ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
88-19988/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 15 октября 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Лавник М.В.,
судей: Новожиловой И.А., Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское №2-2558/2023 (УИД 38RS0033-01-2023-003431-23) по иску Голубкиной Ольги Владимировны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Иркутской области о признании незаконным приказа о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора, отмене дисциплинарного взыскания, о взыскании компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Иркутской области на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 26 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 13 мая 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н., пояснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Иркутской области Бородиной Марины Валерьевны, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Голубкина Ольга Владимировна (далее - Голубкина О.В., истец) обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Иркутской области (далее - МИФНС России №20 по Иркутской области, ответчик) о признании незаконным приказа о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора, отмене дисциплинарного взыскания, о взыскании компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, что истец состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности старшего государственного налогового инспектора в отделе работы с налогоплательщиками с функциональными обязанностями администратора зала работы по приему и обслуживанию налогоплательщиков Межрайонной ИФНС РФ №20 по Иркутской области с 2014 г.
Приказом № от 12 мая 2023г. к ней применено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Истец считает незаконным данный приказ, подлежащим отмене, так как он не содержит описание дисциплинарного проступка, в чем выразилось неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей либо несоблюдение ограничений, связанных с гражданской службой, не указано время совершения дисциплинарного проступка. Приказ не содержит данных о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
Голубкина О.В. просила признать приказ № от 12 мая 2023 г. незаконным, взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 250 000 рублей.
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 26 декабря 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 13 мая 2024 г. исковые требования Голубкиной Ольги Владимировны удовлетворены частично.
Признан незаконным приказ МИФНС России по Иркутской области № 20 о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора № от 12 мая 2023 г.
Взыскана с МИФНС России по Иркутской области № 20 в пользу Голубкиной Ольги Владимировны компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей.
В удовлетворении требований Голубкиной Ольги Владимировны к МИФНС России № 20 по Иркутской области в остальной части отказано.
МИФНС России №20 по Иркутской области на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 26 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 13 мая 2024 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Голубкиной О.В.
Кассатор указывает на то, что материалами дела нашло свое подтверждение совершение Голубкиной О.В. дисциплинарного проступка в виде непредставления в установленный срок сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», нанимателем был соблюден порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.
Также полагает, что истцом не было доказано нарушение ее личных неимущественных прав, в связи с чем взыскание с ответчика компенсации морального вреда нельзя признать обоснованным.
Управлением Федеральной налоговой службы по Иркутской области представлены пояснения к кассационной жалобе, в которых указано на обоснованность доводов кассационной жалобы.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Голубкина О.В., представитель Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, пояснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Иркутской области Бородиной М.В., действующей на основании доверенности от 17 июля 2024 г., поддержавшей доводы кассационной жалобы обсудив доводы жалобы, пояснений к кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Голубкина О.В. состоит в трудовых отношениях с МИФНС России по Иркутской области №20, приказом от 9 января 2014 г. № переведена на должность старшего государственного налогового инспектора в отдел работы с налогоплательщиками с функциональными обязанностями администратора зала работы по приему и обслуживанию налогоплательщиков Межрайонной ИФНС РФ № 20 по Иркутской области.
На основании служебной записки отдела кадров и безопасности от 20 апреля 2023 г. вынесен приказ от 21 апреля 2023 г. № о проведении в отношении Голубкиной О.В. проверки на предмет соблюдения ограничений и запретов, требований предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (требований к служебному поведению). С данным приказом истец ознакомлена лично 24 апреля 2023 г. В этот же день истца уведомили о том, что в отношении нее началась проверка, также было сообщено, что она имеет право обратиться в отдел кадров и безопасности для получения информации.
В ходе проверки истцом 24 апреля 2023 г. представлена форма сведений о сайтах за отчетный 2022 год, на бланке соответствующей формы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 2867-р.
26 апреля 2023 г. истец представила объяснение, в котором указала, что на сайтах в сети Интернет не регистрировалась, информацию не размещала. Также привела ссылку на Методические рекомендации по заполнению формы (утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 2867-р), где в пункте 1.1 указано, что в случае если служащим или гражданином в сети «Интернет» не размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать, форма не заполняется. Дополнительно пояснив, что сведения о сайтах она положила на стол заместителю начальника отдела кадров и безопасности С.О.Н. перед поездкой в командировку в период с 20 по 22 февраля 2023 г., точную дату она не помнит. Однако С. визу о принятии на форме не поставил. Повторно заполнила форму после объявления ей решения о проведении в отношении нее проверки по указанным фактам.
По результатам проведенной служебной проверки приказом начальника Межрайонной ИФНС РФ № 20 по Иркутской области № от 12 мая 2023 г. к истцу применено дисциплинарное взыскание в виде выговора на основании статьи 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №73-ФЗ «О противодействии коррупции» - за несоблюдение ограничений, связанных с гражданской службой, установленных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, выразившихся в несвоевременном представлении сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых государственным гражданским служащим размещалась общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать за отчетный период 2022 г., в виде выговора.
Из доклада по результатам служебной проверки усматривается, что истец дисциплинарных взысканий, предусмотренных статьей 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, не имела и не имеет, работает в налоговых органах с 13 декабря 1995 г.
В обоснование учета предшествующего поведения работника при наложении дисциплинарного взыскания, стороной ответчика представлена служебная характеристика на истца, из которой усматривается, что истец с начала своей трудовой деятельности в налоговых органах с 13 декабря 1995 г. в периоды 2009 и 2011 гг. была привлечена к дисциплинарной ответственности на основании приказов от 27 сентября 2009 г. №, от 28 февраля 2011 г. №. Также указано, что истец в рамках возбужденного 14 марта 2023 г. уголовного дела была привлечена в качестве обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п «в» части 22 статьи158 УК РФ, Октябрьским районным судом г. Иркутска вынесено постановление о прекращении уголовного дела и преследования в отношении истца по не реабилитирующему основанию, предусмотренному статьей 25 УПК РФ в связи с примирением сторон.
Установлено, что вступившим в законную силу решением Куйбышевского районного суда г.Иркутска от 26 мая 2011 г. по гражданскому делу № 2-980/2011 иск Голубкиной О.В. удовлетворен. Признан незаконным приказ от 28 февраля 2011 г. № о привлечении истца к дисциплинарной ответственности.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 11, 22, 192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 3, 15, 16, 18, 20.2, 56, 58, 59, 59.1, 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», письма Минтруда России от 14 февраля 2017 г. №18-3/10/П-866 о Методических рекомендациях по заполнению формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности работодателем факта совершения истцом дисциплинарного проступка, а именно несоблюдение ограничений, связанных с гражданской службой, установленных Федеральным законом №79-ФЗ, выразившихся в несвоевременном представлении сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых государственным гражданским служащим размещалась общедоступная информация, а так же данные, позволяющие его идентифицировать за отчетный период 2022 года, влекущим привлечение к дисциплинарной ответственности в виде выговора, и несоблюдении порядка привлечения истца к дисциплинарной ответственности, поскольку не была учтена тяжесть совершенного проступка, отсутствие дисциплинарных взысканий у истца. С учетом изложенного, судом первой инстанции были удовлетворены исковые требования в части признания приказа МИФНС России по Иркутской области №20 о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора № от 12 мая 2023 г. незаконным.
Учитывая установленный факт нарушения трудовых прав истца, конкретные обстоятельства дела, объем, степень и характер причиненных истцу нравственных или физических страданий, степень вины ответчика, а также требования разумности и справедливости, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда дополнительно указала на то, что поскольку подпунктом 2 части 1 статьи 20.2 Федерального закона № 79-ФЗ установлена ответственность гражданского служащего за не предоставление представителю нанимателя сведений об адресах сайтов и страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которых гражданский служащий размещал общедоступную информацию за календарный год, предшествующий году предоставления указанной информации, вместе с тем истец привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора за несвоевременное предоставление таких сведений и без учета тяжести этого проступка, обстоятельств, при которых он был совершен, а также предшествующего поведения Голубкиной О.В., ее отношения к труду, стажа работы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии доказательств факта совершения истцом дисциплинарного проступка и нарушении порядка привлечения ее к дисциплинарной ответственности.
Также суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в части взыскания в пользу истца компенсации морального вреда, указав на необоснованность привлечения истца к дисциплинарной ответственности без учета конкретных обстоятельств.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права к спорным правоотношениям и соответствуют исследованным судом доказательствам.
Государственная гражданская служба Российской Федерации, как вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, направлена на реализацию публичных интересов; ее специфика предопределяет правовой статус государственных гражданских служащих, в который включаются обусловленные характером их деятельности права, особенные обязанности, соответствующие ограничения, определенные гарантии, а также особые требования к их личным и деловым качествам.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 2).
Пунктом 12 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ) предусмотрено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае непредставления сведений, предусмотренных статьей 20.2 настоящего Федерального закона.
Согласно частям 1 - 2 статьи 20.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, гражданский служащий размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать, представителю нанимателя представляют: 1) гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, - при поступлении на службу за три календарных года, предшествующих году поступления на гражданскую службу; 2) гражданский служащий - ежегодно за календарный год, предшествующий году представления указанной информации, за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей гражданского служащего.
Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются гражданами, претендующими на замещение должности гражданской службы, при поступлении на гражданскую службу, а гражданскими служащими - не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются по форме, установленной Правительством Российской Федерации.
Письмом Минтруда России от 14 февраля 2017 года №18-3/10/П-866 доведены Методические рекомендации по заполнению формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года №2867-р.
В соответствии с пунктом 1.6 Порядка заполнения формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (письмо Минтруда от 14 февраля 2017 г. №18/3/10/П-866) сайт и (или) страница сайта в Интернете отражаются в соответствующей таблице формы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. №2867-р (далее - таблица), при соблюдении одновременно следующих условий: 1) на сайте и (или) странице сайта размещалась общедоступная информация; 2) на сайте и (или) странице сайта размещались данные, позволяющие идентифицировать личность гражданина-претендента или служащего; 3) общедоступная информация размещалась на сайте и (или) странице сайта непосредственно гражданином-претендентом или служащим; 4) указанная информация размещалась на сайте и (или) странице сайта в течение отчетного периода для соответствующих лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ гражданский служащий обязан: исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; соблюдать служебный распорядок государственного органа; поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.
В силу статьи 18 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне, осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.
Частью 1 статьи 47 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ предусмотрено, что профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя.
Служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом (часть 1 статьи 56 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ).
Положениями статьи 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» - «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона (часть 1).
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (часть 2).
Статья 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ регламентирует порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания.
До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта (части 1 - 4, 6 статьи 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ).
Порядок проведения служебной проверки в отношении гражданских служащих регламентирован статьей 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ.
Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (части 1 и 2 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ).
Требования к содержанию письменного заключения по результатам служебной проверки определены в части 9 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ, согласно которой в письменном заключении по результатам служебной проверки указываются факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки, предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.
Согласно статье 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 59.2, части 2 статьи 59.3 Федерального закона от 27 апреля 2004 г. №79-ФЗ при применении взысканий за коррупционные правонарушения учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Правильно применив вышеприведенные нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из того, что истец привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора за не своевременное предоставление представителю нанимателя сведений об адресах сайтов и страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которых гражданский служащий размещал общедоступную информацию за 2022 г. календарный год, при этом указанных сведений Голубкиной О.В. в отчетном периоде размещено не было; ответчиком при привлечении истца к дисциплинарной ответственности не были учтены тяжесть проступка, обстоятельства при которых он был совершен, предшествующее поведение истца и ее отношение к труду (отсутствие за период с 2009 г. дисциплинарных взысканий), стаж работы истца, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о наличии правовых оснований для признания незаконным приказа МИФНС России по Иркутской области № 20 о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора № от 12 мая 2023 г.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судебных инстанций о том, что представителем нанимателя при наложении дисциплинарного взыскания не были учтены характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей соответствуют положениям части 2 статьи 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами суда о наличии оснований для взыскания с налогового органа в пользу истца компенсации морального вреда и определенным судом размером компенсации морального вреда, отмену или изменение обжалуемых решения суда и апелляционного определения в указанной части не влекут.
Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (часть первая статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации).
В Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится положений, касающихся понятия морального вреда и определения размера компенсации морального вреда. Такие нормы предусмотрены гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственны░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 63 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 17 ░░░░░ 2004 ░. №2 «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░ 2022 ░. №33 «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░ 237 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) (░░░░░ 4 ░░░░░░ 46 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░ 2022 ░. №33 «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░»).
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 000 ░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 379.7 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 379.7, 390, 390.1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░░ 2023 ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 13 ░░░ 2024 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №20 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░ 2024 ░.