Именем Российской Федерации
15 октября 2024 г. г. Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего судьи Салькова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Василиженко С.В.,
с участием представителя истца Кремповского П.Р. – адвоката Сенюшиной Н.В.,
представителя ответчика ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» - по доверенности Матвеевой Н.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 71RS0028-01-2024-002276-34 (производство № 2-1691/2024) по исковому заявлению Кремповского Павла Романовича к ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» об обязании освободить от уплаты штрафа по договору о целевом обучении,
установил:
Кремповский П.Р. обратился в суд с иском к ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» об обязании освободить от уплаты штрафа по договору о целевом обучении.
Заявленные исковые требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ г. истцом и Тульским филиалом АО «Научно-производственная корпорация «Конструкторское бюро машиностроения» заключен договор № № о целевом обучении по образовательной программе высшего образования. ДД.ММ.ГГГГ г. вышеуказанный договор расторгнут.
В соответствии с п. 4 разд. VI договора истцом в добровольном порядке возмещены заказчику расходы, связанные с предоставленными мерами поддержки в виде стипендии в размере <данные изъяты> руб.
ДД.ММ.ГГГГ г. в адрес истца от ФГБОУВО «Тульский государственный университет» поступило уведомление об оплате штрафа в размере <данные изъяты> коп. В ответ написана претензия, на которую получен отказ в добровольном исполнении.
Согласно ст. 197 ТК РФ работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.
Одним из видов такого договора является ученический договор, порядок и условия заключения которого определены в главе 32 ТК РФ.
Частью 1 статьи 198 ТК РФ предусмотрено, что работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации - ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы.
Обязательные требования к содержанию ученического договора закреплены в ст. 199 ТК РФ, согласно части 1 которой ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.
Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон (ч. 2 ст. 199 ТК РФ).
Ученический договор заключается на срок, необходимый для обучения данной профессии, специальности, квалификации (ч. 1 ст. 200 ТК РФ).
Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 1 ст. 204 ТК РФ).
На учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда (ст. 205 ТК РФ).
Последствия невыполнения обучающимся обязательств после окончания ученичества приступить к работе по вновь полученной профессии, специальности или квалификации и отработать у данного работодателя в течение срока, установленного ученическим договором, определены в ст. 207 ТК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 207 ТК РФ в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Из правового регулирования порядка заключения работодателем ученического договора на профессиональное обучение с лицом, претендующим на осуществление трудовой функции у данного работодателя, следует, что обязанность такого лица возместить затраты, связанные с его обучением, понесенные работодателем, возникает в связи с намерением работодателя заключить трудовой договор с данным лицом по окончании обучения и невыполнением учеником после окончания обучения обязательства отработать у данного работодателя установленный ученическим договором период.
Статья 56 Закона «Об образовании» не содержит указания на обязанность гражданина выплатить организации штраф, в части 6 этой статьи указано, что в случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и (или) осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет он обязан возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки. Но, и до 1 января 2019 г. не имелось оснований для включения в договор условий об уплате штрафа, учитывая, что спорные правоотношения между будущим работодателем и лицом, ищущим работу, направляемым на обучение для последующей работы, регулируются нормами трудового законодательства, которые и на 2019 год и в настоящее время не предусматривают штрафных санкций к лицам, не исполнившим обязательства по договору об обучении. Условия договора о целевом обучении, соответствуют содержанию ученического договора (ст. 199 ТК РФ).
Таким образом истец полагает, что трудовым законодательством предусмотрено право работодателя на возмещение затрат, понесенных на обучение, как работника, так и ученика, который не исполнил обязательств по освоению образовательной программы, заключению трудового договора, вместе с тем трудовым законодательством не предусмотрена материальная ответственность указанных лиц в виде штрафа. А в силу ст. 206 ТК РФ условия ученического договора, противоречащие настоящему Кодексу, коллективному договору, соглашениям, являются недействительными и не применяются.
Истец Кремповский П.Р. в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом.
Представитель истца Кремповского П.Р. – адвокат Сенюшина Н.В. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» - по доверенности Матвеева Н.Я. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, представив письменный отзыв.
Представитель третьего лица Тульского филиала АО «Научно-производственная корпорация «Конструкторское бюро машиностроения» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, письменных возражений в суд не представил.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и третьего лица, заблаговременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте его проведения.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Кремповским П.Р. ДД.ММ.ГГГГ г. подано заявление о принятии документов в Тульский государственный университет для поступления на место, финансируемое из федерального бюджета направления магистратуры ДД.ММ.ГГГГ «Мехатроника и робототехника» (Роботы и роботехнические системы) очной формы обучения в порядке конкурсного отбора, имея направление для поступления по целевому приему в соответствии с заданием государственного плана на ДД.ММ.ГГГГ. (№ от ДД.ММ.ГГГГ г. - договор о целевом обучении по образовательным программам высшего образования).
Согласно указанному договору, заключенному между Тульским филиалом акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Конструкторское бюро машиностроения» (Заказчик), и Кремповским П.Р., последний обязан после освоения образовательной программы в соответствии с характеристиками, предусмотренными Договором, заключить трудовой договор с Заказчиком.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ г. № № - ст. Кремповский П.Р. зачислен с ДД.ММ.ГГГГ г. в состав студентов Тульского государственного университета на место в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах квоты целевого приема на направление магистратуры.
Кремповскому П.Р., как освоившему образовательную программу высшего образования – программу магистратуры по направлению ДД.ММ.ГГГГ «Мехатроника и робототехника» и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию с присвоением квалификации «Магистр», выдан документ об образовании и квалификации - диплом магистра (№, регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ г. № №- ст. Кремповский П.Р. отчислен из университета в связи с получением образования с ДД.ММ.ГГГГ. с выдачей диплома магистра.
Согласно уведомлению № № от ДД.ММ.ГГГГ г. Тульского филиала акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Конструкторское бюро машиностроения» в установленный договором срок Кремповский П.Р. трудовой договор не заключил.
Пунктом 1 раздела VI договора установлено наступление ответственности сторон в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с ч. 6 ст. 71.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по данному договору.
В соответствии с ч. 6 ст. 71.1 Федерального закона об образовании в случаях неисполнения заказчиком целевого обучения обязательства по трудоустройству гражданина, принятого на целевое обучение в соответствии с частью 1 настоящей статьи, а гражданином обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет наряду с ответственностью, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 56 настоящего Федерального закона, заказчик целевого обучения или гражданин, принятый на целевое обучение в соответствии с частью 1 настоящей статьи, выплачивает организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучался гражданин, штраф в размере расходов федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, осуществленных на обучение гражданина, который направляется на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования.
Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2020 г. № 1681 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования" утвержден Порядок выплаты указанного в ч. 6 ст. 71.1 Федерального закона об образовании штрафа, его исчисления и основания для освобождения от его уплаты.
Пунктом 53 Положения предусмотрено, что в случаях неисполнения заказчиком обязательства по трудоустройству гражданина, принятого на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах квоты приема на целевое обучение, установленной Правительством Российской Федерации (далее - квота, установленная Правительством Российской Федерации), или гражданином, принятым на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах квоты, установленной Правительством Российской Федерации, обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение 3 лет, заказчик или гражданин выплачивают штраф в размере расходов федерального бюджета, осуществленных на обучение гражданина в организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования за счет средств федерального бюджета (далее - штраф).
Согласно п. 54 Положения штраф выплачивается организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования за счет средств федерального бюджета, в которой гражданин обучался в соответствии с договором о целевом обучении (далее - получатель штрафа).
Согласно п. 56 Положения, если договор о целевом обучении расторгнут и гражданин не освобожден от ответственности за неисполнение обязательства по осуществлению трудовой деятельности, заказчик в месячный срок после расторжения договора о целевом обучении направляет получателю штрафа уведомление в письменной форме о неисполнении гражданином обязательства по осуществлению трудовой деятельности.
Подтверждением расторжения договора № № от ДД.ММ.ГГГГ г. о целевом обучении по образовательным программам высшего образования является соглашение № № о расторжении договора о целевом обучении от ДД.ММ.ГГГГ г. на основании заявления Кремповского П.Р.
Пунктом 57 Положения предусмотрено, что в случае получения уведомления, указанного в п. 56 настоящего Положения, если заказчик или гражданин не освобождены от исполнения указанного обязательства, получатель штрафа направляет заказчику или гражданину в письменной форме требование о выплате штрафа, в котором указываются размер штрафа и реквизиты лицевого счета получателя штрафа в территориальном органе Федерального казначейства, для перечисления денежных средств.
Как усматривается из материалов дела, ответчик на основании п. 57 Положения, получив уведомление № № от ДД.ММ.ГГГГ г. ТФ АО «НКП» КБМ» с просьбой применить штрафные санкции к Кремповскому П.Р., направил требование от ДД.ММ.ГГГГ о выплате штрафа.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ г. № № повторно направлено письмо с просьбой оплатить в добровольном порядке ранее выставленное требование и в случае наличия оснований для освобождения от уплаты штрафа письменно уведомить о наличии такого основания с приложением подтверждающего документа (документов).
На указанное выше письмо Кремповский П.Р. направил претензию от ДД.ММ.ГГГГ г. № № о перерасчете размера штрафа.
Размер штрафа определяется получателем штрафа в соответствии со следующими условиями: если гражданин завершил освоение образовательной программы на условиях договора о целевом обучении и полностью или частично не исполнил обязательства по осуществлению трудовой деятельности, размер штрафа определяется в соответствии с нормативными затратами пропорционально доле неотработанного времени (дней) в пределах 3 лет (абз. 3 п. 58 Положения).
Заказчик или гражданин не позднее 12 месяцев со дня получения требования к выплате штрафа выплачивает штраф посредством перечисления денежных средств на лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации, финансовом органе муниципального образования (счет в кредитной организации в случаях, установленных федеральными законами), реквизиты которого указаны в требовании к выплате штрафа (п. 59 Положения).
Перечень оснований для освобождения гражданина от уплаты штрафа предусмотрен п. 61 Порядка: если гражданин освобожден от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении; если гражданин является единственным родителем, имеющим 3 и более детей.
При наличии одного из указанных оснований гражданин, получивший требование к выплате штрафа, направляет получателю штрафа уведомление в письменной форме о наличии соответствующего основания с приложением копии документа (документов), подтверждающего наличие соответствующего основания.
Освобождение сторон договора о целевом обучении от исполнения обязательств по договору о целевом обучении и от ответственности за их исполнение предусмотрено разделом III Положения.
Документов, подтверждающих наличие соответствующего основания об освобождении Кремповского П.Р. от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении, суду не представлено.
Пунктом 62 Положения предусмотрено, что в случае невыплаты штрафа гражданином в установленный 12-месячный срок (при отсутствии основания, указанного в пункте 61 настоящего Порядка) получатель штрафа осуществляет взыскание штрафа в судебном порядке.
Аналогичные положения в части уплаты штрафа, а также освобождения сторон договора о целевом обучении от исполнения обязательств по договору о целевом обучении и от ответственности за их исполнение содержались в постановлении Правительства РФ от 21 марта 2019 г. № 302, действовавшем на момент заключения между сторонами договора о целевом обучении от 19 июля 2019 г., так и в постановлении Правительства РФ от 27 апреля 2024 г. № 555.
По смыслу названных положений несоблюдение условий договора о целевом обучении, выразившееся в неисполнении Кремповским П.Р. обязательств по целевому договору, влечет санкцию в виде штрафа в размере расходов федерального бюджета, осуществленных на его обучение.
В данном случае штраф представляет собой меру гражданско-правовой ответственности в целях обеспечения исполнения обязательств по заключению трудового договора, его трудоустройству и по осуществлению им трудовой деятельности в течение трех лет, к которой применяются правила взимания, предусмотренные гл. 23 ГК РФ.
Таким образом, правоотношения между ответчиком и истцом регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 21 марта 2019 г. № 302 (на момент заключения договора) "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. № 1076" (вместе с "Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования", "Правилами установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета), постановлением Правительства РФ от 13 октября 2020 г. № 1681 (на момент отчисления) "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования" (вместе с "Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования", "Правилами установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета"- далее Положение), гражданским законодательством.
Доводы истца о том, что данные правоотношения регулируются трудовым законодательством основаны неверном применении норм материального права и не могут являться основанием для удовлетворения исковых требований.
При таких обстоятельствах, оснований для освобождения Кремповского П.Р. от ответственности, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 13 октября 2020 г. № 1681 не имеется.
Рассмотрев дело в пределах заявленных исковых требований, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Кремповского Павла Романовича к ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» об обязании освободить от уплаты штрафа по договору о целевом обучении отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 октября 2024 г.
Председательствующий