Дело № 2 – 1343/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2017 года г. Гай
Гайский городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Шошолиной Е.В.,
при секретаре Царегородцевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Верещага Т. А. к администрации <данные изъяты> об установлении факта принятия наследства, восстановлении пропущенного срока для принятия наследства,
установил:
Верещага Т.А. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что 19 декабря 2016 года умерла ее мать Котова Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Все имущество, оставшееся после смерти Котовой Н.Д., входящее в состав наследства: <данные изъяты> перешло в ее (истца) владение, она фактически приняла наследство.
Указывает, что в установленный законом срок, она не имела возможности обратиться к нотариусу с заявлением об открытии наследственного дела, так как проживала у дочери в другом регионе, в связи с рождением внука.
В октябре 2017 года она обратилась с заявлением к нотариусу, однако, нотариус отказалась принять заявление, в связи с пропуском срока.
Просит суд установить факт принятия ею наследства после смерти Котовой Н.Д., восстановить пропущенный срок для обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследства.
В судебное заседание истец Верещага Т.А. не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца Кико К.Б. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Гайского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен был надлежащим образом.
Третье лицо Котов С.А. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителя истца, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что истец Верещага Т.А. приходится дочерью Котовой Н.Д. (свидетельство о рождении №, свидетельство о заключении брака №).
ДД.ММ.ГГГГ Котова Н.Д. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти №.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
На основании ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы по содержанию наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
По совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами.
Из показаний допрошенных судом в качестве свидетелей соседей умершей Котовой Н.Д. – Даскал Т.А., Мельниковой Е.В. следует, что Верещага Т.А. практически сразу после смерти матери распорядились частью её личных вещей, передав их соседям и родственникам, до настоящего времени следит за жилым домом, принадлежащим умершей, оплачивает расходы по его содержанию, занимается его сохранностью. Оснований не доверять показаниям данных свидетелей, непосредственно осведомленных об изложенных ими обстоятельствах, не имеется.
Таким образом, указанные никем не оспоренные обстоятельства свидетельствуют о фактическом принятии истцом Верещага Т.А наследства после смерти матери, то есть о совершении ею действий по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом.
Вместе с тем, требования истца о восстановлении пропущенного срока для обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследства, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В силу ст. 1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно п. 1 ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с п. 1 ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
В соответствии со ст. 1155 ГК РФ, по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства, или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Согласно п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом.
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Истцом в соответствии со статьями 12, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено суду убедительных и бесспорных доказательств уважительности причин пропуска срока, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации для принятия наследства после смерти матери Котовой Н.Д., о смерти которой, было достоверно известно, а также свидетельствующих о наличии не зависящих от истца обстоятельств, препятствовавших реализации наследственных прав в установленный законом срок.
На основании изложенного, руководствуясь п.9 ч.2 ст.264 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Верещага Т. А. к администрации Гайского городского округа об установлении факта принятия наследства, восстановлении пропущенного срока для принятия наследства – удовлетворить частично.
Установить факт принятия Верещага Т. А. наследства после смерти матери Котовой Н. Д. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), умершей 19 декабря 2016 года.
В остальной части иска Верещага Т. А. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.В. Шошолина
Мотивированный текст решения изготовлен: 19 декабря 2017 г.
Судья: Е.В. Шошолина