Копия:
Дело № 2-1345/2019
Решение
Именем Российской Федерации
25 марта 2019 года г.Белгород
Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:
председательствующего судьи Ковригиной М.В.,
при секретаре Эпове Р.В.,
с участием истца, его представителя, представителя ответчика, специалистов ГУП Белгородской области «Белводоканал»,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клавкина Александра Михайловича к администрации г. Белгорода о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Клавкина А.М. обратилась в суд с иском к администрации г.Белгорода, в котором просит признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, площадью 1400 кв.м., расположенный по адресу: г<адрес> за Клавкиным Александром Михайловичем.
В обоснование заявленных требований указал на то, что истцу на праве собственности принадлежит жилой дом, находящийся по адресу: <адрес> Право собственности приобретено 21.06.1994 года в порядке наследования после смерти матери Клавкиной Д.И., которая в свою очередь приобрела право собственности на указанный жилой дом в порядке наследования после смерти супруга 29.01.1986 года. Дом реконструирован истцом путем возведения пристройки. Право собственности на реконструированный жилой дом признано за истцом решением мирового судьи судебного участка №4 Западного округа г.Белгорода от 26.01.2012 года. Земельный участок, находящийся под указанным жилым домом, площадью 1400 кв.м находится в пользовании собственников жилого дома с 01.01.1952 года. Был предоставлен Клавкину М.И.- отцу истца, его предыдущими адресами были: <адрес>. Уполномоченный орган отказывает в передаче в собственность истцу земельного участка на безвозмездной основе.
Истец, его представитель заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований.
Исследовав доказательства, представленные в судебное заседание, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что Клавкину А.М. на праве собственности принадлежит жилой дом <адрес>.
Право собственности им приобретено 21 июня 1994 года в порядке наследования по завещанию после смерти Клавкиной Д.И. (свидетельство о праве на наследство по завещанию от 21 июня 1994 года) и решения мирового судьи судебного участка № 4 Западного округа г. Белгорода от 26 января 2012 года по делу № 2/4-26-2012 по иску Клавкина А.М. к администрации г.Белгорода о признании права собственности на реконструированное домовладение и самовольные постройки.
Указанный жилой дом располагается на земельном участке площадью 1400 кв.м. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Вид разрешенного использования земельного участка как ранее учтенного- индивидуальное жилищное строительство.
Земельный участок предоставлялся Клавкину М.И. на праве пользования для ведения личного подсобного хозяйства.
Прав собственности на этот земельный участок не зарегистрировано в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Клавкин А.М. обратилась в комитет имущественных и земельный отношений администрации г. Белгорода с заявлением, в котором просил предоставить ему в собственность земельный участок на безвозмездной основе.
Комитет имущественных и земельных отношений администрации г.Белгорода указал, что границы земельного участка не согласованы и отсутствуют документы, подтверждающие возникновение права собственности заявителя на жилой дом до 30.10.2001 года.
Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области Управление природопользования 03 августа 2012 года № 454 утверждено Решение об установлении границ зон санитарной охраны водозабора, установлении правил и режима хозяйственного использования территории зон санитарной охраны водозабора, утверждении плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории первого пояса зон санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения в городе Белгороде. Водозабор №5.
Спорный земельный участок находится во втором поясе указанной зоны санитарной охраны источника водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения в г.Белгороде, водозабор №5, что также подтверждено в судебном заседании и специалистами ГУП «Белводоканал».
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подпункт 14 пункта 5 указанной статьи).
В соответствии с частью 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (часть 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 названного кодекса.
Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как и природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав (пункт1 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации).
Абзацем вторым пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» предусмотрено, что границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 26 марта 2012 года № 139-пп департамент осуществляет государственную услугу по рассмотрению и утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, установлению границ и режима ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Белгородской области.
При этом Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не содержит положений о признании утратившими силу ранее изданных актов, устанавливающих границы зон санитарной охраны, а лишь предусматривает иной порядок установления таких зон.
В судебном заседании установлено, что границы указанной зоны были утверждены.
Кроме того, границы второго и третьего поясов зоны санитарной охраны подземных источников, к которым относятся артезианские скважины, определяются пунктами 2.2.2.2 и 2.2.2.3 Санитарными правилами и нормами 2.1.4.1110-02 2.1.4 «питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», действующими в настоящее время.
Пунктом 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность.
Исходя из изложенного, земельный участок не может быть предоставлен в собственность истца.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Клавкина Александра Михайловича к администрации г.Белгорода о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 1400 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> за Клавкиным Александром Михайловичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.
Судья подпись М.В. Ковригина Мотивированное решение суда изготовлено 11 апреля 2019 года
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>