Решение по делу № 2а-797/2020 от 22.09.2020

Дело № 2а-797/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тейково 21 октября 2020 года

Тейковский районный суд Ивановской области в составе председательствующего суди Архиповой А.Р.,

прокурора Борисенко В.С.,

при секретаре Шиловой Н.А.,

с участием административного истца Крайнова М.Ю.,

представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии г.о. Тейково на основании доверенности Шишкина К.А.,

заинтересованного лица Ковалевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании «21» октября 2020 года административное дело по административному иску Крайнова М.Ю. к Территориальной избирательной комиссии г. Тейково Ивановской области, Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 309 г.Тейково Ивановской области об оспаривании результатов выборов городской Думы городского округа Тейково седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 3,

У С Т А Н О В И Л :

Крайнов М.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил отменить решение территориальной избирательной комиссии г. Тейково Ивановской области от 12 сентября 2020 года № 87-1 «О заявлении кандидата в депутаты городской Думы городского округа Тейково седьмого созыва Крайнова М.Ю.»; отменить решение территориальной избирательной комиссии г. Тейково Ивановской области от 12 сентября 2020 года № 89-1 «О рассмотрении жалоб кандидата в депутаты городской Думы городского округа Тейково седьмого созыва Крайнова М.Ю.»; отменить решение территориальной избирательной комиссии г. Тейково Ивановской области от 14 сентября 2020 года № 89-3 «Об определении результатов выборов депутатов городской Думы городского округа Тейково седьмого созыва по одномандатным избирательным округам №№ 1-11»; признать результаты досрочных выборов депутатов городской Думы городского округа Тейково седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 недействительными; признать результаты выборов депутатов городской Думы городского округа Тейково седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 недействительными.

Определением суда от 16 октября 2020 года производство по делу в части требований об отмене решения территориальной избирательной комиссии г. Тейково Ивановской области от 12 сентября 2020 года № 87-1 «О заявлении кандидата в депутаты городской Думы городского округа Тейково седьмого созыва Крайнова М.Ю.», об отмене решения территориальной избирательной комиссии г. Тейково Ивановской области от 12 сентября 2020 года № 89-1 «О рассмотрении жалоб кандидата в депутаты городской Думы городского округа Тейково седьмого созыва Крайнова М.Ю.», о признании недействительными результатов досрочных выборов депутатов городской Думы городского округа Тейково седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 недействительными прекращено в связи с отказом административного истца от административного иска в указанной части.

В ходе судебного заседания 16.10.2020 года Крайнов М.Ю. уточнил заявленные требования и в окончательной редакции просит суд: отменить результаты выборов по одномандатному избирательному округу № 3, отраженные в протоколе № 1 Территориальной избирательной комиссии, признать результаты выборов депутатов Городской Думы городского округа Тейково седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 недействительными; отменить решение Территориальной избирательной комиссии г.Тейково Ивановской области от 14 сентября 2020 года № 89-3 «Об определении результатов выборов депутатов городской Думы городского округа Тейково седьмого созыва по одномандатному избирательным округам №№1-11» в части результатов по округу № 3 (л.д.162-163).

Исковые требования административный истец обосновал следующим.

Решением Территориальной избирательной комиссии г. Тейково № 75-25 от 12 августа 2020 года Крайнову М.Ю. отказано в регистрации кандидатом в депутаты городской Думы городского округа Тейково седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 3. Решением Тейковского районного суда Ивановской области от 24 августа 2020 года, оставленным без изменения Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 01 сентября 2020 года, Крайнову М.Ю. отказано в удовлетворении административного иска к ТИК г. Тейково о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии г. Тейково Ивановской области от 12 августа 2020 года № 75-25 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты городской Думы городского округа Тейково седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 Крайнову М.Ю.».

Кассационным определением от 11 сентября 2020 года решение Тейковского районного суда Ивановской области от 24 августа 2020 года и апелляционное определение Ивановского областного суда от 01 сентября 2020 года отменены, по делу принято новое решение, которым исковые требования Крайнова М.Ю. удовлетворены, 11.09.2020 Крайнов М.Ю. зарегистрирован в установленном законом порядке в качестве кандидата городской Думы городского округа Тейково седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №3.

Административный истец указывает, что в результате действий ТИК г. Тейково, он был лишен пассивного избирательного права на указанных выборах в период досрочного голосования с 2 по 11 сентября 2020 года, поскольку не был включен в избирательный бюллетень, а избиратели были лишены активного избирательного права; права участвовать в выборах на равных с другими кандидатами условиях, поскольку с момента вынесения ТИК решения об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты по одномандатному округу № 3, т.е. с 12.08.2020 года по 12.09.2020 года (весь период агитации), не имел реальной возможности участия как кандидат в депутаты по одномандатному избирательному округу, - только 12 сентября 2020 года (в день тишины), был включен в бюллетень, а на информационных стендах на избирательных участках данные о его участии появились только 13.09.2020. Поскольку, из 11-ти дней досрочного голосования он участвовал только 12 сентября 2020 года, полагает, что с достоверностью выявить действительную волю избирателей на досрочном голосовании на избирательном участке № 309 не представляется возможным.

Решением Территориальной избирательной комиссией г.Тейково от 12.09.2020 №87-2 в удовлетворении жалобы Крайнова М.Ю. об аннулировании результатов досрочного голосования на территории избирательного округа № 3 было отказано. Решением ТИК г.Тейково № 89-1 от 14.09.2020 № 89-1 в удовлетворении заявления Крайнова М.Ю. об аннулировании результатов досрочного голосования на территории городского округа Тейково в связи с ненадлежащим оформлением бюллетеней, выданных для досрочного голосования, также отказано.

Поскольку отказ в регистрации Крайнова М.Ю., как кандидата в депутаты городской Думы городского округа Тейково седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 3, признан незаконным, административный истец полагает, что выявить действительную волю избирателей не представляется возможным, в связи с чем, решение избирательной комиссии о результатах выборов подлежит отмене.

Административный истец Крайнов М.Ю. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что нарушения закона, допущенные участковой и территориальной избирательными комиссиями на выборах депутатов городской Думы г.Тейково седьмого созыва, носили систематический характер: ему было незаконно отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу, затем ТИК по его заявлению отказалась аннулировать итоги досрочных выборов, хотя как кандидат он был восстановлен в правах только 12.09.2020 года (в день тишины) по решению суда кассационной инстанции, в последствии, несмотря на принятое заявление от члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса Таранцовой Н.С. об отдельном подсчете голосов проголосовавших досрочно избирателей с составлением акта по результатам подсчета, УИК проигнорировала указанное в заявлении требование; нарушение конституционного равноправия кандидатов, в частности его право участвовать в агитации и в досрочных выборах, не могло не сказаться на отражении действительной воли избирателей; все бюллетени, полученные при досрочном голосовании со 2 по 11 сентября 2020 года, когда его фамилии не было в списке кандидатов, являются недействительными; число участников досрочного голосования (210) в два раза превышает разрыв между результатом лидера и административного истца (167-62), только число бюллетеней с отсутствием его фамилии почти равно результату победителя выборов и почти в полтора раза превышает разрыв между результатами лидера и результатами кандидата Крайнова М.Ю., поэтому полученный на выборах результат не отражает истинное волеизъявление избирателей.

Представитель административного ответчика ТИК г. Тейково по доверенности Шишкин К.А. в судебном заседании просил в удовлетворении требований Крайнову М.Ю. отказать, полагал требования истца необоснованными, ссылаясь на доводы письменных возражений (л.д. 25-34, 112). Полагал, что нарушений, влекущих невозможность определения волеизъявления избирателей, в ходе проведения выборов не установлено, отсутствие фамилии кандидата Крайнова М.Ю. в избирательном бюллетене в период со 2 по 11 сентября 2020 года не было обусловлено незаконными действиями членов ТИК. Нарушений прав кандидата Крайнова М.Ю. в ходе проведения голосования допущено не было, само по себе отсутствие возможности голосования за кандидата Крайнова М.Ю. в период со 2 по 11 сентября 2020 года не может быть отнесено к категории нарушений закона, не позволяющих с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Поскольку у избирателей, желавших проголосовать за кандидата Крайнова М.Ю. имелась такая возможность 12 и 13 сентября, а избиратели, пришедшие голосовать досрочно в период со 2 по 11 сентября 2020 года, это избиратели, пожелавшие проголосовать именно за тех кандидатов, фамилии которых были в избирательном бюллетене на указанный период времени, избиратели не были лишены активного избирательного права в отношении кандидата Крайнова М.Ю.; при этом 12 и 13 сентября 2020 года явка избирателей на участке № 309 была в два раза больше, чем в период со 2 по 11 сентября 2020 года, сравнение разницы голосов, отданных за Ковалеву Н.Н. и Крайнова М.Ю. (составившей 105 голосов) и числом избирателей, проголосовавших в период со 2 по 11 сентября (105 и 145), а также числом избирателей, проголосовавших 12 и 13 сентября (105 и 307) свидетельствует о том, что у кандидата Крайнова М.Ю. была возможность получить более 105 голосов избирателей 12 и 13 сентября, а поскольку избиратели, желающие голосовать за Крайнова М.Ю. не пришли, то наличие его фамилии в избирательном бюллетене в период со 2 по 11 сентября не отразилось бы на волеизъявлении избирателей. Указал также, что Крайнов М.Ю. не был лишен права на предвыборную агитацию, поскольку он изначально не планировал проводить предвыборную агитацию за счет собственных средств (открывать специальный избирательный счет и создавать избирательный фонд), кроме того, административный истец был вправе осуществлять предвыборную агитацию как кандидат в депутаты по единому округу в составе списка кандидатов от избирательного объединения «Местное отделение Политической партии «Справедливая Россия» в г.Тейково». Считает, что поскольку отказ в регистрации кандидата Крайнова М.Ю. был признан незаконным до дня голосования, а не после него, а законодатель не считает нарушением, влекущим отмену результатов выборов, признание отказа в регистрации кандидата незаконным до дня голосования, то ссылка истца на подп. «д» п. 2 ст. 77 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" несостоятельна.Также указал на то, что действующим законодательством не предусмотрено оформление каким-либо решением результатов голосования по досрочным выборам, при этом оснований для признания бюллетеней, выданных при досрочном голосовании участковой избирательной комиссией избирательного участка № 309 не имеется, поскольку они были оформлены надлежащим образом, а п. 18 ст. 39 Закона Ивановской области "О муниципальных выборах" применению в данном случае не подлежит, поскольку оговорка о подписании бюллетеней членами ТИК относится к случаям проведения голосования в помещениях ТИК, а в данном случае голосование проводилось в помещениях УИК.

Представитель административного ответчика Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 309 в судебном заседании не участвовал, в ранее состоявшемся судебном заседании председатель ТИК г.Тейково Коткова Т.Н. с иском не согласилась, указывая на то, что участковая избирательная комиссия действовала в рамках закона и прав Крайнова М.Ю. не нарушала; отдельный подсчет голосов по результатам досрочного голосования произведен не был, поскольку в заявлении Таранцовой Н.С. лишь указывалось на возможность такого подсчета, а не требование подсчета, а поскольку при подсчете голосов Таранцова Н.С. не присутствовала, об этом забыли.

Заинтересованное лицо Ковалева Н.Н. – кандидат, избранный в депутаты городской Думы г.Тейково 7-го созыва по одномандатному избирательному округу № 309 в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что вся избирательная компания была проведена в соответствии с законодательством, никаких нарушений при проведении голосования не было. Жители Тейкова знают Крайнова М.Ю., в том числе и как участника многих избирательных компаний, при этом те избиратели, которые решили отдать свой голос за Крайнова М.Ю., могли воспользоваться своим избирательным правом 12 и 13 сентября 2020 года. Крайнов М.Ю. не планировал проводить агитационной работы, счет открывать не собирался. Считает свою победу на выборах честной, поскольку избиратели оценили её пятилетнюю работу как депутата городской Думы 6-го созыва.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации провозглашает, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), преамбулой которого установлено, что демократические, свободные выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

Право гражданина быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, являясь одним из всеобщих избирательных прав, заложено в основу принципов проведения выборов в Российской Федерации (ст.ст.3,4,5 Федерального закона от 12 июня 2020 года № 67-ФЗ).

Гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в муниципальных выборах в Ивановской области обеспечиваются положениями Закона Ивановской области от 26.11.2009 N 130-ОЗ (ред. от 29.06.2020) "О муниципальных выборах".

Согласно пункту 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Положениями части 2 ст. 239 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации предусмотрено, что кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

С административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор (ч. 15 ст. 239 КАС Российской Федерации).

Административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования (п. 2 ст. 240 КАС РФ).

Согласно ч. 2 ст. 54 Закона Ивановской области от 26.11.2009 N 130-ОЗ "О муниципальных выборах" основания для отмены решения об итогах голосования, о результатах выборов устанавливаются Федеральным законом, иными федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

В силу положений пункта 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (выявить действительную волю избирателей, участников референдума), влечет признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными (пункт 1.4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

В соответствии с подпунктом «д» пункта 1.2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Согласно подпункту «е» пункта 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

В силу пункта 6 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ отмена судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным судом Российской Федерации в Постановлениях от 22 апреля 2013 года N 8-П, от 15 января 2002 года N 1-П, отмена итогов голосования, результатов выборов должна быть связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые, тем самым, привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования;такое решение должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

Судом установлено следующее.

Решением городской Думы городского округа Тейково Ивановской области от 24.06.2020 года № 54 назначены муниципальные выборы депутатов городской Думы городского округа Тейково на 13 сентября 2020 года (л.д.35).

Решениями Территориальной избирательной комиссии г. Тейково Ивановской области от 25.08.2020 № 80-1 и 80-1/1 установлено время проведения досрочного голосования при проведении выборов депутатов городской Думы г.о. Тейково седьмого созыва: с 02.09.2020 по 10.02.2020 – в помещениях для голосования в будние дни с 16.00 до 20.00 часов, в выходные – с 10.00 до 14.00 часов; 11 сентября 2020 года – в помещениях для голосования с 08.00 до 19.00 часов, 12 сентября 2020 года – с 10.00 до 18.00 часов (л.д.38-39, 40-41), а также решением ТИК г. Тейково от 25.08.2020 № 80-2 участковым избирательным комиссиям избирательных участков №№ 306-321 разрешено проведение досрочного голосования вне помещений для голосования (на дому) 11 и 12 сентября (л.д.42).

Решением Территориальной избирательной комиссии города Тейково Ивановской области от 12 августа 2020 года № 75-25 Крайнову М.Ю. отказано в регистрации кандидатом в депутаты городской Думы городского округа Тейково седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 (л.д. 36-37).

Указанное решение ТИК Крайновым М.Ю. было обжаловано в суд.

Решением Тейковского районного суда Ивановской области от 24 августа 2020 года, оставленным без изменения Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 01 сентября 2020 года, Крайнову М.Ю. было отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным и отмене решения ТИК г. Тейково Ивановской области от 12 августа 2020 года № 75-25 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты городской Думы городского округа Тейково седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 Крайнова М.Ю.».

Кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 11 сентября 2020 года решение Тейковского районного суда Ивановской области от 24 августа 2020 года и апелляционное определение Ивановского областного суда от 01 сентября 2020 года отменены, по делу принято новое решение, которым исковые требования Крайнова М.Ю. удовлетворены.

Крайнов М.Ю. зарегистрирован в качестве кандидата городской Думы городского округа Тейково седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 в 18 часов 25 минут 11.09.2020 года решением ТИК № 86-2 от 11.09.2020 (л.д. 11).

Таким образом, Крайнов М.Ю., как кандидат в депутаты по одномандатному избирательному округу, в период досрочного голосования со 2 по 11 сентября 2020 год был лишен пассивного избирательного права, а избиратели – активного избирательного права в отношении указанного кандидата (возможности отдать за него свой голос). При этом, Крайнов М.Ю. безусловно был поставлен в неравные условия с другими кандидатами, зарегистрированными в установленном законом порядке, поскольку весь период агитации с 16 августа 2020 по 11 сентября 2020 года включительно (ст. 49 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ) он был лишен возможности осуществлять предвыборную агитацию ввиду отказа в регистрации кандидатом в депутаты.

Доводы представителя административного ответчика ТИК г. Тейково о том, что Крайнов М.Ю. не собирался участвовать в предвыборной агитации, поскольку не планировал осуществлять финансирование своей избирательной кампании, судом отклоняются.

Как следует из пояснений Крайнова М.Ю., как кандидат в депутаты по одномандатному округу он планировал осуществлять предвыборную агитацию, не связанную с финансированием, а именно проводить встречи и беседы с избирателями, размещать агитационный материал в социальных сетях и пр.

Кроме того, в соответствии с положениями ст.ст. 29, 30 Закона Ивановской области от 26.11.2009 N 130-ОЗ "О муниципальных выборах", ст. 50 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Крайнов И.Ю. имел право участвовать в жеребьевке в целях распределения бесплатного эфирного времени (на муниципальном радио г. Тейково «Редакция Радио-Тейково»), бесплатной печатной площади, чего был лишен в результате решения ТИК об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты по одномандатному округу № 3.

То обстоятельство, что Крайнов М.Ю. в качестве члена политической партии Справедливая Россия, выдвигался в списке кандидатов партии местным отделением г.Тейково, не свидетельствуют о том, что административным истцом проводилась агитация как кандидатом, баллотирующимся в депутаты по одномандатному избирательному округу №3.

Решением ТИК г. Тейково от 14.09.2020 № 89-3 "Об определении результатов выборов депутатов городской Думы г.о. Тейково седьмого созыва по одномандатным избирательным округам №№ 1 - 11" выборы депутатов городской Думы г.о. Тейково седьмого созыва по одномандатным избирательным округам №№ 1 – 11 признаны состоявшимися, результаты указанных выборов действительными. Установлено, что в состав городской Думы г.о. Тейково седьмого созыва избрано 11 депутатов. Согласно списку избранных депутатов, депутатом по одномандатному избирательному округу № 3 избрана Ковалева Наталья Николаевна (л.д.52, 53).

Из Протокола № 1 Участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 3 избирательного участка № 309 следует, что число избирателей, принявших участие в голосовании по указанному округу составило 452 человека (из них учтено действительных бюллетеней – 425); число голосов избирателей, отданных за каждого зарегистрированного кандидата распределилось следующим образом: Ковалева Н.Н. - 167 голосов, Савинов А.А. – 90 голосов, Калугин А.М. – 66 голосов, Крайнов М.Ю. – 62 голоса, Градусов А.В. – 40 голосов (л.д.113).

Согласно протоколу № 1 ТИК г. Тейково о результатах выборов по одномандатному избирательному округу № 3 от 13.09.2020 избранным депутатом Городской Думы г.о. Тейково по одномандатному избирательному округу № 3 признана Ковалева Н.Н. Из указанного протокола также следует, что число избирателей, принявших участие в голосовании по указанному округу составило 452 человек (из них 425 действительных бюллетеней, 27 бюллетеней признано недействительными), проголосовало досрочно 210 избирателей (л.д.188).

Таким образом, разница между голосами избирателей, проголосовавших за победившего кандидата Ковалеву Н.Н. и голосами, отданными за кандидата Крайнова М.Ю., составила 105 голосов.

При этом, из актов досрочного голосования по одномандатному округу № 3 следует, что в период проведения досрочного голосования со 2 по 11 сентября 2020 года, то есть по бюллетеням, в которых отсутствовала фамилия кандидата Крайнова М.Ю., проголосовало 145 избирателей (л.д.176-185).

Учитывая соотношение общего количества избирателей, принявших участие в голосовании за вычетом недействительных бюллетеней (425), количество избирателей, проголосовавших досрочно со 2 по 11 сентября 2020 года (145), а также разницу между количеством голосов, отданных за кандидата Крайнова М.Ю. и победителя Ковалеву Н.Н. (105) исключить возможность того, что при равных условиях с другими кандидатами Крайнов М.Ю. мог набрать большее количество голосов, нежели набрал кандидат, признанный победителем, нельзя.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что установленные нарушения избирательного процесса, повлекшие нарушение прав административного истца Крайнова М.Ю. и поставившие его в неравные условия с другими кандидатами, зарегистрированными в установленном порядке,повлияли на итоги выборов и привели к искажению действительной воли избирателей, в связи с чем, имеют характер нарушений, не позволяющих с достоверностью определить действительную волю избирателей при проведении выборов по одномандатному избирательному округу № 3 по выборам депутатов городской Думы городского округа Тейково.

Доводы административного ответчика – ТИК г.Тейково о том, что отсутствие фамилии кандидата Крайнова М.Ю. в избирательном бюллетене в период со 2 по 11 сентября 2020 года не могло повлиять на результаты выборов и не повлекло за собой нарушение прав Крайнова М.Ю. быть избранным в органы местного самоуправления, поскольку избиратели, проголосовавшие в указанный период это избиратели, пожелавшие проголосовать именно за тех кандидатов, фамилии которых были в избирательном бюллетене на тот период времени, судом отклоняются как несостоятельные.

Довод административного ответчика ТИК г. Тейково о том, что законодатель не относит к нарушению, влекущему отмену результатов голосования, признание отказа в регистрации кандидата незаконным до дня голосования ввиду прямого указания в подп. «д» п. 2 ст. 77 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" такого основания как признание отказа в регистрации кандидата незаконным после дня голосования суд считает основанным на неверном толковании норм права.

Перечень оснований, которые могут повлечь отмену решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, является открытым, и связывается с любыми нарушениями, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей, а перечисление конкретных нарушений в подпунктах "а" - "д" пункта 2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ говорит лишь о том, что указанные нарушения являются безусловными основаниями для отмены результатов выборов.

Кроме того, суд отмечает, что при проведении выборов депутатов в 2020 году был определен длительный период досрочного голосования (11 дней) с применением дополнительных форм организации голосования избирателей, который был обусловлен, в том числе, необходимостью создания условий для защиты здоровья избирателей при участии в голосовании. При этом, участие в досрочном голосовании на избирательном участке № 309 по одномандатному избирательному округу № 3 приняли порядка половины от всех проголосовавших избирателей.

Доводы стороны административного истца о ненадлежащем оформлении бюллетеней, выданных для досрочного голосования (отсутствие подписей двух членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса и печати территориальной избирательной комиссии, в то время как бюллетени были подписаны двумя членами участковой избирательной комиссии), что должно повлечь недействительность указанных бюллетеней и недействительность результатов голосования, судом отклоняются как основанные на неправильном толковании норм права.

Неосуществление членами участковой избирательной комиссии отдельного подсчета голосов по результатам досрочного голосования по поступившему заявлению члена избирательной комиссии Таранцовой Н.С. само по себе не является нарушением, влекущим отмену результатов выборов.

Согласно подпункту "е" пункта 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства дают суду основания полагать, что при проведении выборов депутатов городской Думы городского округа Тейково седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 были допущены такие нарушения, которые повлекли нарушение прав административного истца Крайнова М.Ю. поставив его в неравные условия с другими кандидатами, зарегистрированными в установленном порядке, а также нарушения активных прав избирателей, что повлияло на итоги выборов и привело к искажению воли избирателей на данном избирательном участке.

Учитывая установленные нарушения избирательного процесса, создавшие условия невозможности установления действительной воли избирателей, результаты выборов депутатов городской Думы городского округа Тейково седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 подлежат признанию недействительными, решение территориальной избирательной комиссии по утверждению результатов выборов - отмене.

Срок обращения с настоящим административным исковым заявлением об отмене результатов голосования, предусмотренный п. 2 ст. 240 КАС РФ, административным истцом не пропущен.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Крайнова М.Ю, кТерриториальной избирательной комиссии г. Тейково Ивановской области, Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 309 г.Тейково Ивановской области об оспаривании результатов выборов городской Думы городского округа Тейково седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 3у д о в л е т в о р и т ь.

Признать результаты выборов депутатов городской Думы городского округа Тейково седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 недействительными.

Решение Территориальной избирательной комиссии г.Тейково Ивановской области от 14 сентября 2020 года № 89-3 «Об определении результатов выборов депутатов городской Думы городского округа Тейково седьмого созыва по одномандатным избирательным округам №№ 1-11» в части результатов по округу № 3 о т м е н и т ь.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Архипова А.Р.

2а-797/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Крайнов Михаил Юрьевич
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия г. Тейково
Участковая избирательная комиссия избирательного участка №309
Другие
Ковалева Наталья Николаевна
Суд
Тейковский районный суд Ивановской области
Судья
Архипова Анастасия Руслановна
Дело на странице суда
teikovsky.iwn.sudrf.ru
22.09.2020Регистрация административного искового заявления
22.09.2020Передача материалов судье
22.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2020Судебное заседание
16.10.2020Судебное заседание
21.10.2020Судебное заседание
30.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее