-Владивосток». С 15.01.2023 г. после приведения дорожными службами пути от г.Владивостока до п.Ольга в надлежащее для движения автотранспорта состояние и отмены органами ГИБДД ограничений на движение, рейсы по указанному маршруту были возобновлены.
При таких обстоятельствах выводы заключения комиссии в отношении истца о том, что нарушения условий жизнедеятельности заявителя не установлено, противоречат установленным по делу фактам, приведенным положениям Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утв. приказом МЧС России от 30.12.2011 № 795, подлежащего непосредственному применению к спорным правоотношениям в силу пункта 2.3 Порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236 ПП, прямо предусматривающего, что факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными утвержденным приказом МЧС России от 30.12.2011 № 795 Порядком.
Поскольку любой из приведенных критериев (отсутствие электроснабжения и транспортного сообщения) является основанием для установления факта нарушения условий жизнедеятельности истца в результате чрезвычайной ситуации, суд признает данный факт установленным и приходит к выводу, что при указанных обстоятельствах право истца на получение единовременной материальной помощи нарушено.
Действие указанного приказа МЧС распространяется как на правоотношения, возникающие в результате ЧС техногенного, так и природного характера, поскольку в п.2.3 постановления Правительства Приморского края от 13.04.2022 г. № 236 ПП «Об утверждении порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» прямо указано, что факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от 30 декабря 2011 года N 795 «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт».
Доводы ответчиков о том, что вред здоровью истцу не причинен, жилое помещение истца не пострадало, и она не обращалась с просьбой об эвакуации, не являются юридически значимыми, поскольку условия жизнедеятельности считаются нарушенными, если выявлены нарушения условий хотя бы одному из установленных критериев.
Невозможность проживания в жилых помещениях в силу п.5 указанного приказа устанавливается на основании вышеуказанных критериев, при этом факт обращения потерпевшего с просьбой об эвакуации в качестве критерия нарушения условий жизнедеятельности не приведен.
Доводы ответчика об отсутствии ущерба у потерпевшего не является юридически значимым при рассмотрении настоящего спора, поскольку утрата имущества предусмотрена в качестве основания для оказания финансовой помощи (пп.б п.2.1), а не единовременной материальной помощи.
То обстоятельство, что отсутствие энергоснабжения не установлено инструментально, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований при наличии другого критерия нарушения условий жизнедеятельности, а также того, что факт отсутствие энергоснабжения в результате ЧС подтвержден иными доказательствами.
Доводы ответчика о том, что указанное заключение не оспорено, не признано незаконным, правового значения не имеют, поскольку в соответствии с положениями ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Доводы ответчика о том, что суд не вправе устанавливать факты, основан на ошибочном толковании закона, поскольку в соответствии с положениями ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. В данном случае рассматривается иск, то есть спор о праве, суд устанавливает юридически значимые обстоятельства и дает им оценку. При этом заключение комиссии не является неоспоримым, в силу положений ст.61 ГПК РФ не является преюдициальным.
Доводы ответчика о том, что истцом заключение комиссии не обжаловалось в ином порядке, судом отклоняются, поскольку настоящий спор в силу положений ГПК РФ не требует обязательного досудебного порядка урегулирования споров.
При таких обстоятельствах, исходя из доказанности факта нарушения условий жизнедеятельности истца в результате чрезвычайной ситуации, суд приходит к выводу о правомерности заявленных исковых требований, считая их законными, обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, а потому подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194–198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Власова С.А. удовлетворить.
Признать факт нарушения условий жизнедеятельности Власова С.А., <данные изъяты>, в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года, установленным.
Признать Власова С.А. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года.
Обязать Краевое государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения Приморского края», <данные изъяты> включить Власова С.А. в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.
Признать за Власовым С.А. право на получение единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года в размере 10 000 рублей, выплачиваемой за счет средств резервного фонда в соответствии с постановлением администрации Приморского края № 223-па от 15.05.2018 «О создании и использовании резервного фонда Правительства Приморского края по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края».
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда через Ольгинский районный суд.
Председательствующий А.А.Савин