Дело № 3а-24/2020
УИД 76OS 0000-01-2019-000368-78
Мотивированное решение изготовлено 30.01.2020г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 22 января 2020 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Нуждина С.В.,
при участии секретаря Шевяковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Спорт» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Спорт» обратилось в суд с административным иском с учетом уточнений об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 9 158 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации конюшни, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 21 695 302 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
Заявление обосновано следующим: указанный земельный участок принадлежит обществу на праве аренды на основании договора аренды земельного участка от 16 июня 2008 года. ООО «Спорт» использует земельный участок по своему назначению. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № утверждена на 01 января 2015 года в размере 28 573 143, 16 рублей.
Заявителем произведена оценка рыночной стоимости указанного земельного участка. Согласно отчету ООО «Независимая оценка» рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года составляет 21 695 302 рублей. В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным ему статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности» административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца Степанова И.Л. заявление поддержал.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области Шатилович Т.В. в судебном заседании от 14.01.20г. возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь, что представленный административным истцом отчет оценки рыночной стоимости объекта недвижимости не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Представитель МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля и мэрии г.Ярославля Правдин А.М. в судебном заседании от 14.01.20г. поддержал позицию Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области.
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области» представлен отзыв на заявление, в котором учреждение оставляет определение достоверности рыночной стоимости объекта недвижимости на усмотрение суда.
Управление Росреестра по Ярославской области представило письменные объяснения на заявление, в которых указало на то, что земельный участок был поставлен на кадастровый учет 05 сентября 2006 года, и он был включен в перечень объектов, подлежащих оценке на 01.01.2015 года – дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г.Ярославля.
Иные участники процесса представителей в суд не направили, мнения по заявлению не представили.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами или гражданами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что ООО «Спорт» является арендатором земельного участка площадью 9 158 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации конюшни, расположенного по адресу: <адрес>.
Данный факт подтверждается договором аренды земельного участка от 16 июня 2008 года.
Согласно частям 1 и 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 N 710-п, за основу при установлении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков принимается удельный показатель кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Таким образом, правоотношения заявителя по аренде земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, являются публичными, вопрос определения арендной платы урегулирован нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Изменение размера арендной платы за земельный участок, в том числе ее уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что ООО «Спорт» в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, арендатором которого оно является.
В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет 05 сентября 2006 года, он вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2015 года – дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, в том числе г.Ярославля.
Его кадастровая стоимость утверждена в постановлении Правительства Ярославской области от 22 июня 2016 года № 704-п и по состоянию на 01 января 2015 года составляет 28 573 143, 16 рублей.
Административным истцом представлен отчет ООО «Независимая оценка» от 02 июля 2019 года с учетом уточнений от 14 января 2020 года, где рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года оценщиком определена в размере 21 695 302 рублей.
Доводы Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области и МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля о недостоверности установленной в отчете рыночной стоимости земельного участка, не могут быть приняты, поскольку опровергнуты пояснениями оценщика ФИО 1 не доверять которым у суда нет оснований.
Судом установлено, что замечания №2 Департамента были устранены оценщиком с учетом предоставленного уточненного отчета в редакции от 14 января 2020 года.
Замечания заинтересованных лиц о неправильном определении местоположения аналога №4 (<адрес>) не могут быть приняты, поскольку не подтверждены убедительными доказательствами.
Используя Справочник оценщика недвижимости под редакцией Лейфера Л.А. 2014 года, оценщик определил корректировку на местоположение указанного аналога в размере 0,84.
Данный вывод основан на том, что аналог расположен недалеко от центральной части города, близком расстоянии от администрации района, вблизи транспортного узла и соответствующей инфраструктуры, определяющей активную жизнь города, что в совокупности может относить его к центральной части района с применением корректировки в размере 0,84.
В соответствии с п/п «в» п. 22 ФСО № 7 «Оценка недвижимости» при проведении оценки должны быть описаны объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов.
Тем самым, специалист, проводящий оценку недвижимого имущества, пользуется той информацией, которая ему доступна. В отчете приведена доступная оценщику и проверенная им информация. В связи с этим неиспользование оценщиком информации об объектах, сведения о которых доступны иным лицам, в частности мэрии г.Ярославля, не может квалифицироваться как несоблюдение федеральных стандартов оценки.
В отчете оценщиком произведен анализ рынка земельных участков наиболее сходных с объектом оценки по ценообразующим факторам.
Согласно части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Таким образом, обязанность установления недостоверности отчета лежит на административных ответчиках и заинтересованных лицах на стороне ответчиков.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в данном деле является дата обращения административного истца с заявлением в комиссию, т.е. – 01 августа 2019 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180, Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 9 158 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации конюшни, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 21 695 302 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
Внести изменения в сведения единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 21 695 302 рублей.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 01 августа 2019 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Нуждин С.В.