Дело №2-505/2024
УИД 75RS0024-01-2024-000953-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2024 года п. Чернышевск
Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Воротниковой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Матыко М.С.,
с участием истца К.В.П..,
представителя ответчика администрации городского поселения «Чернышевское» Кулешовой У.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К.В.П., К.Г.Х. к администрации городского поселения «Чернышевское», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на получение выплат для приобретения жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году, возложении обязанности включить в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, выделении денежных средств на приобретение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
истцы обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее.
К.В.П., К.Г.Х. проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем истцам на праве собственности.
Указанный жилой дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории <адрес> в июле 2021 года в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реке выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории городского поселения «Чернышевское». В результате чего истцы являются пострадавшими от чрезвычайной ситуации, у них пострадало жилое помещение.
Истцами в установленном законом порядке были поданы в администрацию городского поселения «Чернышевское» соответствующие документы, и истцам К.В.П. и К.Г.Х. предоставлена социальная выплата на осуществление капитального ремонта поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.
Однако в связи с наступлением холодного периода, вследствие сил морозного пучения произошла просадка фундамента, образовались трещины в кирпичных стенах, произошло промерзание стен, перекос оконных и дверных проемов, разрушение штукатурки стен, в связи с чем истцами было проведено повторное исследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно акта экспертного заключения ООО Агентство «Лаборатория судебных строительных и автотехнических экспертиз – Эксперт плюс» № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является непригодным для постоянного (круглогодичного) проживания, поскольку является аварийным.
После получения акта экспертного исследования истцы обратились в администрацию городского поселения «Чернышевское» с заявлением о включении в списки граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации для приобретения жилого помещения, однако во включении в указанные списки граждан, истцам было отказано, так как предельный срок для подачи заявления и документов ими пропущен.
С решением администрации городского поселения «Чернышевское» в данной части истцы не согласны, поскольку жилой дом ремонту, в том числе, капитальному не подлежит, для проведения экспертного исследования технического состояния жилого дома необходимо было время, поэтому предельный срок для подачи заявления истцами пропущен по уважительной причине.
Кроме того, для включения истцов в списки граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации для предоставления выплат на приобретение жилого помещения взамен утраченного, необходимо исключить истцов из списков граждан жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации для предоставления выплат на проведение капитального ремонта жилого помещения.
Просят исключить К.В.П., К.Г.Х. из списка граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации для предоставления выплат на проведение капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году; признать за К.В.П., К.Г.Х. право на получение выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории Забайкальского края вызванной паводковыми явлениями в 2021 году; обязать администрацию городского поселения «Чернышевское» включить К.В.П., К.Г.Х. в список граждан, жилое помещение которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году для приобретения жилого помещения; обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края выделить денежные средства К.В.П., К.Г.Х. на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.
Истец К.В.П., действующий за себя и как представитель по доверенности К.Г.Х., в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, при этом пояснив, что после подтопления жилого дома в результате чрезвычайной ситуации в администрации городского поселения ему сообщили, что он вправе рассчитывать только на выплату денежных средств на проведение капитального ремонта. С экспертным заключением о пригодности дома для проживания и необходимости капитального ремонта, а также заключением межведомственной комиссии о признании дома подлежащим капитальному ремонту он ознакомлен не был, эксперты и члены межведомственной комиссии к нему для осмотра дома не приходили, фототаблицы в экспертном заключении отсутствуют.
Истец К.Г.Х., надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимала.
Представитель ответчика администрации городского поселения «Чернышевское» ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что не возражает против удовлетворения заявленных исковых требований. Жилой дом истцов действительно пострадал в результате чрезвычайной ситуации и мог в последующем стать непригодным для проживания.
Представитель ответчика Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в судебном заседании участия не принимал, мнения относительно заявленных исковых требований не высказал.
Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно абз.1 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон о защите от чрезвычайных ситуаций) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии со ст.18 Закона о защите населения от чрезвычайных ситуаций граждане Российской Федерации, кроме прочего, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (п.1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 №362 утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Правила).
Как следует из подп.1 п.3 Правил мерой социальной поддержки гражданам, указанным в подп.1-3 и 5 п.4 Правил, утратившим жилые помещения, является предоставление выплат на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений, или на строительство ими жилых помещений; гражданам, указанным в подп.4 п.4 Правил, жилые помещения которых повреждены, предоставление выплат на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан.
Согласно п.4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации:
1) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон), или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
2) граждане, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
3) граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
4) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона, предусматривающей страхование риска поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
5) граждане, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 года), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года №1928 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями» признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
При этом согласно п.9 Правил Условием оказания мер социальной поддержки гражданам, указанным в подпунктах 1 и 5 пункта 4 настоящих Правил, являющимся на день введения режима чрезвычайной ситуации (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями) собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания, является данное такими гражданами обязательство о безвозмездном отчуждении указанного жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в муниципальную собственность.
Как следует из п.19 Правил гражданин не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации обращается в администрацию с заявлением о включении его и членов его семьи в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края. В заявлении указывается выбранная гражданином мера социальной поддержки в соответствии с постановлением № 362 - получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставление жилого помещения посредством приобретения или строительства.
В соответствии с п.22 Правил администрация муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с пунктами 19-21 Правил и принимает решение о включении гражданина и членов его семьи в соответствующий Список либо об отказе во включении его и членов его семьи в соответствующий Список и уведомляет гражданина о принятом решении в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
Пунктом 23 Правил предусмотрены основания для отказа гражданам во включении в соответствующий Список, в их числе указаны несоответствие граждан категориям, указанным в п.4 Правил; непредставление документов, указанных в п.19, 20 Правил; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений; получение ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления, подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления организаций на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для включения граждан в соответствующий Список, если необходимый документ не был представлен гражданином по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие такого запрашиваемого документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан на включение в Списки; подачи заявления и документов после срока, установленного в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Администрация муниципального образования в течение 5 рабочих дней после принятия решения о включении гражданина в соответствующий Список направляет в Министерство строительства утвержденный Список по муниципальному образованию, на основании Списков по муниципальным образованиям, утвержденных главами муниципальных образований, представленных администрациями, Министерство в соответствии с п.12 Правил формирует соответствующие Списки по Забайкальскому краю и в течение 3 рабочих дней со дня их утверждения Губернатором Забайкальского края, направляет их в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п. 34-36 Правил).
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями» в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18.06.2021 в границах нескольких муниципальных районов, в том числе муниципального района «Чернышевский район» Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (п.1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (п.3).
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на день введения режима чрезвычайной ситуации находилось в общей долевой собственности по ? доле К.В.П. и К.Г.Х. на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке городского поселения «Чернышевское» по адресу: <адрес> проживают и зарегистрированы К.В.П., К.Г.Х.
Постановлением главы муниципального района «Чернышевский район» от 28.07.2021 №367 (в редакции постановления администрации муниципального района «Чернышевский район» от 22.02.2022 №60 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района «Чернышевский район» от 28.07.2021 №367 «Об определении границ зон действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городских и сельских поселениях муниципального района «Чернышевский район») определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городских и сельских поселениях муниципального района «Чернышевский район», куда в том числе вошел дом, расположенный по адресу: <адрес> кв.(1, 2, 3, 4).
Согласно заключению ООО «<адрес>вая лаборатория судебных экспертиз» № от ДД.ММ.ГГГГ техническое состояние четырехквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, подвергшегося воздействию чрезвычайной ситуации, произошедшей в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, оценивается как работоспособное, повреждение здания в целом составляет 45%, здание повреждено в результате чрезвычайных ситуаций природного характера. В результате паводка негативному воздействию подверглись фундаменты, стены, полы. Здание пригодно к капитальному ремонту.
Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ на основании акта межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой <адрес> по адресу: <адрес>, подлежит капитальному ремонту.
Согласно уведомлению администрации городского поселения «Чернышевское» № от ДД.ММ.ГГГГ К.В.П. и К.Г.Х. включены в Список граждан жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года по городскому поселению «Чернышевское», им будет предоставлена выплата на осуществление капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в размере 410 400 руб..
Из сообщения главы городского поселения «Чернышевское» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что К.В.П., К.Г.Х. перечислены денежные средства в размере 70% от полагаемой выплаты на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование жилого помещения на предмет освоения полученных денежных средств, установлено, что не все проведенные работы относятся к категории капитального ремонта (выполнены работы по установке децентрализованной системы вентиляции, частичный ремонт печи, работы по покраске стен).
ДД.ММ.ГГГГ К.В.П. главой городского поселения «Чернышевское» на обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ разъяснена необходимость обращения в специализированную организацию для обследования жилого дома по адресу <адрес> на факт выявления пригодности/непригодности проживания в данном жилом доме, поскольку температура воздуха в жилом помещении не соответствует нормам, утвержденным СанПиН 21.2.2645-10.
ООО «Лаборатория судебных строительных и автотехнических экспертиз – Эксперт плюс» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена экспертиза жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно экспертному заключению № по результатам осмотра пострадавшего от затопления объекта, физический износ несущих строительных конструкций обследуемого объекта капитального строительства составляет 80%, здание находится в состоянии конструкций, характеризующимся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности основных несущих конструкций (фундамент, стены). Здание не пригодно для дальнейшей эксплуатации, производство капитального ремонта является нецелесообразным ввиду полной просадки фундамента. Жилой дом по адресу: <адрес> является непригодным для постоянного (круглогодичного) проживания. Техническое состояние дома, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, оценивается как аварийное состояние.
Вышеприведенное экспертное заключение соответствует требованиям Федерального закона от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также в полной мере соответствует требованиям статьи 86 ГПК РФ, поскольку экспертиза была проведена квалифицированным экспертом, выводы которого мотивированы и научно обоснованы. Заключение имеет подробное описание проведенных исследований, сделанные в результате выводы, являются объективными, полными, не противоречат друг другу и не содержат неясностей.
Допрошенный в судебном заседании эксперт Р.А.А. выводы экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ подтвердила, пояснив, что жилой дом по адресу: <адрес> является аварийным и непригодным для проживания ввиду затопления в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Чернышевского района в июне 2021 года. Меры, в том числе в виде проведения капитального ремонта жилого помещения, на техническое состояние строительных конструкций жилого дома, влияния оказать не могли, проведение капитального ремонта не целесообразно.
При этом к заключению ООО «Забайкальская краевая лаборатория судебных экспертиз» от ДД.ММ.ГГГГ № о техническом состоянии жилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, согласно которому жилой дом истцов подлежит капитальному ремонту, суд относится критически, ввиду наличия в заключении явных противоречий. Так экспертами описывается жилой дом как четырехквартирный, вместе с тем согласно пояснениям истца, представителя администрации городского поселения «Чернышевское» дом является двухквартирным, что также подтверждается заключением межведомственной комиссии, сведениями ЕГРН, и фототаблицей, приложенной к экспертному заключению№ от ДД.ММ.ГГГГ. Фотографии объекта к заключению № от ДД.ММ.ГГГГ не приложены, со слов истца экспертами жилое помещение не осматривалось, на место эксперты не выезжали.
ДД.ММ.ГГГГ по заявлению К.В.П. межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации городского поселения «Чернышевское» от ДД.ММ.ГГГГ № произведено обследование жилого помещения по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено, что состояние двухквартирного жилого дома, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации в соответствии с положениями СП 13-102-2003 оценивается как аварийное, так как физический износ здания в целом составляет 80%. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом по адресу <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации городского поселения «Чернышевское» от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Из уведомления администрации городского поселения «Чернышевское» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что К.В.П., К.Г.Х. во включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, на территории Забайкальского края в период 2021 года, отказано в соответствии с распоряжением администрации городского поселения «Чернышевское» от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> об отказе принято на основании п.6? постановления Правительства Забайкальского края от 29.12.2022 №685 «О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 №362 «О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями», предельный срок оказания мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, - не позднее 31 декабря года, следующего за годом введения режима чрезвычайной ситуации.
Согласно выпискам из ЕГРН у истцов К.П.В., К.Г.Х. в собственности жилых помещений на территории РФ не имеется.
При таких обстоятельствах, оценив доводы истцов, вышеизложенные представленные доказательства, в том числе заключение и пояснение эксперта о техническом состоянии жилого дома, которым жилое помещение истцов признано аварийным, и соответственно непригодным для проживания, суд приходит к выводу, что жилое помещение истцами было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в связи с паводковыми явлениями в 2021 году, в связи с чем истцы имеют право на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; прекращения или изменения правоотношения; иными способами, предусмотренными законом.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ истцам отказано во включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, на основании п.6? постановления Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362 «Об утверждении Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями». Вместе с тем постановлением Правительства Забайкальского края от 09.10.2023 №554 «О внесении изменений в Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями» вышеуказанный пункт 6(1) признан утратившим силу, в связи с чем доводы ответчика о предельном сроке оказания мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, являются несостоятельными.
Таким образом, поскольку единственное жилое помещение истцов, пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации, признано межведомственной комиссией и администрацией городского поселения «Чернышевское» аварийным и подлежащим сносу, осуществление капитального ремонта жилого дома является нецелесообразным, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования истцов о признании за ними права на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году, возложении обязанности включить в соответствующие списки и выделить денежные средства на приобретение жилого помещения, подлежат удовлетворению.
Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденные Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 №362, предусматривают основания для исключения граждан из Списков.
Так согласно п.91 Правил граждане и члены их семей, включенные в Списки, исключаются из них в случае: подачи заявления в свободной форме об отказе в реализации права на предоставление мер социальной поддержки; смерти (в случае смерти гражданина, включенного в Список, право на предоставление мер социальной поддержки сохраняется за членами его семьи, включенными в Список); выявления в представленных в администрацию муниципального образования документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для включения в соответствующий Список, а также неправомерных действий должностных лиц администрации муниципального образования, послуживших основанием для включения в соответствующий Список.
Решение об исключении гражданина и членов его семьи из Списка принимается администрацией муниципального образования не позднее 10 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для такого исключения. Уведомление об исключении из Списка направляется администрацией муниципального образования гражданину, включенному в соответствующий Список, и в Министерство в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения. Решение об исключении из соответствующего Списка может быть обжаловано в установленном законодательством порядке (п. 92 Правил).
В соответствии с п.93 Правил меры социальной поддержки граждан являются оказанными в случае: предоставления гражданину и членам его семьи, включенным в соответствующий Список, выплаты на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилого помещения; предоставления гражданину и членам его семьи, включенным в соответствующий Список, построенных или приобретенных жилых помещений.
Таким образом, на основании вышеизложенного учитывая, что сведения в представленных в администрацию документах относительно технического состояния жилого помещения истцов, его работоспособности и пригодности к капитальному ремонту, не соответствуют действительности; выплаты на проведение капитального ремонта истцам в полном объеме не предоставлены, суд находит требования истцов об исключении их из Списков граждан жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации для предоставления выплат на проведение капитального ремонта жилого помещения поврежденного в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования К.В.П., К.Г.Х. удовлетворить.
Исключить К.В.П., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, К.Г.Х., родившуюся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, из Списков граждан жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации для предоставления выплат на проведение капитального ремонта жилого помещения поврежденного в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году
Признать за К.В.П., родившимся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, К.Г.Х., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, право на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году.
Обязать администрацию городского поселения «Чернышевское» включить К.В.П., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, К.Г.Х., родившуюся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года на приобретение жилого помещения.
Обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края произвести К.В.П., родившемуся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, К.Г.Х., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 №362 «О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями».
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Чернышевский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.И. Воротникова
Решение принято в окончательной форме 14 октября 2024 года.