Дело № 33 – 10109/2022
Суд первой инстанции дело № 2-1182/2022
УИД 59RS0025-01-2022-001390-15
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Казанцевой Е.С.,
судей Бабиновой Н.А., Мухтаровой И.А.
при секретаре Рожковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 17.10.2022 дело по апелляционной жалобе администрации Краснокамского городского округа на решение Краснокамского городского суда Пермского края от 20.07.2022 по иску прокурора г.Краснокамска к администрации Краснокамского городского округа о возложении обязанности создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Заслушав доклад судьи Бабиновой Н.А., пояснения представителя истца Трусова Д.А., представителя ответчика Стефаненко А.С., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Краснокамска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Краснокамского городского округа Пермского края о возложении обязанности в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать на территории д.Большое Шилово Краснокамского городского округа места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), соответствующие требованиям Постановления Правительства Пермского края от 08.06.2018 № 309-п «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края».
В обоснование требований указано, что прокуратурой г.Краснокамска проведена проверка исполнения администрацией Краснокамского городского округа Пермского края законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в результате которой выявлены существенные нарушения закона в указанной сфере. В ходе проверки установлено, что в д.Большое Шилово Краснокамского городского округа региональным оператором по обращению с ТКО в Пермском крае – АО «Пермский региональный оператор ТКО» осуществляется децентрализованный сбор ТКО. Потребителям не оказывается коммунальная услуга – сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, поскольку отсутствуют места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. При этом в соответствии с нормативно-правовыми актами администрации Краснокамского городского округа, органом местного самоуправления в д.Большое Шилово должно быть создано 2 места (площадки) накопления ТКО по адресу: - Пермский край, Краснокамский городской округ, д. Большое Шилово, ул. Сюзьвенская (кадастровый квартал ** (географические координаты: X 58,028982, У 55,608133). Пермский край, Краснокамский городской округ, д. Большое Шилово, ул. Шиловская (кадастровый квартал ** (географические координаты: X 58,032701, У 55,614283). Децентрализованный способ сбора ТКО на территории д.Большое Шилово свидетельствует о неисполнении администрацией Краснокамского городского округа требований действующего законодательства в сфере обращения с ТКО, что может привести к появлению в населенном пункте несанкционированных свалок, угрозе возникновения и распространения массовых инфекционных и не инфекционных заболеваний, созданию угрозы жизни и здоровью населения, в результате чего будет нарушено конституционное право неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований прокурора г. Краснокамска. Возложена обязанность на администрацию Краснокамского городского округа Пермского края в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать на территории д. Большое Шилово Краснокамского городского округа места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие требованиям Постановления Правительства Пермского края от 08.06.2018 № 309-п «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края», а именно:
контейнерная площадка должна быть огорожена по периметру с трех сторон и располагаться на уровне земли, на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии, исключающем скопление поверхностной воды, которое способно выдержать установку и (или) выкатывание контейнеров без повреждения. В случае если на контейнерной площадке установлены контейнеры без крышки, контейнерная площадка должна иметь крышу для предотвращения попадания в контейнеры атмосферных осадков и недопущения доступа животных;
по адресам:
-Пермский край, Краснокамский городской округ, д. Большое Шилово, ул. Сюзьвенская (кадастровый квартал ** (географические координаты: X 58,028982, У 55,608133).
- Пермский край, Краснокамский городской округ, д. Большое Шилово, ул. Шиловская (кадастровый квартал ** (географические координаты: X 58,032701, У 55,614283).
С данным решением не согласился ответчик администрация Краснокамского городского округа Пермского края в части срока исполнения возложенной обязанности. Указывает, что произвольно установленный истцом срок для реализации полномочий органа местного самоуправления не согласуется с принципом связанности органов прокуратуры законом и правом, вытекающим из Конституции РФ, и создает условия для нарушения конституционных прав органа местного самоуправления вследствие возложения на них объективно невыполнимых в установленный срок обязанностей. Судом не учтено, что истцом не представлены доказательства ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки на указанной территории вследствие отсутствия мест накопления ТКО. Установленный 12-месячный срок организации мест ТКО является необоснованным. Письмом администрации Краснокамского городского округа в адрес прокуратуры г.Краснокамска от 14.06.2022 № 01-51/622 направлена выкопировка из плана реализации мероприятий по обеспечению местами накопления ТКО в д.Большое Шилово, запланировано к обустройству в 2024 г., данные мероприятия согласуются с АО «Пермский региональный оператор ТКО».
Кроме того судом неверно оценены доводы администрации об отсутствии финансовых ассигнований в бюджете на 2022 г. и плановый период 2023 г. и 2024 г. Администрация может исполнить решение суда лишь при наличии соответствующих ассигнований в бюджете Краснокамского городского округа при участии средств краевого бюджета. Администрацией Краснокамского городского округа был заявлен разумный срок для исполнения решения суда до 31.12.2024. Учитывая изложенное, ответчик просил решение суда отменить и принять новый судебный акт.
В суд апелляционной инстанции поступили возражения прокуратуры г.Краснокамска на апелляционную жалобу ответчика с ходатайством об оставлении решения суда без изменения.
От третьего лица АО «Пермский региональный оператор ТКО» поступили возражения на апелляционную жалобу ответчика, в которых указано на отсутствие оснований для её удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика администрации Краснокамского городского округа Стефаненко А.С. доводы апелляционной жалобы поддержала, указав, что в данном населенном пункте отсутствует площадка для накопления отходов, однако в тот срок, который установлен судом, решение исполнить невозможно, бюджет дефицитный, на 2023 г. бюджет будет сформирован в декабре, необходимо будет просить помощь у края на софинансирование и субсидию, стоимость установки площадки около 400 000 рублей.
Представитель истца Пермской краевой прокуратуры Трусов Д.А. с апелляционной жалобой не согласился, поддержал письменные возражения по жалобе, указав, что обязанность по исполнению требований действующего законодательства не может быть поставлена в зависимость от наличия финансирования. Требования законодательства не исполняются в течение длительного времени, при этом денежные средства направляются на реализацию полномочий только при наличии решения суда. Вместе с тем, никаких мероприятий, направленных на ликвидацию нарушений, администрацией не принимается. Аргументированной позиции относительно неразумности срока исполнения не представлено. С учетом даже озвученных сумм и объема работ по созданию объекта в течение года реально изыскать и провести работы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы и возражений к ней в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно части 4 статьи 8 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Из приведенных правовых норм следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов федеральным законодателем отнесены к компетенции органов местного самоуправления городского округа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 утверждены «Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», в которых определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2018 № 309-п «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края» (далее - Порядок №309-п).
В соответствии с пунктом 2.10 Порядка №309-п Контейнерная площадка должна быть огорожена по периметру с трех сторон и располагаться на уровне земли, на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии, исключающем скопление поверхностной воды, которое способно выдержать установку и (или) выкатывание контейнеров без их повреждения. В случае если на контейнерной площадке установлены контейнеры без крышки, контейнерная площадка должна иметь крышу для предотвращения попадания в контейнеры атмосферных осадков и недопущения доступа животных.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой г.Краснокамска проведена проверка исполнения администрацией Краснокамского городского округа Пермского края законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. В результате проверки установлено, что в д.Большое Шилово Краснокамского городского округа региональным оператором по обращению с ТКО в Пермском крае – АО «Пермский региональный оператор ТКО» осуществляется децентрализованный сбор ТКО, поскольку отсутствуют места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Администрации Краснокамского городского округа от 07.10.2019 № 710-п «Об утверждении схемы размещения мест (площадок накопления твердых коммунальных отходов на территории Краснокамского городского округа», а также иными нормативно-правовыми актами органа местного самоуправления, администрацией Краснокамского городского округа в д.Большое Шилово должно быть создано 2 места (площадки) накопления ТКО по адресам: Пермский край, Краснокамский городской округ, д.Большое Шилово, ул.Сюзьвенская (кадастровый квартал ** (географические координаты: X 58,028982, У 55,608133). Пермский край, Краснокамский городской округ, д.Большое Шилово, ул.Шиловская (кадастровый квартал ** (географические координаты: X 58,032701, У 55,614283).
Постановлением администрации Краснокамского городского округа № 674-п от 24.11.2020 «Об утверждении реестра и схемы мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Краснокамского городского округа утвержден прилагаемый реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Краснокамского городского округа.
Признаны утратившими силу постановление администрации Краснокамского городского округа от 08.10.2019 №712-п «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Краснокамского городского округа», постановление администрации Краснокамского городского округа от 07.10.2019 № 710-п «Об утверждении схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Краснокамского городского округа».
Постановлением администрации Краснокамского городского округа от 06.07.2022 №581-п «О внесении изменений в постановление администрации Краснокамского городского округа от 24.11.2020 № 674-п «Об утверждении реестра и схемы мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Краснокамского городского округа». Согласно приложению к постановлению в д.Большое Шилово утверждены схемы мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по следующим адресам: Пермский край, Краснокамский городской округ, д. Большое Шилово, ул. Сюзьвенская (кадастровый квартал ** (географические координаты: X 58,028982, У 55,608133). Пермский край, Краснокамский городской округ, д. Большое Шилово, ул. Шиловская (кадастровый квартал ** (географические координаты: X 58,032701, У 55,614283).
Постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2018 № 309-п «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края» создание, организация и содержание мест накопления и сбора твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территорий, прилегающих к месту погрузки твердых коммунальных отходов, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.5-2.7, 2.9 настоящего Порядка, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Пермского края в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктами 2.1.- 2.2. постановления Правительства Пермского края от 08.06.2018 № 309-п установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления и сбора твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры и бункеры, расположенные на контейнерных площадках (далее - централизованный способ); в специально предназначенные емкости, пакеты и мусоровозы, предоставленные региональным оператором (далее - децентрализованный способ).
Места накопления и сбора твердых коммунальных отходов определяются схемой размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденной органом местного самоуправления, и учитываются органом местного самоуправления в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п.п.2.10.- 2.14. постановления Правительства Пермского края от 08.06.2018 № 309-п контейнерная площадка должна быть огорожена по периметру с трех сторон и располагаться на уровне земли, на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии, исключающем скопление поверхностной воды, которое способно выдержать установку и (или) выкатывание контейнеров без их повреждения. В случае если на контейнерной площадке установлены контейнеры без крышки, контейнерная площадка должна иметь крышу для предотвращения попадания в контейнеры атмосферных осадков и недопущения доступа животных. Расстояние от контейнерной площадки, специальной площадки для складирования крупногабаритных отходов до жилых домов, детских площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
В исключительных случаях в районах сложившейся застройки, где отсутствует возможность соблюдения установленных пунктом 2.11 Порядка санитарных разрывов от контейнерной площадки, специальной площадки для складирования крупногабаритных отходов до жилых домов, детских площадок, мест отдыха и занятий спортом, эти расстояния по инициативе потребителя, регионального оператора, органа местного самоуправления устанавливаются решением комиссии с участием представителей регионального оператора, органа местного самоуправления и потребителя с составлением акта, являющегося неотъемлемой частью схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов муниципального образования. В зонах застройки индивидуальными или блокированными жилыми домами расстояние от контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов, специальной площадки для складирования крупногабаритных отходов до жилых домов, детских площадок, мест отдыха и занятий спортом определяется собственниками индивидуальных или блокированных жилых домов и может быть сокращено до 8 метров по согласованию с органом местного самоуправления. Размер контейнерной площадки должен быть рассчитан для установки необходимого количества контейнеров и (или) бункеров для накопления и сбора твердых коммунальных отходов, крупногабаритных отходов.
Согласно п.8.1. постановления Правительства Пермского края от 08.06.2018 № 309-п децентрализованный способ накопления твердых коммунальных отходов может применяться региональным оператором (региональными операторами) на территориях сложившейся застройки при невозможности обустройства места накопления и сбора твердых коммунальных отходов или на период строительства, реконструкции и ремонта места накопления и сбора твердых коммунальных отходов. Факт невозможности обустройства места накопления и сбора на территориях сложившейся застройки устанавливается актом, подписанным уполномоченными лицами регионального оператора и органа местного самоуправления.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь приведенными нормами законодательства, суд первой инстанции пришел к выводам, что обязанность по организации создания и содержания мест накопления твердых коммунальных отходов на территории Краснокамского района Пермского края лежит на органе местно самоуправления - администрации Краснокамского городского округа Пермского края, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на законе и совокупности установленных по делу обстоятельств. Доводы апеллянта выводов суда первой инстанции не опровергают, повторяя позицию ответчика, занятую в суде первой инстанции.
Между тем всем доводам ответчика в суде первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка.
Так, утверждение апеллянта о недостаточности установленного судом срока для исполнения возложенной на орган местного самоуправления обязанности отмену принятого по делу судебного акта не влечет ввиду того, что обязанность по исполнению требований действующего законодательства в сфере обращения с ТКО не может быть поставлена в зависимость от отсутствия или недостаточности средств бюджетного финансирования. Требование прокурора об устранении выявленных нарушений в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу позволяет запланировать необходимые расходы с учетом финансирования, скорректировать бюджет, провести необходимые конкурсные процедуры, в том числе и в 2023 году.
Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности, соответственно длительность процедуры финансирования не может рассматриваться в качестве основания для предоставления ответчику более длительного срока для исполнения судебного решения. В рассматриваемом случае предоставление ответчику более длительного срока для исполнения установленной решением суда обязанности не будет способствовать установлению баланса интересов, поскольку исполнение решения суда затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц. При этом документального подтверждения ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки на территории д. Большое Шилово в связи с отсутствием мест складирования ТКО не требуется, поскольку, напротив, при достижении отрицательных показателей санитарно-эпидемиологической обстановки помимо обязанности по созданию мест складирования ТКО возникнет и дополнительная обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, очистке почвы и атмосферного воздуха и пр.
Таким образом, срок исполнения решения установлен судом с учетом существа разрешенных требований, направленных на устранение нарушений законодательства в сфере обращения с отходами, принципов разумности и справедливости.
При возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 434 ГПК РФ.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции не допущены ошибки в применении норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход рассмотрения дела, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела, поэтому оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Краснокамского городского суда Пермского края от 20.07.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Краснокамского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи