Административное дело № 2а-7022/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2018 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Поляковой ТП
при секретаре Ступень МВ
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Филимоновой АИ к Министерству юстиции Российской Федерации, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю об отмене распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
Филимонова АИ обратилась в суд с административным иском, в котором просит восстановить пропущенный срок на подачу административного иска. Распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации от 12.07.2016г № 3511-рн признать незаконным и отменить.
Требования мотивированы тем, 12.07.2016г Министерством юстиции РФ в отношении нее вынесено распоряжение № 3511-рн о нежелательности ее пребывании (проживании) в РФ в связи с совершением ею уголовного преступления и отбыванием наказания в местах лишения свободы. После освобождения из исправительного учреждения ГУФСИН России по Красноярскому краю 05.06.2018 она была помещена в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю. За период пребывания в ЦВСИГ исполнить решение о депортации до настоящего времени невозможно, поскольку административный истец является гражданкой <данные изъяты>. Ее родителя являются гражданами Российской Федерации, проживают в г. Канке, ее дети ФС – ДД.ММ.ГГГГ., ФЕ – ДД.ММ.ГГГГ. являются гражданками Российской Федерации. На территории Республики Украина родственников не имеет, места жительства не имеет. В Российской Федерации у истца есть постоянное место жительство.
Административный истец Филимонова АИ в судебное заседание не явилась в связи с ее содержанием в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом.
Представитель административных ответчиков Министерства юстиции Российской Федерации, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю - Баюсов МС (доверенность в деле) заявленные требования не признал, пояснил, что принятое распоряжение является законным, и у суда не имеется оснований, предусмотренных законом для его отмены.
Представитель заинтересованного лица ГУ МВД России по Красноярскому краю Воронова НВ (доверенность в деле) считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст.ст.150-152 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося административного истца.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования административного искового заявления не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью второй названной статьи установлено, что каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).
Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядке, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 199 от 7 апреля 2003 года утверждено Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - Положение) и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в соответствии с которым одним из таких органов является Минюст России.
Согласно п. 3 Положения в случае выявления предусмотренных Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания, территориальные органы (подразделения) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти представляют в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти материалы, подтверждающие указанные обстоятельства. Порядок представления материалов и их рассмотрения определяется нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Приказом Минюста России от 20 августа 2007 г. N 171 утверждена Инструкция о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, согласно п. 2 которой Минюст России в пределах установленной компетенции рассматривает вопросы о нежелательности пребывания (проживания) в России в отношении иностранных граждан, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений.
Согласно п. 11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Судом установлено, что Филимонова АИ – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <данные изъяты> гражданка Республики <данные изъяты> осуждена Канским городским судом Красноярского края по ч. 3 ст. 30, пунктами 2»а», «г», ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к 8 годам 6 месяцам лишения свободы. Отбывала наказание в учреждении ГУФСИН России по Красноярскому краю.
05.06.2018г. по постановлению Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 23.05.2018г. Филимонова АИ подлежит условно-досрочному освобождению.
12.07.2016г. Министерством юстиции РФ вынесено распоряжение № 3511-рн о нежелательности пребывании (проживании) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, в отношении Филимоновой АИ.
21.04.2017г. ГУ МВД России по Красноярскому краю принято решение о помещении Филимоновой АИ в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю с момента освобождения из мест лишения свободы на срок 48 часов, с целью направления материалов в Березовский районный суд Красноярского края для вынесения решения о содержании иностранного гражданина в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю.
21.04.2017г. ГУ МВД России по Красноярскому краю принято решение о депортации Филимоновой АИ. Исполнение решения о депортации надлежит исполнить после отбытия Филимоновой АИ наказания, назначенного по приговору суда.
05.06.2018г. по постановлению Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 23.05.2018г. Филимонова АИ подлежит условно-досрочному освобождению.
05.06.2018г. Филимонова АИ помещена в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю на срок до 48 часов.
06.06.2018г. Березовским районным судом Красноярского края принято решение о помещении Филимоновой АИ в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю до 06.11.2018г.
Как пояснил в судебном заседании П ИВ являющийся сотрудником миграционной службы ГУ МВД России по Красноярскому краю, Филимонова АИ на руках не имеет паспорта гражданки Украины, копия паспорта которая имеется в материалах данного дела, была взята из материалов уголовного дела. Ими был сделан запрос в консульство Украины о том, выдавался ли Филимоновой АИ паспорт гражданки Украины, однако ответ на данный запрос не был получен. В случае отмены распоряжения о нежелательности пребывания у Филимоновой АИ есть все основания для обращения и получения паспорта гражданина Российской Федерации. У Филимоновой АИ в <адрес> живут родители, есть двое детей, которые являются гражданами Российской Федерации.
Как пояснил в судебном заседании ФИ – отец Филимоновой АИ, он проживает в <адрес>. Собственником данного дома является ФЛ мать Филимоновой АИ, поэтому у последней есть место жительства на территории Российской Федерации. Также у Филимовоной АИ есть двое несовершеннолетних детей, которые являются гражданами Российской Федерации. Филимонова АИ с рождения проживала с бабушкой на территории России, по указанию сотрудников паспортного стола <данные изъяты> была вынуждена выехать в 14 лет на Украину и получить там паспорт гражданки Украины. После получения паспорта вновь вернулась в <адрес>, где проживала до момента ее осуждения.
Как следует из ответа на запрос УФМС России по Красноярскому краю от 10.04.2015г. Филимонова АИ по учетам УФМС России по Красноярскому краю, зарегистрированной по месту жительства (месту пребывания), снятой с регистрационного учета в настоящее времся не значиться. Стоит на миграционном учете по месту пребывания с 04.02.2015г. по 02.05.2020г. по адресу: <адрес>. Ранее состояла на миграционном учете по месту пребывания по адресу: <адрес> с 25.12.2012г. по 10.04.2013г.; с14.05.2013г. по 08.09.2013г.; с 23.12.2013г. по 29.06.2014г.; с 01.07.2014г. по 24.10.2014г.; с 12.11.2014г. по 03.02.2015г. В УФМС России по Красноярскому краю по вопросу приема в гражданство Российской Федерации, в установленном законом порядке не обращалась. По учетам АС ЦБДУИГ имеются сведения 19.08.2005года документирована паспортом гражданина Украины серии №.
Мать – ФЛ, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, уроженка <данные изъяты>, по учетам УФМС России по Красноярскому краю, зарегистрированной по месту жительства (месту пребывания), снятой с регистрационного учета в настоящее время не значиться. В период с 16.08.2013г. по 06.11.2013г. состояла на миграционном учете по месту пребывания по адресу: <адрес>. В УФМС России по Красноярскому краю по вопросу приема в гражданство Российской Федерации, в установленном законом порядке, не обращалась. По учетам АС ЦБДУИГ имеются сведения – 27.09.1999г. документирована паспортом гражданина Украины серия МО № сроком действия до 15.12.2011г.
Отец – ФИ, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, уроженец <данные изъяты>, решением УФМС России по Красноярскому краю от 13.08.2014г. приобрел гражданство Российской Федерации в соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». 10.09.2014г. ОУФМС России по Красноярскому краю в г. Канске и Канском районе документирован паспортом гражданина Российской Федерации серии №. С 16.09.2014г. по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. В УФМС России по Красноярскому краю по вопросу выхода из гражданства Российской Федерации, в установленном законом порядке, не обращался.
В результате проверки по имеющимся ФМС России и КД МИД России учетам лиц, изменивших гражданство на территории России и за ее пределами, Филимонова АИ, ФЛ, ФИ не значатся.
Филимонова АИ имеет двоих несовершеннолетних детей: ФС – ДД.ММ.ГГГГ. рождения, ФЕ – ДД.ММ.ГГГГ рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении серия № от ДД.ММ.ГГГГ., серия № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании выше изложенного, суд приходит к выводу о том, что у Министерства юстиции России имелись достаточные основания для издания распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Филимоновой АИ, поскольку она является иностранным гражданином, осужденным за совершение в Российской Федерации тяжких и особо тяжких преступлений, судимость в установленном законом порядке не снята и не погашена, что, с учетом данных о личности Филимоновой АИ, создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации. Суд проверил, что оспариваемое административным истцом распоряжение издано уполномоченным органом, с соблюдением требований действующего законодательства. Основанием для принятого распоряжения от 12.07.2016г. послужили следующие документы: опросный лист от 24.02.2015г., ответ на запрос от 10.04.2015г., заключение о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы от 18.05.2015г., представление от 09.06.2015г. о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы.
Суд считает несостоятельными доводы об отсутствии со стороны административного истца угрозы российскому обществу или государству, поскольку непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных им преступлений, как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможность закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены, в том числе, общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.
В иске административный истец ссылается на наличие в Российской Федерации отца, матери и детей, право на общение с которыми, нарушает оспариваемое распоряжение.
Суд учитывает, что факт наличия отца, матери и детей на территории другого государства не является преградой для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства на территории данного государства или высылки данного лица с территории этого государства. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что вмешательство в семейную жизнь признавалось оправданным в случае осуждения лица за тяжкие преступления.
Семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности совершенных правонарушений.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Само по себе наличие у Филимоновой АИ на территории Российской Федерации матери, отца и детей, не может быть расценено, как достаточное доказательство, подтверждающее несоразмерное вмешательство государства в личную и семейную жизнь административного истца, а также не является преградой для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства на территории данного государства или высылки данного лица с территории этого государства.
Доказательств наличия каких-либо исключительных объективных обстоятельств личного характера, которые бы подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство Российской Федерации в личную и семейную жизнь Филимоновой АИ не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
На основании п.п. 5, 7 ст. 219 КАС РФ, пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
На основании изложенного, суд полагает, что административный истец знала о вынесенном в отношении нее распоряжении Министерством юстиции РФ № 3511-рн от 12.07.2016г, с административным иском в суд обратился 14.07.2018г, срок на обращение в суд пропущен, оснований для его восстановления не имеется, поскольку истцом не указаны уважительные причины для его восстановления.
Министерство юстиции РФ законно и обоснованно вынесло распоряжение № 3511-рн от 12.07.2016г о нежелательном пребывании (проживании) в РФ Филимоновой АИ, в связи с чем, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований административного истца в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных Филимоновой АИ требований к Министерству юстиции Российской Федерации, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю о признании распоряжения незаконным – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий: /подпись/ Т. П. Полякова
Копия верна. Судья.