14RS0035-01-2020-010096-68
Дело № 2а-6745/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 28 июля 2020 г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М.А., единолично, при секретаре Лукиной Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Иванова Александра Валерьевича, Ивановой Ариянны Семеновны к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства,
у с т а н о в и л :
Ивановы А.В., А.С. обратились в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований указывая на то, что являются многодетной семьей, были поставлены на учет на получение земельного участка, однако им было отказано ввиду расположения земельного участка в двух территориальных границах, а также в пределах береговой полосы. Между тем на местности лесных насаждений, водных объектов, заниженных рельефов местности не имеется, что подтверждается актом обследования. Конституцией Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов, просили признать незаконным отказ административного ответчика от 21 апреля 2020 г. № 2298-ДИЗО/20 в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязать принять решение о предварительном согласовании предоставления им данного земельного участка.
В судебном заседании административные истцы Ивановы А.В. и А.С. требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить. Дополнительно пояснили, что их земельный участок находится не в СОТ «40 лет Победы», также он не относится к кварталам «Птицевод» и «Речевая школа», а расположен в КИЗ Бердигестяхский».
В судебном заседании представитель административных соответчиков Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее – ДИЗО ОА г. Якутска), Окружной администрации города Якутска (далее – ОА г. Якутска) Слесаренко Н.В. иск не признала, ссылаясь на законность действий органа местного самоуправления. Согласно письменному отзыву и объяснениям представителя в судебном заседании испрашиваемый земельный участок не сформирован, расположен в СОТ «40 лет Победы», также е соответствует требованиям градостроительной документации.
Суд, заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
____ 2020 г. Ивановы А.В. и А.С. обратились в ОА г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления им земельного участка по адресу: ____, для использования под индивидуальное жилищное строительство.
21 апреля 2020 г. ДИЗО ОА г. Якутска административным истцам направлено уведомление № 2298-ДИЗО/20 о невозможности предварительного согласования предоставления им этого земельного участка.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219, административными истцами не пропущен, поскольку уведомление о принятом решении датировано 21 апреля 2020 г., административное исковое заявление поступило в суд 30 июня 2020 г.
Судом установлено, что административные истцы являются многодетными родителями.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Статьей 56 ЗК РФ предусмотрена возможность ограничения прав на землю по основаниям, установленным ЗК РФ, иными федеральными законами.
Основания предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрены п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ. Из указанной нормы права, а также из п. 2 ст. 28 ЗК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) следует, что многодетные граждане имеют право приобрести бесплатно и вне очереди земельный участок, в том числе для индивидуального жилищного строительства.
Основания предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрены п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ.
В силу требований п. 7 ст. 39.14 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В качестве основания отказа органом местного самоуправления указано, что проектом межевания территории квартала формирование земельного участка в испрашиваемых границах не предусмотрено, испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне «Ж-2А» и «Л-1», также границы испрашиваемого земельного участка расположены на территории общего пользования.
Административными ответчиками представлены сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее – ИСОГД) от ____ 2020 г. №, однако данные сведения ИСОГД признаются судом неотносимым доказательством по делу, поскольку они представлены в отношении земельного участка ориентировочной площадью ___ кв.м, расположенного в кадастровом квартале № по адресу: ____, между тем административными истцами запрашивался земельный участок ориентировочной площадью ___ кв.м, расположенный в кадастровом квартале № в КИЗ «Бердигестяхский» в г. Якутске. Данное обстоятельство подтверждается актом обследования земельного участка от ____ 2020 г. № (л.д. ___) и схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории л.д. ___), иными материалами дела.
Вышеуказанный акт обследования земельного участка №, составленный главным специалистом Управления муниципального контроля ОА г. Якутска ____ 2020 г., представлен самими административными истцами и согласуется с иными материалами дела, в связи с чем он принимается судом в качестве относимого и допустимого доказательства по делу. Согласно данному акту испрашиваемый земельный участок ориентировочной площадью ___ кв.м, расположенный в КИЗ «Бердигестяхский» в г. Якутске, имеет ориентировочные координаты, не сформирован, расположен в зонах Л-1 и Ж-2А; на местности лесных насаждений, водных объектов, заниженных рельефов местности не имеется; земельный участок с южной стороны находится в пределах зоны с особыми условиями использования территории ___ – охранная зона объектов электросетевого хозяйства «___». Также указано, что при оформлении данного земельного участка площадью ___ кв.м, в указанных в приложенной схеме границах, возможно сужение проезжей части, ведущей к земельным участкам, распложенным севернее.
Пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) территориальные зоны определены как зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 ст. 39.16 ЗК РФ; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 ст. 39.16 ЗК РФ.
Согласно пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам. Пунктом 7 ст. 11.9 ЗК РФ запрещено образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок не подлежит формированию в указанных административными истцами границах ввиду нарушения требований градостроительной документации, а именно в связи с расположением одновременно в двух территориальных зонах.
При таких обстоятельствах административными истцами не доказано, что оспариваемым отказом нарушаются их права, свободы или охраняемые законом интересы, либо созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, данное решение является законным, принято уполномоченным органом местного самоуправления в установленном порядке, в связи с чем на основании п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Иванова Александра Валерьевича, Ивановой Ариянны Семеновны к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: М. А. Кузьмина