Решение по делу № 2-200/2020 от 24.01.2020

Дело № ...

10RS0№ ...-98

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 марта 2020 года                                 ........

Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                         Береговой С.В.

при секретаре                                 Максимовой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ........ к К. муниципальному многоотраслевому предприятию жилищно-коммунального хозяйства о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц,

УСТАНОВИЛ:

Представитель Территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ........ (далее – Управление Роспотребнадзора по РК) обратился в суд по тем основаниями, что К. муниципальное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства (далее – К. ММП ЖКХ) является ресуроссоснабжающей организацией, оказывающей услуги по обеспечению населения услугами водоснабжения в ........). Для осуществления производственной деятельности по обеспечению населения услугами водоснабжения администрацией Кондопожского муниципального района передано в хозяйственное ведение К. ММП ЖКХ муниципальное имущество (артезианские скважины в ........, насосная станция, очистная станция, резервуар чистой воды, здание склада хлора, наружные сети водоснабжения в ........, иное имущество). Постановлением Государственного комитета РК по ценам и тарифам от ХХ.ХХ.ХХ утверждены тарифы, а также производственная программа К. ММП ЖКХ по питьевому водоснабжению на территории К. городского поселения на период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ. В период ХХ.ХХ.ХХ проводились внеплановые проверки в отношении К. ММП ЖКХ на предмет исполнения предписания территориального отдела о разработки и утверждении проектов организации зон санитарной охраны (далее – ЗСО) поверхностного источника централизованного водоснабжения в ........ ........), подземных источников централизованного водоснабжения ........ (артезианские скважины № ..., № ...). На ХХ.ХХ.ХХ проекты организации ЗСО вышеназванных источников водоснабжения не имеют заключений центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, не утверждены в установленном порядке. Сведения о границах ЗСО подлежат внесению в ЕГРН, отсутствие указанных сведений затрудняет соблюдение особого режима использования земельных участков в границах таких зон, ведет к негативным последствиям – нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие. Просит обязать К. ММП ЖКХ прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга лиц, связанных с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства в части эксплуатации без санитарно-эпидемиологических заключений на проекты ЗСО источников водоснабжения – поверхностного источника централизованного водоснабжения в ........ ........, подземных источников централизованного водоснабжения ........ (артезианские скважины № ..., № ... в ........), получить санитарно-эпидемиологическое заключение в соответствии с ЗСО вышеназванных объектов.

Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен, ранее Гусева Е.С., действующая по доверенности, поддержала заявленные требования в полном объеме.    Представитель ответчика Гордеев А.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения искового заявления, поддержала предъявленные возражения. Не отрицала об отсутствии проекта организации зоны санитарной охраны поверхностного источника централизованного водоснабжения в ........) и подземных источников централизованного водоснабжения ......... В случае удовлетворения иска полагает невозможным исполнить решение суда с учетом сроков проведения необходимых исследований в соответствии с законодательством.

Представители администрации Кондопожского муниципального района, Министерства природных ресурсов и экологии РК в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Заслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК) в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Аналогичные гарантии установлены ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу п. 1 ст. 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.1 Водного кодекса РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.

Для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений (ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ).

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ).

Согласно абз. 2 п. 5 ст. 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяют Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (СанПиН 2.1.4.1110-02), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10.

В соответствии с указанными правилами, ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п.1.4).

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (п.1.5).

Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода (п.1.6).

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (п.1.11).

В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями (п.1.12).

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п.1.13).

Из материалов дела следует, что К. ММП ЖКХ на праве хозяйственного ведения владеет артезианскими скважинами № ... и № ....

В соответствии с актом Управления Роспотребнадзора по РК проведена внеплановая проверка К. ММП ЖКХ, в ходе которой было установлено, что предписание № ... от ХХ.ХХ.ХХ об утверждении проектов организации ЗСО поверхностных источников централизованного водоснабжения ........, у подземных источников централизованного водоснабжения ........; выполнении мероприятий на территории первого пояса ЗСО у поверхностных источников централизованного водоснабжения ........; по соблюдению мероприятий на территории ЗСО подземных источников централизованного водоснабжения ........ по 1 поясу, на территории ЗСО по 1 поясу артскважины № ... (тех.паспорт № ...) в установленный срок до ХХ.ХХ.ХХ не выполнено.

ХХ.ХХ.ХХ в отношении <...> ММП ЖКХ составлен протокол об административном правонарушении, ХХ.ХХ.ХХ мировым судьей судебного участка №........ вынесено постановление о признании <...> ММП ЖКХ виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.

Решением Кондопожского городского суда РК от ХХ.ХХ.ХХ указанное постановление отменено, производство по делу в отношении <...> ММП ЖКХ было прекращено, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

При проведении внеплановой проверки <...> ММП ЖКХ было установлено, что предписание № ... от ХХ.ХХ.ХХ об утверждении проектов организации ЗСО поверхностного источника централизованного водоснабжения ........, у подземных источников централизованного водоснабжения ........; о соблюдении мероприятий на территории ЗСО подземных источников централизованного водоснабжения ........ по 1 поясу в установленный срок до ХХ.ХХ.ХХ не выполнено.

ХХ.ХХ.ХХ по указанному факту в отношении <...> ММП ЖКХ составлен протокол об административном правонарушении, постановлением мирового судьи судебного участка №........ РК <...> ММП ЖКХ был объявлено устное замечание с освобождением от административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

В соответствии с предписанием № ... от ХХ.ХХ.ХХ Кондопожское ММП ЖКХ должно было утвердить проекты организации ЗСО поверхностного источника централизованного водоснабжения ........, подземных источников централизованного водоснабжения ........ в срок до ХХ.ХХ.ХХ.

Актом внеплановой проверки Управления Роспотребнадзора по РК от ХХ.ХХ.ХХ установлено, что вышеназванное предписание <...> ММП ЖКХ в срок не исполнено.

ХХ.ХХ.ХХ в адрес <...> ММП ЖКХ вынесено предписание № ... об утверждении проектов организации ЗСО поверхностного источника централизованного водоснабжения ........, подземных источников централизованного водоснабжения ........ в установленном порядке, получив на них санитарно-эпидемиологические заключения.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела документами.

Согласно представленных документов проекты ЗСО для поверхностного источника водоснабжения ........ (........) и артезианских скважин № ... и № ... в ........ были разработаны проектной организацией ООО «<...>», однако утверждены не были, поскольку для поверхностного источника необходимы ежемесячные протоколы лабораторных исследований качеств воды, не менее чем за 3 предшествующих года; для артезианских скважин необходимо оформление земельных участков и их постановка на кадастровый учет.

Ссылка представителя ответчика на отсутствие сведений о качестве воды за последние три года, предусмотренные абз. 3 п. 2.1 приложения 1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.

Таким образом, в материалы дела не представлено объективных данных невозможности разработки проекта зоны санитарной охраны указанного в иске источника питьевого водоснабжения на момент рассмотрения дела по существу.

Несоблюдение <...> ММП ЖКХ возложенных законом обязанностей по организации и соблюдению режима зон санитарной охраны нарушает интересы РФ, как собственника недр, включая содержащиеся в них природные ресурсы, на рациональное использование и охрану месторождения подземных вод от вредных природных и антропогенных факторов, снижающих их качество, степень пригодности и безопасности.

Бездействие ответчика нарушает гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» право граждан РФ (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду и среду обитания, на ее защиту от негативного воздействия хозяйственной деятельности, на стабильное и качественное удовлетворение жизненно-важных потребностей в питьевой воде.

В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика. Утверждение истца на доказанность возможности причинения вреда действиями ответчика в будущем противоречит установленным обстоятельствам дела.

Учитывая принятие мер по получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения, соответствия источников водоснабжения установленным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, что не отрицалось представителем истца, суд не находит оснований для удовлетворения требований по прекращению противоправных действий в отношении неопределенного круга лиц, связанных с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства.

На основании изложенного, суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом невозможности немеленого исполнения решения суда в части возложения на ответчика обязанности до ХХ.ХХ.ХХ разработать проект организации зоны санитарной охраны поверхностного источника централизованного водоснабжения в ........ ........), подземных источников централизованного водоснабжения ........ (артезианские скважины № ..., № ... в ........), а также с учетом сведений ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» об оформлении документации по требованиям СанПиН 2.ХХ.ХХ.ХХ-01, суд полагает необходимым установить срок разработки проекта до ХХ.ХХ.ХХ.

В силу ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в бюджет Кондопожского муниципального района РК подлежит взысканию государственная пошлина в размере <...> рублей.

Руководствуясь ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление удовлетворить частично.

Возложить на К. муниципальное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства обязанность в срок до ХХ.ХХ.ХХ разработать проект организации зоны санитарной охраны поверхностного источника централизованного водоснабжения в ........), подземных источников централизованного водоснабжения ........ (артезианские скважины № ..., № ... в ........).

В остальной части требований отказать.

Взыскать с Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства в бюджет Кондопожского муниципального района государственную пошлину <...> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                    С.В. Берегова

Решение в окончательной форме изготовлено ХХ.ХХ.ХХ.

2-200/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Территориальный отдел УправленияФедеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах
Ответчики
Кондопожское муниципальное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства
Другие
Администрация Кондопожского муниципального района
Министерство природных ресурсов и экологии РК
Суд
Кондопожский городской суд Республики Карелия
Судья
Берегова С.В.
Дело на странице суда
kondopozhsky.kar.sudrf.ru
24.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2020Передача материалов судье
27.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2020Судебное заседание
21.02.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
14.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее