Дело № 3а-432/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 17 декабря 2021 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Боровского В.А.,

при секретаре К.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Морозова С.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Морозов С.А. обратился в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором после уточнения требования просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения 1000+/-6 кв.м., разрешенное использование: для организации дачного некоммерческого партнерства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 449 000 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование административного иска указано, что Морозов С.А. является субарендатором указанного земельного участка и собственником жилого дома на данном земельном участке.

Кадастровая стоимость земельного участка установлена по состоянию на 01.11.2013 и составляет 750 830 рублей, которая существенно превышает их рыночную стоимость. Отчетом об оценке рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:07:0483001:1162 определена в размере 449 000 рублей по состоянию на 01.11.2013. Вместе с тем выкупная цена земельного участка исчисляется из его кадастровой стоимости, что нарушает права административного истца как покупателя.

К участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков: Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом, Управление Росреестра по Ленинградской области, Правительство Ленинградской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в качестве заинтересованных лиц - МТУ Росимущества в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, СНТ «Коттеджный поселок Гранит».

В письменных возражениях представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Яровая И.А., ссылалась на то, что Правительство Ленинградской области является ненадлежащим ответчиком, при этом указала, что кадастровая стоимость земельного участка определена по правилам, установленным ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», на дату 01.11.2013, с учетом утвержденных результатов государственной кадастровой оценки постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 №383.

В представленных письменных возражениях представитель Управления Росреестра по Ленинградской области Сердцева Д.Ю. оставила рассмотрение заявленных требований на усмотрение суда, при этом указала, что результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 № 383, вступившим в силу 01.01.2011. Дата, по состоянию на которую определена стоимость (дата формирования перечня объектов оценки) – 01.01.2008. Земельный участок с кадастровым номером №, учтенный в ЕГРН 31.10.2013, не вошел в перечень объектов оценки и не прошел пообъектную оценку, результаты которой утверждены постановлением № 383. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 750 830 руб., исходя из площади – 1000 кв.м. и УПКС – 750,83 руб/кв.м. Дата внесения (определения) кадастровой стоимости в ЕГРН – 01.11.2013.

В представленном отзыве на административное исковое заявление представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Тверской Д.Э. указывает, что результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 № 383, а ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не является уполномоченным органом на самостоятельное принятие решения об изменении кадастровой стоимости земельного участка, результаты государственной кадастровой оценки не утверждало, рассмотрение заявленных требований оставил на усмотрение суда с ходатайством о проведении судебного разбирательства в отсутствие своего представителя.

Представитель административного истца Зеленчук О.В. поддержал административный иск.

Представитель Правительства Ленинградской области Яровая И.А., ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях, оставила рассмотрение заявленных требований на усмотрение суда.

Административный истец Морозов С.А. и представители Управления Росреестра по Ленинградской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», МТУ Росимущества и СНТ «Коттеджный поселок Гранит» в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Изложенное в силу ч. 4 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) не препятствует рассмотрению дела по существу в отсутствие названных лиц.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса российской Федерации (далее - ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).

Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон об оценочной деятельности).

В соответствии со ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.

Согласно ст.24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что датой определения кадастровой стоимостью объектов недвижимости, указанных в ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.

Частью 1 статьи 245 КАС РФ закреплено право гражданина на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

В соответствии с Правилами определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без торгов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 №279, названная цена исчисляется из кадастровой стоимости земельного участка.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером № является собственностью Российской Федерации, передан по договору от ДД.ММ.ГГГГ №-Н в составе иных земельных участков в аренду ДНП «Гранит» (в настоящее время СНТ «Коттеджный <адрес>»).

По договору субаренды от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенным между СНТ «Коттеджный поселок Гранит» и Морозовым С.А., названный земельный участок передан последнему на праве субаренды.

В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером № отражено, что данный земельный участок, местоположение: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для организации дачного некоммерческого партнерства, площадь 1000+/-6 кв.м., имеет кадастровую стоимость 750 830 руб.

В выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ указано, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № утверждена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и составляет 750 830 руб.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, Морозов С.А. является собственником жилого дома, площадью 267,9 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>

После ДД.ММ.ГГГГ количественные и (или) качественные характеристики земельного участка не изменялись.

Следовательно, датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка, является ДД.ММ.ГГГГ.

Отчетом № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным оценщиком ООО «<данные изъяты>» Я.., являющейся членом НП СРО «<данные изъяты>», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 449 000,00 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Проанализировав представленные доказательства, руководствуясь ст.245 КАС РФ, суд считает, что административный истец вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположен принадлежащий заявителю на праве собственности объект недвижимости (жилой дом).

С учетом требований ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, разъяснений, содержащихся в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», выписок из ЕГРН, пояснений лиц, участвующих в деле, суд полагает, что кадастровая стоимость земельных участков подлежит определению по состоянию на 01.11.2013.

Соответственно, по состоянию на указанную выше дату оценщиком в отчете № от ДД.ММ.ГГГГ определена рыночная стоимость земельного участка.

В отношении даты, по состоянию на которую оценщиком установлена рыночная стоимость земельного участка, у участников процесса возражений не имеется.

Представленный отчет об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ как одно из доказательств подлежит оценке судом в соответствии со ст. 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, так как представленный отчет № от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, положениям и нормам федеральных стандартов оценки, действующих на момент проведения оценки. Отчет об оценке мотивирован, выводы оценщика предельно ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий. Названный отчет об оценке отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы об установлении рыночной стоимости земельных участков, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объекта недвижимости, административными ответчиками не представлено и по делу не имеется.

Руководствуясь положениями Закона об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки, ст.246 КАС РФ, на основании ст.84 КАС РФ суд признает названный выше отчет об оценке надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка в установленном оценщиком в отчете об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ размере по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с частью 2 статьи 247 КАС РФ и разъяснений, данных в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются не только государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, но и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В этой связи с учетом требований ч.2 ст.247 КАС РФ суд не может согласиться с обоснованностью утверждения представителя Правительства Ленинградской области о том, что Правительство Ленинградской области не является надлежащим административным ответчиком по настоящему делу.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 1000 +/- 6 ░░.░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ 449 000 (░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░) ░░░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.11.2013.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-432/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Морозов Станислав Алексеевич
Ответчики
филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области
Правительство Ленинградской области
Управление Росреестра по Ленинградской области
Суд
Ленинградский областной суд
Судья
Боровской Владимир Анатольевич
Дело на сайте суда
oblsud.lo.sudrf.ru
11.10.2021Регистрация административного искового заявления
11.10.2021Передача материалов судье
13.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.11.2021Предварительное судебное заседание
26.11.2021Предварительное судебное заседание
17.12.2021Судебное заседание
30.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее