Решение по делу № 2-618/2017 (2-8480/2016;) от 16.11.2016

Дело                                                                                                             Строка 2.076

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24.01.2017 года Ленинский районный суд <адрес> в составе:

    председательствующего судьи             Галкина К.А.,

    при секретаре             Петросян К.М.,

                с участием: представителя истца по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ и по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Шумского В.И., представителя ответчика департамента социальной защиты <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Тюниной Ю.Г., представителя третьего лица администрации Новомакаровского сельского поселения Грибановского муниципального района в <адрес> лице главы Тарасова И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Апасовой ФИО8 к департаменту социальной защиты <адрес> о признании незаконным возврата учетного дела и обязании произвести выплату безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Апасова ФИО9 обратилась в Советский районный суд <адрес> с иском к департаменту социальной защиты <адрес> о признании незаконным возврата учетного дела и обязании произвести выплату безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения.

             В обоснование заявленных требований истец указывает, что постановлением администрации Новомакаровского сельского поселения Грибановского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Апасова Г.И. (вдова умершего участника ВОВ) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

    До настоящего времени Апасова Г.И. не обеспечена жильем и не получила социальную выплату на улучшение жилищных условий.

    ДД.ММ.ГГГГ на обращение Апасовой Г.И. по вопросу предоставления ей мер социальной поддержки, департаментом социальной защиты <адрес> направлен ответ , согласно которому в связи с принесенным протестом прокуратуры <адрес> на постановление администрации Новомакаровского сельского поселения Грибановского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ департаментом социальной защиты <адрес> учетное дело истца возвращено в администрацию Новомакаровского сельского поселения. Также, в письме указано, что основания для обеспечения истца жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах», а также Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» отсутствуют.

Истец с данными действиями не согласна, обратилась в суд и просит: признать незаконным действие департамента социальной защиты <адрес> по возврату учетного дела Апасовой Г.И. в администрацию Новомакаровского сельского поселения Грибановского муниципального района <адрес> и обязать департамент социальной защиты <адрес> произвести выплату субсидии на приобретение жилого помещения Апасовой Г.И. в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Новомакаровского сельского поселения Грибановского муниципального района в <адрес>.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ настоящее дело передано по подсудности на рассмотрение Ленинского районного суда <адрес>.

Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель истца по ордеру и по доверенности Шумский В.И. в судебном заседании в порядке ст.39 ГПК РФ уточнил исковые требования и просил суд: признать незаконным действие департамента социальной защиты <адрес> по возврату учетного дела Апасовой ФИО10 в администрацию Новомакаровского сельского поселения Грибановского муниципального района <адрес> и бездействие департамента социальной защиты <адрес>, выразившееся в не предоставлении Апасовой ФИО11 мер социальной поддержки; признать незаконным решение департамента социальной защиты <адрес> о не включении Апасовой ФИО12 в списки ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать департамент социальной защиты <адрес> выдать Апасовой ФИО13 свидетельство на право предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья.

Представитель ответчика департамента социальной защиты <адрес> по доверенности Тюнина Ю.Г. исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в возражениях. Суду пояснила, что свидетельства на право предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья выдаются только после поступления финансирования в <адрес>, в настоящий момент денежные средства отсутствуют, и решение суда будет неисполнимо. Истцу будет выдано свидетельство в порядке очередности после поступления денежных средств. Возврат учетного дела связан с неправомерной постановкой истца на учет нуждающихся, это обстоятельство согласовано с органами прокуратуры.

Представитель третьего лица администрации Новомакаровского сельского поселения Грибановского муниципального района в <адрес> лице главы Тарасова И.Н. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

            Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истец Апасова ФИО15 является вдовой умершего участника Великой Отечественной Войны. Постановлением администрации Новомакаровского сельского поселения Грибановского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Апасова ФИО16 признана в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.17).

В связи с принесенным протестом прокуратуры <адрес> (л.д.18) на постановление администрации Новомакаровского сельского поселения Грибановского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ департаментом социальной защиты <адрес> учетное дело Апасовой Г.И. возвращено в администрацию Новомакаровского сельского поселения (л.д.21).

Решением Грибановского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ иск прокурора <адрес> удовлетворен частично, признано незаконным бездействие администрации Новомакаровского сельского поселения Грибановского муниципального района <адрес>, выразившееся в неисполнении обязанности по проведению проверки сведений граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2015 году. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано (л.д.52-55).

Согласно указанному решению, суд не нашел оснований для снятия Апасовой Г.И. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как установлено судом, Апасова ФИО17 проживает по адресу: <адрес>.

Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотренных документов и на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания – ветхим. Данным заключением установлено наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации жилого дома в целом приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций (л.д.11-14).

В письме департамента социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ адресованному в адрес истца Апасовой Г.И. (л.д.60-61) указано, что решением органа местного самоуправления Апасова Г.И. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ и с этой даты департаментом социальной защиты <адрес> включена в единый по области список граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Апасова Г.И. является внеочередником. Мерой социальной поддержки по улучшению жилищных условий Апасова Г.И. будет обеспечена при поступлении денежных средств из федерального бюджета.

Апасова Г.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдова умершего участника Великой Отечественной войны, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за исключением периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоит в списках ветеранов ВОВ, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки на обеспечение жильем (л.д.64).

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты (статья 7), но не определяет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.

Законом, устанавливающим правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с п.4 ч.1 ст.21 названного Закона к мерам социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно п.2 ч.2 ст.21 Закона независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

Согласно п.11 статьи 23.2 ФЗ "О ветеранах" определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу п.6 ч.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий" действие настоящего <адрес> распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории <адрес>, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, из числа нетрудоспособных членов семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, состоявших на его иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца (имеющие право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, а также приравненные к ним лица, указанные в пункте 4 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах».

Согласно ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий" мера социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения предоставляется указанным в статье 1 настоящего <адрес> гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, в порядке очередности, исходя из даты постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти <адрес>, в порядке, определяемом правительством <адрес>.

Гражданам, относящимся к категориям, указанным в статье 1 настоящего <адрес>, мера социальной поддержки оказывается путем предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.

Лица, указанные в части 1 статьи 1 настоящего <адрес>, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Приказом департамента социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ /ОД утвержден Порядок предоставления ветеранам Великой Отечественной войны мер социальной поддержки по обеспечению жильем (далее – Порядок предоставления мер социальной поддержки).

Согласно п.1.3 Порядка предоставления мер социальной поддержки предоставление ветеранам мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется по их выбору в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения либо жилого помещения государственного жилищного фонда <адрес> на основании договора социального найма (далее соответственно - субсидия, жилое помещение).

Право ветерана на получение субсидии удостоверяется свидетельством о предоставлении субсидии по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку (далее - Свидетельство), которое является именным документом и не передается другому лицу (п.1.4).

Департамент социальной защиты <адрес> (далее - департамент) оформляет Свидетельства и направляет их в бюджетное учреждение <адрес> "Центр обеспечения деятельности учреждений социальной защиты <адрес>" (далее - БУ ВО "ЦОДУСЗ") для организации работы КУ ВО "УСЗН районов" по вручению получателям Свидетельств (п.1.5).

В соответствии с п.2.1 Порядка предоставления мер социальной поддержки право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем имеют ветераны, граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории <адрес>, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, из числа в том числе нетрудоспособных членов семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, состоявших на их иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца (имеющие право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, а также приравненные к ним лица, указанные в пункте 4 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно п.3.1 Порядка предоставления мер социальной поддержки список ветеранов, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем (далее - Список), формируется департаментом на основании учетных дел ветеранов, сформированных органами местного самоуправления и переданных в департамент.

Список формируется в хронологическом порядке исходя из времени постановки ветеранов на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом ветераны, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 2.1, включаются в Список в первоочередном порядке.

В случае постановки ветерана на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по общим основаниям, датой постановки на учет признается дата отнесения ветерана к льготной категории, но не ранее даты постановки на жилищный учет.

В соответствии с п.5.1 Порядка предоставления мер социальной поддержки ветеранам предоставляются субсидии при условии, что ветераны в установленном порядке проживают на территории <адрес>, признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, поставлены на учет на улучшение жилищных условий в соответствующем органе местного самоуправления и включены в Список.

Предоставление ветеранам субсидий осуществляется в порядке установленной очередности согласно Списку, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (п.5.2).

    Согласно ч.1 и п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В системной взаимосвязи с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" из содержания приведенных норм следует, что обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны - путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма либо на основании соответствующих заявлений в форме единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения - осуществляется в случае, если они в установленном действующим законодательством порядке признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Анализируя представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Апасова Г.И. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеет внеочередное право на обеспечение жильем, проживает в жилом помещении признанным заключением от ДД.ММ.ГГГГ непригодным для проживания.

В п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ и п.5.2 Порядка предоставления ветеранам Великой Отечественной войны мер социальной поддержки по обеспечению жильем, утвержденного приказом департамента социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ /ОД предусмотрено, что во внеочередном порядке меры социальной поддержки предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, к которым относится Апасова Г.И.

Таким образом, не включение Апасовой Г.И. в списки ветеранов ВОВ, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки на обеспечение жильем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, поскольку на учет истец поставлена ДД.ММ.ГГГГ, и имеет право на получение мер социальной поддержки во внеочередном порядке.

             С учетом изложенного, суд находит заявленные исковые требования документально подтвержденными, нормативно обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ суд считает целесообразным установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, поскольку указанные действия могут быть совершены только ответчиками.

           На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным действие департамента социальной защиты <адрес> по возврату учетного дела Апасовой ФИО18 в администрацию Новомакаровского сельского поселения Грибановского муниципального района <адрес> и бездействие департамента социальной защиты <адрес>, выразившееся в не предоставлении Апасовой ФИО19 мер социальной поддержки.

Признать незаконным решение департамента социальной защиты <адрес> о не включении Апасовой ФИО20 в списки ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать департамент социальной защиты <адрес> в течение одного месяца с даты вступления настоящего решения суда в законную силу выдать Апасовой ФИО21 свидетельство на право предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца.

Судья                                                                       К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2-618/2017 (2-8480/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Апасова Г.И.
Ответчики
Декпартамент социальной защиты Воронежской области
Другие
Шумский В.И.
Администрация Новомакаровского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области
Суд
Ленинский районный суд г. Воронеж
Дело на странице суда
lensud.vrn.sudrf.ru
16.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
18.11.2016Передача материалов судье
21.11.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.12.2016Предварительное судебное заседание
20.01.2017Предварительное судебное заседание
25.01.2017Судебное заседание
30.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее