Дело № 3а-295/2020
РЕШЕНРР•
именем Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
04 марта 2020 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Песецкой С.В.,
РїСЂРё секретаре < Р¤.Р.Рћ. >5,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ упрощенного (письменного) производства административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению административных истцов < Р¤.Р.Рћ. >3, < Р¤.Р.Рћ. >1, < Р¤.Р.Рћ. >2 РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости Рё РѕР± установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной,
установил:
административные истцы < Р¤.Р.Рћ. >3 Рђ.Рђ., < Р¤.Р.Рћ. >1, < Р¤.Р.Рћ. >2 через своего представителя < Р¤.Р.Рћ. >6, действующего РЅР° основании доверенностей, обратились РІ СЃСѓРґ СЃ вышеуказанным административным исковым заявлением, РІ котором РїСЂРѕСЃСЏС‚ установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания СЃ кадастровым номером <...>, площадью <...> РєРІ.Рј, расположенного РїРѕ адресу: Краснодарский край, <...>, собственниками которого РѕРЅРё являются, РІ размере его рыночной стоимости,определенной РЅР° основании отчета РѕР± оценке в„–<...> РѕС‚ <...>, подготовленного РћРћРћ В«Рмпера».
Административные истцы мотивируют свои требования тем, что они уплачивают налог на имущество, рассчитываемый из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, это приводит к необоснованному увеличению имущественного налога.
РЎ учетом уточненных административных исковых требований, представитель административных истцов < Р¤.Р.Рћ. >6 просила установить кадастровую стоимость объекта недвижимости СЃ кадастровым номером <...> РїРѕ результатам судебной оценочной экспертизы РІ размере <...> рублей РЅР° дату определения кадастровой стоимости РЅР° <...>. РљСЂРѕРјРµ того, представитель административных истцов просила СЃСѓРґ рассмотреть дело РїРѕ правилам главы 33 РљРђРЎ Р Р¤.
Р’ отзыве РЅР° административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Краснодарскому краю, действующая РЅР° основании доверенности, < Р¤.Р.Рћ. >7 указала, что Управление РЅРµ выражает какой-либо правовой заинтересованности Рё возражений относительно предмета судебного разбирательства, просила рассмотреть дело РІ отсутствие представителя Управления.
Представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края РїРѕ доверенности < Р¤.Р.Рћ. >8 РІ своем отзыве РЅР° административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление указывает, что кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества определена государственным бюджетным учреждением Краснодарского края «Крайтехинвентаризация - Краевое БТРВ» РІ соответствии СЃ методическими указаниями Рѕ государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Минэкономразвития Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ <...> <...>. Ссылается, что Сѓ департамента отсутствуют полномочия РїРѕ проверке достоверности сведений, указанных РІ отчетах, правильности применяемых РїСЂРё оценке методик, Р° также иные полномочия, направленные РЅР° проверку сведений, влияющих РЅР° определение кадастровой стоимости объекта капитального строительства.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом положений частей 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Участники процесса ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили. Лицо, участвующее в деле, должно проявлять повышенную осмотрительность при совершении процессуальных действий и заботу о своих процессуальных делах, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что со стороны неявившихся лиц, участвующих в деле, имеет место отсутствие процессуального интереса в исходе рассмотрения данного дела.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, с учетом положений части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании определения суда от <...> настоящее административное дело рассматривается в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства РФ, с учетом взаимосвязанных положений части 7 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Рсследовав представленные доказательства Рё материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ частичном удовлетворении административных исковых требований РїРѕ следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно части 1 статьи 402 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до <...> единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
РР· содержания положений статьи 3 Федерального закона РѕС‚ <...> в„– 135-ФЗ «Об оценочной деятельности РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» следует, что РїРѕРґ кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная РІ результате проведения государственной кадастровой оценки или РІ результате рассмотрения СЃРїРѕСЂРѕРІ Рѕ результатах определения кадастровой стоимости либо определенная РІ случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
РР· материалов дела следует, что административные истцы < Р¤.Р.Рћ. >10 являются собственниками объекта недвижимости – нежилого здания СЃ кадастровым номером <...> площадью <...> РєРІ.Рј, расположенного РїРѕ адресу: <...> <...>, что подтверждается соответствующей выпиской РёР· Единого государственного реестра недвижимости РѕР± основных характеристиках объекта.
Таким образом, административные истцы вправе оспаривать кадастровую стоимость указанного объекта.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...> определена уполномоченным органом по состоянию на <...> в размере <...> рублей <...> копеек.
Суд, рассматривая вопрос о дате определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, исходит из того, что лица, участвующие в деле, не оспаривали это обстоятельство, не представили суду доказательств наличия иной даты определения кадастровой стоимости. В связи с чем, суд считает <...> верной датой определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно данным отчета РѕР± оценке в„–<...> РѕС‚ <...>, представленного административными истцами Рё подготовленного РћРћРћ В«Рмпера», РїРѕ состоянию РЅР° дату определения кадастровой стоимости (РЅР° <...>) рыночная стоимость СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ объекта недвижимости СЃ кадастровым номером <...> составляет <...> рублей.
Учитывая, что между результатами определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и выводами отчета об оценке, представленного административными истцами, имелись существенные различия, суд пришел к выводу, что административными истцами не предоставлено суду допустимых и достаточных доказательств размера рыночной стоимости объекта недвижимости на дату определения кадастровой стоимости, в связи с чем определением суда от <...> по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы <...> РѕС‚ <...>, выполненному экспертом РћРћРћ «Альфа Рксперт», рыночная стоимость объекта недвижимости СЃ кадастровым номером <...> РЅР° дату определения кадастровой стоимости составляет <...> рублей.
Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от <...> № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты. Ошибки при производстве арифметических расчетов не выявлено, достоверность данных расчетов лицами, участвующими в деле, также не оспаривается.
Рксперт предупрежден РѕР± уголовной ответственности Р·Р° дачу заведомо ложного заключения РІ соответствии СЃРѕ статьёй 307 Уголовного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, экспертное заключение содержит соответствующую расписку эксперта.
Суд, исследовав заключение судебной оценочной экспертизы, оценив по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу, что оснований сомневаться в объективности вывода эксперта не имеется, заключение является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определённую по состоянию на дату их кадастровой оценки. Само заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, на основании этого исследования даны ответы на поставленные перед экспертом вопросы.
Ркспертом РїСЂРё оценке объекта недвижимости был применен только РѕРґРёРЅ возможный затратный РїРѕРґС…РѕРґ Рє оценке рыночной стоимости, так как РѕРЅ наиболее полно Рё точно отражает действительную рыночную стоимость объекта экспертизы, информация РѕР± аналогичных объектах получена РёР· достоверных источников. Затратный РїРѕРґС…РѕРґ – это совокупность методов определения стоимости объекта, основанных РЅР° определении затрат, необходимых РїСЂРё приобретения, воспроизводства, либо замещения объекта СЃ учетом РёР·РЅРѕСЃР° Рё устареваний. Затратный РїРѕРґС…РѕРґ РёСЃС…РѕРґРёС‚ РёР· рыночного принципа, гласящего, что покупатель, проявляя должную благоразумность, РЅРµ заплатит Р·Р° объект большую СЃСѓРјРјСѓ, чем та, РІ которую обойдется приобретение соответствующего участка РїРѕРґ застройку Рё возведение аналогичного РїРѕ назначению Рё качеству объекта РІ обозримый период без непредвиденных существенных издержек. РўРѕ есть, если покупатель может РІ короткие СЃСЂРѕРєРё без особых издержек, Р·Р° ту Р¶Рµ стоимость построить новый объект РЅР° РІРЅРѕРІСЊ приобретенном земельном участке, РѕРЅ РЅРµ станет покупать его РЅР° вторичном рынке. Обоснование отказа РѕС‚ применения сравнительного Рё РґРѕС…РѕРґРЅРѕРіРѕ РїРѕРґС…РѕРґРѕРІ экспертом приведено.
Применяемые в заключении эксперта корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости каждого объекта от ряда актуальных факторов. В заключении эксперта приняты корректировки на износ, на различия в объеме/площади здания, на климат, на сейсмичность, на региональное различие в уровне цен на ресурсы, на величину прочих и непредвиденных затрат, на изменение цен после издания справочника и т.д.
Суд считает заключение судебной оценочной экспертизы, объективным и полным, а выводы – обоснованными и последовательными, установленный судебным экспертом размер рыночной стоимости объекта недвижимости является достоверным.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что определённая судебным экспертом при проведении экспертизы рыночная стоимость объекта недвижимости является достоверной.
Суд считает, что административными истцами доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административных истцов, как собственников данного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, учитывая объем заявленных требований и установленные факты, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению в части установления кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установленной согласно выводам судебной оценочной экспертизы.
Установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административные истцы обратились с настоящим иском в суд <...>, сведений об обращении административных истцов в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, материалы дела не содержат, в связи с чем, датой подачи заявления следует считать <...>.
В соответствии с пунктом 15 статьи 378.2, пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Согласно письму Федеральной налоговой службы от <...> № БС-4-21/22899@ «О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019», кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после <...> (в том числе по искам/заявлениям, поданным до <...>), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
С учетом приведенной правовой нормы и разъяснений Федеральной налоговой службы, и поскольку, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...> внесена в реестр <...>, установленная судом кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подлежит применению именно с указанной даты, которая и является началом применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания по рассматриваемому административному иску.
Таким образом, в отношении спорного объекта недвижимости следует установить кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости с <...> и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный РёСЃРє < Р¤.Р.Рћ. >3, < Р¤.Р.Рћ. >1, < Р¤.Р.Рћ. >2 РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости Рё РѕР± установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной – удовлетворить частично.
Установить в отношении объекта недвижимости – нежилого здания, с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <...> <...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на <...> в размере <...> (<...> <...>) рублей, на период с <...> и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <...> считать <...>.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <...>.
В остальной части административный иск – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Краснодарский краевой суд в Третий апелляционный суд общей юрисдикции г.Сочи Краснодарского края в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
РЎСѓРґСЊСЏ: