Решение по делу № 2-940/2019 от 16.08.2019

Дело № 2-940/2019

44RS0002-01-2019-001330-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 ноября 2019 года г. Кострома

Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Соболевой М.Ю., при секретаре Бойцовой А.С., рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Костромского муниципального района к Лосеву И.Ф. о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка,

установил:

Администрация Костромского муниципального района Костромской области обратилась в Ленинский районный суд г. Костромы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по (адрес) с иском об обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером :737, расположенный по адресу: (адрес)

Требования мотивированы тем, что истцом на основании заявления Лосева И.Ф. вынесено постановление от 09.08.2018 г. № 1540 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земель». Указанным постановлением утверждена схема расположения земельного участка, площадью 1750 кв.м, расположенного адресу: (адрес) образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером :117, расположенного по адресу: (адрес), принадлежащего на праве собственности Лосеву И.Ф., и земель, государственная собственность на которые не разграничена, на кадастровом плане территории. Образованный путем перераспределения земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер :737. 16 августа 2018 г. в адрес администрации Костромского муниципального района Костромской области поступило обращение Кочетковой С.А. о приостановлении перераспределения земельного участка с кадастровым номером 44:07:130601:117 и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с отсутствием проезда к земельному "участку, принадлежащему ей на праве собственности. В ходе рассмотрения обращения Кочетковой С.А. факт отсутствия проезда к земельному участку, принадлежащему ей на праве собственности, был установлен. В целях устранения противоречий действующего законодательства решение о перераспределении земельного участка отменено постановлением администрации Костромского муниципального района от 24.10.2018 г. № 2051. В связи с отменой решения, на основании которого в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером :737, Комитетом имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района в Управление Росреестра по Костромской области подано заявление о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРН. По результатам рассмотрения указанного заявления Управлением Росреестра по Костромской области вынесено уведомление" от 3 декабря 2018 г. о приостановлении регистрационных действий по причине того, что земельный участок с кадастровым номером :737 имеет статус ранее учтенного и в соответствии с действующим законодательством не подлежит снятию с государственного кадастрового учета. По данному основанию в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером :737 отказано и Лосеву И.Ф. Таким образом, возникшую ситуацию разрешить во внесудебном порядке не представляется возможным. Вместе с тем, существование указанного земельного участка препятствует надлежащему использованию земельного участка, принадлежащего Кочетковой С.А.

Указанный иск был принят в порядке административного судопроизводства.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Лосев И.Ф.

На основании определения Ленинского районного суда г. Костромы от 25 июля 2019 г. по ходатайству представителя истца произведена замена ненадлежащего ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области на надлежащего Лосева И.Ф. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.

Этим же определением постановлено перейти к рассмотрению дела по иску администрации Костромского муниципального района Костромской области к Лосеву И.Ф. о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка в порядке гражданского судопроизводства.

Определением Ленинского районного суда г. Костромы от 25 июля 2019 года гражданское дело по иску администрации Костромского муниципального района к Лосеву И.Ф. л снятии с государственного кадастрового учета земельного участка передано по подсудности в Костромской районный суд.

Определением от 19 августа 2019 года данное гражданское дело принято к производству Костромского районного суда.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Кочеткова С.А., администрация Костромского муниципального района.

Представитель истца администрации Костромского муниципального района Чеснова О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования о снятии земельного участка с кадастровым номером :737, расположенный по адресу: (адрес)., поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Ответчик Лосев И.Ф. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дел в его отсутствие.

Представители ответчика Некрасова Т.П., Метелкина В.Б., действующие на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признали, полагают, что постановление от 09.08.2018 г. отменено неправомерно, т.к. ст. 48 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 6.9. Устава Костромского муниципального района не содержат иные основания для отмены постановления, поскольку вышеуказанными нормативными актами установлен исчерпывающий перечень оснований для отмены муниципальных правовых актов и в данном случае не могут быть применены. Лосевым И.Ф. предложена схема проезда к земельному участку Кочетковой С.А., он гарантирует осуществление данного проезда за свой счет. Однако Лосеву отказано в перераспределении земельного участка. При удовлетворении иска и снятии с учета спорного земельного участка будут нарушены права ответчика. Ответчик добросовестно обратился в Администрацию Костромского муниципального района с заявлением о перераспределении земельного участка. Схема перераспределения соответствует всем требованиям, установленным Земельным кодексом к образуемым земельным участкам. В соответствии с постановлением № 1540 он за свой счет провел кадастровые работы, согласно Постановлению поставил земельный участок на кадастровый учет. Привел в порядок территорию спорного земельного участка: за свой счет очистил территорию от бытового мусора.

Третье лицо Кочеткова С.А. полагала, что исковые требования администрации Костромского муниципального района подлежат удовлетворению. Она пояснила, что она является собственником земельного участка, расположенного по адресу (адрес), с 2007 года. Подъезд к земельному участку осуществляется по дороге, идущей между земельными участками, один их которых в настоящее время принадлежит Лосеву И.Ф., заканчивается площадкой перед её участком. Специалисты администрации Чернопенского сельского поселения ей сообщили, что единственный проход к её участку испрашивается Лосевым И.Ф. В связи с указанными обстоятельствами она обратилась в администрацию Костромского муниципального района с заявлением о приостановлении перераспределения земли. Указала, что данный проезд является единственным. Организовать проезд в ином месте не представляется возможным с учетом рельефа местности, так как угол склона очень крутой. Данной дорогой она пользовалась с момента приобретения своего участка. Полагает, что перераспределением земельного участка нарушены ее права, созданы препятствия надлежащему использованию земельного участка.

Представитель третьего лица администрации Чернопенского сельского поселения в судебное заседании не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Указал, что в результате перераспределения участка Лосева И.Ф. и земель, государственная собственность на которые не разграничена, отсутствует подъезд к земельному участку, принадлежащему Кочетковой С.А., расположенному по адресу (адрес).

Представитель третьего лица Управление Росреестра по Костромской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании представитель пояснил, что на кадастровый учет был постановлен земельный участок следующими характеристиками: адрес земельного участка: (адрес); кадастровый номер: :737; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства; уточненная площадь 1750 кв.м. +/- 15 кв.м.; способ образования земельного участка: перераспределение землями; статус: учтенный. В настоящее время на государственном кадастровом учете стоит земельный участок с кадастровым номером 117, расположенный по адресу (адрес), принадлежащий на праве собственности Лосеву И.Ф.

28 ноября 2018 года в Управление Росреестра обращался Комитет имущественных земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района Костромской области, 20 декабря 2018 года Лосев И.Ф. с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета, а именно снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером :737.

Причиной отказа в осуществлении государственного кадастрового учета явилось то обстоятельство, что Законом о регистрации недвижимости, а также Правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости (утв. Приказом Минэкономразвития России от 16Л2.2015 ) снятие с кадастровой учета земельных участков осуществляется только в случаях прямопредусмотренных Законом.

Исходя из положений Закона о регистрации недвижимости снятию с государственного кадастрового учета подлежат:

- земельные участки, которые являются преобразуемыми (п. 33 ч. 1 с. 26)

- земельные участки, образуемые из земель или земельного участки государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (п. 14, п. 15 ст. 41);

- ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (п. 3 ст. 70);

- земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (ч. 7 ст. 72).

Установленных законом оснований для снятия спорного земельного участка с кадастрового учета в спорной ситуации не имеется, а в отсутствии таковых суд не может принимать решение о снятии земельного участка с кадастрового учета.

Отмена ненормативного акта - постановления администрации Костромского муниципального района Костромской области от 09.08.2018 № 1540 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемом путем перераспределения земель» не может создавать основания для снятия с кадастрового учета, ранее поставленных на учет в соответствии с требованиями закона, земельного участка.

С согласия лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ч. 3 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика, третьих лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, суд приходит к следующим выводам.

Лосев И.Ф. обратился в администрацию Костромского муниципального района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в целях перераспределения земельного участка, расположенного по адресу (адрес) принадлежащего ему на праве собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Постановлением администрации Костромского муниципального района от 09 августа 2018 года была утверждена схема расположения земельного участка площадью 1750 кв.м., расположенного по адресу (адрес), образованного путем перераспределения земельного участка, расположенного по адресу (адрес), принадлежащего на праве собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена, на кадастровом плане территории. Лосеву И.Ф. предоставлено право обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области.

16 августа 2018 года Лосев И.Ф. обратился в ОГКЮ «МФЦ» с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка площадью 1750 кв.м., расположенного по адресу (адрес), представив межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 1 земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером :117 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно выписке из ЕГРН от 29 марта 20109 года на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером :737, площадью 1750+/-15 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу (адрес). В выписке указано, что земельный участок образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером :117 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, статус: учтенный. Сведения о правах на земельный участок отсутствуют.

Кочеткова С.А. обратилась в администрацию Костромского муниципального района с заявлением о приостановлении перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка с кадастровым номером :117, расположенного но адресу: (адрес), находящегося в собственности Лосева И.Ф., в связи с отсутствием проезда к земельному участку с кадастровым номером :75.

В ходе проверки, проведенной 10 октября 2018 года муниципальным земельным инспектором Администрации в отношении использования земельных участков, действительно установлен факт отсутствия проезда к земельному участку с кадастровым номером :75, принадлежащему Кочетковой С.А. на праве собственности, что препятствует надлежащему использованию указанного земельного участка.

Постановлением администрации Костромского муниципального района от 24 октября 2018 года отменено постановление администрации Костромского муниципального района от 09 августа 2018 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения».

Комитет имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района обратился в Управление Росреестра по Костромской области с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРН, в отношении земельного участка с кадастровым номером :737, расположенного по адресу (адрес)

В уведомлении Управление Росреестра по Костромской области от 03 декабря 2018 года уведомило заявителя о приостановлении осуществления действий по снятию с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, указав, что п. 7 ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" указано: в течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. Согласно ст. 70 ч. 3 орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости. Земельный участок с кадастровым номером 44:07:130601:737 поставлен на ГКУ 11.09.2018 г. имеет статус «ранее учтенный», в связи с чем снятию с ГКУ не подлежит.

Лосев И.Ф. также обращался в Управление Росреестра по Костромской области с заявлением о снятии земельного участка с кадастрового учета. Уведомлением Управления Росреастра по Костромской области от 27 декабря 2018 года указано о приостановлении осуществления действий по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером :737 по основаниям, указанным в уведомлении от 03 декабря 2019 года.

Действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.

В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» снятию с государственного кадастрового учета подлежат:

- земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 33 ч. 1 ст. 26)

- если в отношении земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, подано заявление о государственном кадастровом учете без заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, органом регистрации прав одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, уполномоченном в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" на распоряжение таким земельным участком (п. 14 ст. 41);

- если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в части 14 настоящей статьи, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства (п. 15 ст. 41);

- орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (п. 3 ст. 70);

- земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (ч. 7 ст. 72).

В рассматриваемом случае, спорный земельный участок с кадастровым номером :737, расположенный по адресу (адрес), образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером :117, принадлежащего Лосеву И.Ф., и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, статус: учтенный.

Таким образом, основания для снятия с государственного кадастрового учета спорного земельного участка, предусмотренные Законом, отсутствуют. В отсутствие таковых суд не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета.

Отмена указанного ненормативного акта администрации не может создавать основания для снятия с кадастрового учета ранее поставленных на учет в соответствии с требованиями закона земельных участков.

На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в п. 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г. (далее - Обзор), согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.

Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с абзацами вторым и третьим п. 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".

Как было указано выше, Управление Росреастра по Костромской области 03 декабря 2018 года уведомило администрацию Костромского муниципального района о приостановлении осуществления действий по снятию с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером :737, а в дальнейшем отказало с государственном кадастровом учете. При этом администрация Костромского муниципального района решения регистрирующего органа не оспаривала.

Как следует из пояснений истца, представителя третьего лица Управления Росреестра по Костромской области администрация Костромского муниципального района не обращалась в Управление Росреестра по Костромской области с заявлением о преобразовании данного участка.

Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий к реализации администрацией прав собственника на преобразование земельных участков в установленном действующим законодательством порядке, администрацией в материалы дела не представлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований администрации Костромского муниципального района к Лосеву И.Ф. о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером :737, расположенного по адресу (адрес)

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований администрации Костромского муниципального района к Лосеву И.Ф. о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером :737, расположенного по адресу (адрес) отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья М.Ю. Соболева

Мотивированное решение изготовлено 25 ноября 2019 года.

2-940/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Костромского муниципального района
Ответчики
Лосев Игорь Федорович
Другие
Кочеткова Светлана Альбертовна
Администрация Чернопкенского сельского споеления
Суд
Костромской районный суд Костромской области
Дело на сайте суда
kostromskoy.kst.sudrf.ru
03.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
03.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.04.2020Предварительное судебное заседание
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Судебное заседание
20.11.2019Судебное заседание
27.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее