Дело № 5-323/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ город Алатырь
Судья Алатырского районного суда Чувашской Республики Китайкин А.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении:
Сидельниковой Е.Н., <данные изъяты>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,
у с т а н о в и л :
В 10 часов 45 минут ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в г. Шумерля (далее – отдел Роспотребнадзора) по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. Щербакова, д. 9, при рассмотрении анкетных данных пассажиров, прибывших в аэропорты Московской области, поступивших из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, и сведений, размещенных на ЕГПУ (https://www.gosuslugi.ru) в Модуле «Информация о прибывших в Россию из зарубежных стран», установлено, что ДД.ММ.ГГГГ гражданка Российской Федерации Сидельникова Е.Н. прибыла из Турецкой Республики на самолете авиарейсом № место №, на территорию Российской Федерации. При этом заполнила заявление № о прибытии из зарубежной страны в субъект РФ и внесла его в Модуль. Однако, лабораторное исследование на инфекции (COVID-19) от ДД.ММ.ГГГГ заказ № (ООО «<данные изъяты>») пройдено методом, не соответствующим указанному в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019».
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Сидельникова Е.Н. вину в совершении правонарушении не признала. Суду пояснила, что она не владеет специальными познаниями и не знала о том, что ей необходимо пройти исследование методом полимеразной цепной реакции (далее ПЦР).
Из имеющихся в материалах дела письменных объяснений Сидельниковой Е.Н. следует, что вину свою не признает. ДД.ММ.ГГГГ она прилетела в РФ в аэропорт Домодедово г. Москва и сразу поехала домой в <адрес>. На борту самолета она заполнила анкету. Никакой информации и разъяснений по поводу дальнейших действий граждан РФ при пересечении границы она не получила. Информацию о необходимости сдать анализ на COVID-19 по прилету услышала от турагента, оформлявшего путевку. По приезду в <адрес> уточнила в поликлинике, где и как возможно сдать анализ на COVID-19, так как вернулась в РФ из Турции. Забор анализов в поликлинике производили только по вторниками четвергам. Терапевты в поликлинике объяснили, чтобы успеть сдать анализ в трехдневный срок, легче обратиться в коммерческую клинику «<данные изъяты>», которая находится по адресу: <адрес> Позвонив в данную клинику, она изначально уточнила, подойдет ли анализ крови для регистрации граждан, прибывающих из-за границы на портале Госуслуги, на что специалист дал утвердительный ответ. Не имея медицинского образования,, не понимая медицинских терминов, она доверилась сотрудникам клиники. Оплатив из собственных средств и сдав анализ в клинике, она направилась домой с семьей, где находилась на самоизоляции до получения результатов. ДД.ММ.ГГГГ из клиники сообщили о готовом анализе и отрицательном результате. В этот же день она забрала результаты и разместила их на портале Госуслуги. Со стороны Роспотребнадзора поступали звонки после её приезда в РФ, интересовались, сдала ли она тест на COVID-19. Получив от неё утвердительный ответ, сотрудники Роспотребнадзора не уточняли какой именно анализ она сдала и также не информировали о подробностях. Нигде не было указаний на то, что она должна сдать мазок из носоглотки.
Лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении Б.Е.В., суду пояснила о том, что ими проводилась проверка исполнения требований санитарного законодательства лиц, прибывших из заграницы. Сидельникова Е.Н. прибыв из-за границы ДД.ММ.ГГГГ, не выполнила требования Постановлениея Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7 и не прошла исследование методом ПЦР, а использовала иной метод, который не применяется в установленном порядке для выявлении заболевания COVID-19.
Из письменных материалов дела следует:
Согласно анкете Сидельниковой Е.Н., она прибыла из Турции ДД.ММ.ГГГГ и направилась по месту жительства в <адрес>.
<данные изъяты>
Согласно скриншота списка поступивших заявлений в Роспотребнадзор из Портала госуслуг о прибывших из зарубежных стран на территорию России, Сидельникова Е.Н. прибыла из Турции ДД.ММ.ГГГГ на самолете авиарейсом № место №, сдала тест на COVID-19 ДД.ММ.ГГГГ, а внесла результаты на Единый портал госуслуг ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно статье 10 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно частей 1, 3 статьи 31 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации, принято Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7 (в редакции действующей с 27.07.2020 года) «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» (далее – Постановление № 7 )
Согласно пунктам 2.1, 2.2. Постановления № 7, граждане Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку) обязаны:
- обеспечить заполнение анкеты прибывающего на территорию Российской Федерации до прибытия на территорию Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
В целях оперативного прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации обеспечить заполнение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде «Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию» (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс) (п. 2.1);
- в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1). До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания).
Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 (ред. от 31.01.2020) «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно пункту 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15 (ред. от 13.11.2020) мероприятия, направленные на предупреждение распространения COVID-19, включают: мониторинг заболеваемости; лабораторный мониторинг (слежение за циркуляцией и распространением возбудителя); мониторинг напряженности иммунитета среди переболевших лиц, среди групп риска и среди всего населения; сбор и анализ полученной информации; эпидемиологическую диагностику; прогнозирование; оценку эффективности проводимых мероприятий; гигиеническое воспитание населения.
В соответствии с требованиями пунктов 4.1, 4.2 СП 3.1.3597-20, противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает:
- принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска);
- выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию;
- установление границ очага (организации, транспортные средства, место жительство и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID-19;
- разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции - максимальное ограничение контактов);
- проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19 при появлении симптомов, не исключающих COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения);
- дезинфекцию;
- экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска;
- профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях;
- соблюдение больными, лицами с подозрением на COVID-19 и находившимися в контакте с больными COVID-19, обязательного режима изоляции.
Этиологическая диагностика коронавирусной инфекции COVID-19 проводится с применением метода полимерной цепной реакции (ПЦР). Основным видом биоматериала лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-2 является материал, полученный при заборе мазка из носоглотки (из двух носовых ходов) и ротоглотки.
Как следует из представленных в суд материалов, Сидельникова Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ прибыла на территорию Российской Федерации из Турецкой Республики на самолете авиарейсом № место №.
По прибытию на территорию Российской Федерации Сидельникова Е.Н. сдала медицинские анализы и в течение трех дней внесла в Единый портал государственных услуг информацию о результатах лабораторного исследования на COVID-19 методом иммуноферментного анализа (ИФА), который не предусмотрен п. 2.2. Постановления № 7.
В тоже время информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР Сидельникова Е.Н. на день рассмотрения дела судом, не представила.
Метод ИФА позволяет выявить в организме антитела IgM и IgG к инфекции, однако данные, полученные указанным методом, не могут являться основанием для постановки или отсутствия диагноза коронавирусной инфекции COVID-19. В качестве материала для проведения лабораторных исследований методом ИФА используется кровь пациента.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом ТО Управления Роспотребнадзора по ЧР в г. Шумерля по указанному факту нарушений санитарно-эпидемиологических требований в отношении Сидельниковой Е.Н. составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Учитывая исследованные доказательства в совокупности, прихожу к выводу о доказанности вины Сидельниковой Е.Н. в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), в связи с чем её действия квалифицируются по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, его имущественное положение.
На основании пункта 10 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, обстоятельством, смягчающим административную ответственность, суд признает совершение административного правонарушения женщиной, имеющей малолетнего ребенка
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.
Санкция части 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей
В силу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
В то же время имеются основания для назначения лицу наказания, в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного инкриминируемой нормой.
В силу частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Как усматривается из исследованных материалов дела, Сидельникова Е.Н. имеет заработную плату в размере минимального, установленного законом, имеет на иждивении малолетнего ребенка.
С учётом вышеуказанных обстоятельств, а также принимая во внимание принцип справедливости и соразмерности административного наказания за совершенное правонарушение, исходя из фактических обстоятельств дела, имущественного положения лица, считаю, что административное наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 6.3 КоАП РФ и составляющего пятнадцать тысяч рублей, не соразмерно имущественному положению лица, в силу чего подлежит назначению наказание в размере половины минимального размера административного штрафа, с учетом положений, предусмотренных части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л :
Сидельникову Е.Н. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание с учетом части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 7 500 (семь тысяч пятьсот) рублей.
Административный штраф необходимо уплатить по следующим реквизитам:
Получатель УФК по Чувашской Республике (Территориальное орган Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в <адрес>)
№
№
№
№
№
№
№
№
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья