КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья: Ковязина Л.В. № 33-12701/2022
24RS0032-01-2022-002644-55
2.211
24 октября 2022 года г.Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Плаксиной Е.Е.,
судей Абрамовича В.В., Елисеевой А.Л.,
при помощнике судьи Крейтор Ю.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Елисеевой А.Л.,
гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Лицей № 3», Главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя Главного управления образования Администрации г. Красноярска - Романовой И.Р.,
на решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 04.08.2022 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Лицей № 3», главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, удовлетворить.
Возложить обязанность на Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 3» устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму:
оборудовать здание по адресу: ул. Чайковского, д. 13а, г. Красноярск, охранной сигнализацией;
обеспечить здание по адресу: ул. Чайковского, д. 13а, г. Красноярск, системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта;
оборудовать на первом этаже здания по адресу: <адрес>, помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
оснастить въезды на территорию объекта по адресу: <адрес>, воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении;
актуализировать паспорт безопасности объекта по адресу: <адрес>, в соответствии с действующим законодательством в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить обязанность на Главное управление образования администрации <адрес> выделить финансирование на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Ленинского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Лицей № 3», Главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно: возложить обязанность на МАОУ «Лицей № 3» оборудовать здание, расположенное по адресу: <адрес>, охранной сигнализацией, системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта, оборудовать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ, оснастить въезды на территорию объекта воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении,, актуализировать паспорта безопасности объектов в соответствии с действующим законодательством в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Возложить обязанность на главное управление образования администрации г. Красноярска выделить финансирование на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Свои требования прокурор мотивировал тем, что по результатам проверки МАОУ «Лицей № 3» установлено, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, в нарушение требований законодательства не оборудовано охранной сигнализацией; видеонаблюдение не обеспечивает непрерывного наблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта; на первом этаже отсутствуют помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ; въезды на территорию объекта не оснащены воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении; поэтажный план объекта не содержит обозначения постов охраны, КПП объекта. Таким образом, антитеррористическая защищенность объекта образования - МАОУ «Лицей № 3» в полной мере не обеспечена, данные обстоятельства явились основанием для обращения в суд.
Судом постановлено выше приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Главного управления образования Администрации г. Красноярска – Романова И.Р. (доверенность от 11.01.2022 года) просила суд решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что судом при рассмотрении дела не были приняты во внимание обстоятельства, подтверждающие, что МАОУ «Лицей № 3» исполняет требования антитеррористической защищенности. Со ссылкой на конкретные мероприятия, указывает, что данное образовательное учреждение предприняло комплекс мер, направленных на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов обучающихся и работников учреждения, и обеспечение антитеррористической защищенности в рамках своей компетенции. Также указала, что учредителем МАОУ «Лицей № 3» является муниципальное образование – городской округ г.Красноярск, полномочия от имени которого осуществляет Администрация г. Красноярска. Кроме того, они являются получателем субсидий из бюджета города, в связи с чем, выполнение требуемых мероприятий антитеррористической защищенности возможно только после выделения соответствующих бюджетных средств. Указала на отсутствие оснований для привлечения Главного управления образования Администрации г. Красноярска к участию в деле в качестве соответчика.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда, руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся сторон: представителя ГУ образования администрации г. Красноярска, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания, не сообщившего суд об уважительности неявки.
Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, в пределах заявленных требований в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав доводы и.о. директора МАОУ «Лицей № 3» - Моховику О.В. поддержавшей апелляционную жалобу, возражения прокурора Иляскина К.И., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ, одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с пп. "д" п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г.), одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Как следует их п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 07.11.2019 N 1421 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее – Требования).
В соответствии с п. 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 г. N 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия, в том числе:
оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации ( а).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, МАОУ «Лицей № 3» (расп. по адресу: <адрес>) является образовательной организацией, учредителем которого является муниципальное образование город Красноярск. Функции и полномочия Учредителя осуществляет орган местного самоуправления администрации г. Красноярска. Органом администрации г. Красноярска, координирующим деятельность Лицея, а также осуществляющим в отношении неё отдельные функции и полномочия учредителя, является Главное управление образования администрации г. Красноярска.
В отношении МАОУ «Лицей № 3» утвержден соответствующий паспорт безопасности антитеррористической защищенности, в соответствии с которым, образовательное учреждение отнесено к II категории опасности. Возможные людские потери при совершении террористического акта здания составляют 959 человек.
Прокуратурой Ленинского района г. Красноярска в 2020 году проведена проверка соблюдения законодательства в сфере антитеррористической защищенности в МАОУ «Лицей № 3», по результатам которой установлены нарушения пп. «а» п. 25, п. 30, пп. «б» п. 26 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 года № 1006, а также раздела «Форма паспорта безопасности объекта».
06.09.2021 года прокурором Ленинского района г. Красноярска вынесено представление в адрес и.о. руководителя Главное управления образования администрации г.Красноярска, в котором содержалось требование об устранении выявленных нарушений законодательства. Данное представление не исполнено до настоящего времени.
Разрешая вышеназванные исковые требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными требованиями действующего законодательства, обоснованно исходил из того, что выполнение мероприятий антитеррористической защищенности является публичной обязанностью органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих деятельность объектов социальной инфраструктуры. Кроме того, на Главное управление образования администрации г. Красноярска судом первой инстанции была возложена обязанность осуществить финансирование мероприятий, направленных на устранение указанных нарушений требований действующего законодательства об антитеррористической защищенности образовательной организации.
Судебная коллегия соглашается с вышеназванными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на представленных доказательствах, и правильном применении норм материального права, регулирующих спорное правоотношение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Главное управление образования администрации г. Красноярска не является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям, являются несостоятельными, основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с п. 2 ст. 123.1 Гражданского кодекса РФ, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Согласно ст. 9 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 1 ст. 66 Устава города Красноярска (принят Решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 N В-62), город Красноярск вправе в соответствии с законом создавать муниципальные предприятия и учреждения, необходимые для осуществления полномочий по решению вопросов городского значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляет Администрация города Красноярска.
Согласно п. 13 Положения О главном управлении образования администрации города Красноярска (утв. Распоряжением администрации г. Красноярска от 20.02.2014 N 56-р) создано для осуществления координации деятельности казенных, бюджетных, автономных муниципальных учреждений в сфере образования (далее - муниципальные учреждения), осуществление нормативно-правового, организационного и методического обеспечения их деятельности.
МАОУ «Лицей № 3» является некоммерческой организацией созданным образованием городом Красноярском для выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления Администрации города Красноярска в сфере образования. (п. 1.3 Устава).
При этом, Главное управление образования является органом администрации г. Красноярска координирующим деятельность МАОУ «Лицей № 3», а так же осуществляющим в отношении него отдельные функции и полномочия учредителя.
Таким образом, Главному управлению образования Администрации г. Красноярска, делегированы полномочия Администрации г. Красноярска по контролю над деятельностью образовательных учреждений на территории г. Красноярска, которое несет ответственность за соблюдение данными учреждениями законодательства об антитеррористической защищенности.
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии с п. 4 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 года N 35-ФЗ, органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ, исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования.
Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
Городской округ г. Красноярска - публично-правовое образование, которое по смыслу ст. ст. 48, 125 Гражданского кодекса РФ не является юридическим лицом.
В соответствии с ч. 2 ст. 125 Гражданского кодекса РФ, интересы городского округа представляет администрация городского округа как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования и главный распорядитель бюджетных средств.
Вопреки доводам жалобы, Главное управление образования Администрации г. Красноярска, в связи с наличием полномочий по контролю за деятельностью образовательных учреждений на территории г. Красноярска, является органом, ответственным за выделение финансовых средств на реализацию мероприятий, предусмотренных паспортом объекта антитеррористической защищенности.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года), расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В настоящей ситуации имеет место приоритет обеспечения безопасности учащихся и работников учреждений во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
В связи с чем, указание в апелляционной жалобе на отсутствие бюджетных средств на выполнение требуемых мероприятий антитеррористической защищенности, является несостоятельным.
Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Ссылка в апелляционной жалобе на реализацию МАОУ «Лицей № 3» иных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности образовательной организации (принятие паспорта безопасности объекта, установление автоматического определителя номера, обеспечение охраны образовательного учреждения и др.), правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.
В данном случае прокурором заявлены требования о выполнении определенных мероприятий в отношении конкретного образовательного учреждения, которые подлежат безусловному исполнению, без учета фактического выполнения иных мероприятий подобного рода в учреждении.
Положения закона в части осуществления требуемых прокурором мероприятий, носят императивный характер, не допускают возможности учреждения отказа от их проведения или замены.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.
Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено, решение суда является законным и обоснованным. Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 04.08.2022 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Главного управления образования Администрации г. Красноярска Романовой И.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25.10.2022 года