Решение по делу № 33-8657/2024 от 09.09.2024

Судья Рычкова Н.С.

Судья-докладчик Амосов С.С.

УИД 38RS0017-01-2023-001201-92

№ 33-8657/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 октября 2024 г.

г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
в составе:

судьи-председательствующего Амосова С.С.,

судей Бадлуевой Е.Б. и Малиновской А.Л.,

при секретаре Мутиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-109/2024 по иску Хмыль С.С. к администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании выгребной ямы, канализационных сетей и смотровых колодцев, канализационных сетей от смотровых колодцев до стен многоквартирных домов бесхозяйным имуществом, возложении обязанности совершить действия по принятию на учет бесхозяйного имущества, принять меры направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей водоотведения, обеспечить коммунальной услугой по водоотведению, осуществить подключение систем внутренней канализации многоквартирного дома к центральной канализации, присуждении денежной суммы на случай неисполнения решения суда

по апелляционной жалобе Хмыль С.С.

на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 3 июня 2024 г.,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование исковых требований (л.д. 7-12, т. 1) Хмыль С.С. указал, что двухэтажные многоквартирные дома (МКД) Номер изъят и Номер изъят по <адрес изъят> в <адрес изъят> (18 квартир в каждом доме) имеют нецентрализованную систему канализации. Водоотведение жидких отходов из каждого жилого дома осуществляется через единую внешнюю канализационную сеть в выгребную яму, расположенную напротив дома Номер изъят по ул. <адрес изъят>

Сети и канализационную яму никто не обслуживает, не ремонтирует.

Выгребная яма, канализационные сети и смотровые колодцы, канализационные сети от смотровых колодцев до стен многоквартирных домов Номер изъят, Номер изъят по <адрес изъят> в <адрес изъят> не являются общедомовым имуществом, так как предназначены для обслуживания двух домов. В реестре муниципальной собственности указанные объекты не числятся, их собственник не определен.

Земельные участки под многоквартирными домами Номер изъят и Номер изъят по <адрес изъят> в <адрес изъят> не сформированы и не состоят на кадастровом учете, в связи с чем, невозможно определить границы придомовой территории, входящей в общее имущество собственников помещений в МКД.

Отсутствие организации, ответственной за эксплуатацию указанных сетей, так же как отсутствие собственника, а также гарантирующей организации может привести к отсутствию контроля над состоянием работоспособности указанных сетей, их содержанием и ремонтом, что может привести к аварии, загрязнению и отравлению почвы, воды и другим неблагоприятным последствиям для окружающей среды и человека.

Указанное бесхозяйное имущество в настоящее время фактически никем не обслуживается, на баланс какой-либо организации не передано, находится в неудовлетворительном состоянии, в связи с чем, создается угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию граждан.

Сложившаяся ситуация создает препятствия собственникам жилых помещений в многоквартирных домах Номер изъят, Номер изъят по <адрес изъят> в <адрес изъят> в надлежащем обслуживании их имущества - до внешней стены многоквартирных домов, ведет к возникновению у собственников расходов, не связанных с содержанием общего имущества.

Администрация Нижнеудинского муниципального образования должна принять меры, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей водоотведения сточных вод.

Ответчик обязан обеспечить жильцов многоквартирных домов Номер изъят, Номер изъят по <адрес изъят> в <адрес изъят> коммунальной услугой по водоотведению, а не услугой по вывозу жидких бытовых отходов (ЖБО), которая, как правило, оказывается жителям частного сектора.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 330-р утвержден перечень передаваемых в муниципальную собственность <адрес изъят> объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения Восточно-Сибирской железной дороги МПС России, расположенных в <адрес изъят>, на основании которого были переданы жилые дома, расположенные по адресу: <адрес изъят>, Номер изъят и Номер изъят, а также сети водопровода, протяженностью 8,48 км, и канализации, протяженностью 16,08 км. Однако сети водоотведения не были переданы.

Соответственно, с 6 марта 1998 г. администрации Нижнеудинского муниципального образования стало известно об отсутствии подключения многоквартирных домов Номер изъят Номер изъят по <адрес изъят> к центральной канализации и о наличии у этих многоквартирных домов выгребной ямы, канализационных сетей и смотровых колодцев, канализационных сетей от смотровых колодцев до стен многоквартирных домов.

Данный факт подтверждает бездействие ответчика в части надлежащей организации системы водоотведения многоквартирных домов Номер изъят, Номер изъят по <адрес изъят> в <адрес изъят>, расположенных на территории Нижнеудинского муниципального образования в течение 26 лет и нарушение прав истца на благоприятную окружающую среду.

Изменив предмет иска на основании статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (заявление, л.д. 243, т.1), Хмыль С.С. просил суд:

признать выгребную яму, канализационные сети и смотровые колодцы, канализационные сети от смотровых колодцев до стен многоквартирных домов Номер изъят Номер изъят по <адрес изъят> в <адрес изъят> бесхозяйным имуществом;

возложить обязанность на администрацию Нижнеудинского муниципального образования совершить действия по принятию на учет выгребной ямы, канализационных сетей и смотровых колодцев, канализационных сетей от смотровых колодцев до стен многоквартирных домов Номер изъят Номер изъят по <адрес изъят> в <адрес изъят>, как бесхозяйного имущества в соответствии с приказом Минэкономразвития России от Дата изъята Номер изъят "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу;

возложить обязанность на администрацию Нижнеудинского муниципального образования осуществлять надлежащее содержание выгребной ямы, канализационных сетей и смотровых колодцев, канализационных сетей от смотровых колодцев до стен многоквартирных домов Номер изъят Номер изъят по <адрес изъят> в <адрес изъят>, а именно принять меры, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей водоотведения сточных вод в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу;

возложить обязанность на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обеспечить Хмыль С.С., Дата изъята г.р., собственника квартиры Номер изъят <адрес изъят> коммунальной услугой по водоотведению в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу;

возложить обязанность на администрацию Нижнеудинского муниципального образования в течение одного года со дня вступления решения в законную силу осуществить подключение систем внутренней канализации многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес изъят>, к централизованной канализации;

присудить администрации Нижнеудинского муниципального образования выплачивать в пользу истца денежную сумму (астрент) на случай неисполнения решения суда в размере 10000 рублей за каждый день просрочки неисполнения решения суда с момента его вступления в законную силу до его фактического исполнению по каждому требованию отдельно.

Протокольным определением суда от 06.02.2024 (л.д. 230-231, т.1) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены собственники квартир многоквартирных домов № 58, № 60 согласно выпискам из ЕГРН.

На основании протокольного определения суда от 03.04.2024 (л.д. 96-99, т. 2) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Аква-Сервис".

Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 3 июня 2024 г. (л.д. 162-173, т.2) исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе (л.д. 212-222, т. 2) Хмыль С.С. просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение. Заявитель апелляционной жалобы считает решение суда незаконным и необоснованным, повторно приводит доводы, указанные в исковом заявлении.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, необоснованной является ссылка суда на решение суда по другому гражданскому делу № 2-1166/2023 по иску Корольковой Т.И.

Решение суда по ранее рассмотренному гражданскому делу не имеет преюдициального значения для разрешения настоящего спора, поскольку собственники квартир многоквартирных домов Номер изъят, Номер изъят не были привлечены к участию в том деле.

Обжалуемое решение суда не содержит обстоятельств, установленных по гражданскому делу № 2-1166/2023. При рассмотрении гражданского дела № 2-1166/2023 не рассматривалась система единой внешней канализационной сети.

В материалах дела отсутствовала схема единой внешней канализационной сети, подтверждающей, что она принимает стоки из двух отдельно стоящих многоквартирных домов, соответственно не может являться общедомовым имуществом.

Указанные объекты не могут относиться к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов. Ответчик обязан принять меры к постановке на учет этих объектов.

Ответчик обязан обеспечить жильцов многоквартирных домов коммунальной услугой по водоотведению, а не услугой по вывозу ЖБО, которая оказывается жителям частного сектора. Неподключение домов к центральной системе водоотведения не может лишать собственников помещений данных домов права на охрану здоровья и улучшение качества жизни путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения. Обеспечение данного права является одним из основных принципов политики в сфере водоснабжения и водоотведения.

Относительно апелляционной жалобы возражения в письменной форме не поступили.

Истец Хмыль С.С., представитель ответчика администрации Нижнеудинского муниципального образования, третьи лица Шмальц О.В., Шмальц М.А., Шмальц А.А., Фисюк К.А., Фисюк В.В., Урасова В.Т., Туровцев С.В., Тропина А.А., Тигунцев С.Е., Таранов А.К., Сундырцева Н.Ю., Сундырцев С.И., Сундырцев И.В., Соколова Е.Ю., Сергеева Н.А., Сергеев В.К., Семенов Н.В., Семенов В.Н., Семенов А.В., Саранчук Н.М., Самохин С.Д., Самохин А.Д., Самодаева Г.Ю., Самодаев П.К., Рыскулов Т.А., Рейда Ю.А., Пичуева Л.А., Пичуев И.С., Парфенова Г.С., Павлова О.С., Павлова Н.А., Мустафина Н.Ф., Мустафин Д.Н., Муллагалеев С.Д., Мироненко Ю.В., Мироненко О.И., Мироненко А.Ю., Лузина О.Н., Лузина К.Н., Королькова Т.И. Каченкова О.М., Инюшева А.Х., Инюшев А.О., Захарова С.А., Елистраткина Е.В., Елистраткин В.В., Дроздова И.С., Дроздова Е.А., Дроздов С.А., Дроздов А.С., Довгуль Г.П., Грачев Я.О., Грачев К.М., Гладилина Т.П., Волочкова Е.В., Виноградова Е.А., Виноградов А.С., Васильева О.В., Башук С.Л., Башук З.М., представители третьих лиц ООО "Аква-Сервис", ООО УК "Саяны" надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания. Сведений о причинах неявки не представлено.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений абзаца третьего пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.

Заслушав доклад судьи Амосова С.С., проверив материалы дела, рассмотрев его, согласно части 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оставила без изменения решение суда первой инстанции.

Судом установлено, из материалов дела следует, что многоквартирные жилые дома Номер изъят и Номер изъят, расположенные по адресу: <адрес изъят> включены в перечень переданных в муниципальную собственность <адрес изъят>, находившихся в федеральной собственности объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения ВСЖД МПС России, расположенных в <адрес изъят>, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от Дата изъята Номер изъят-р. (л.д. 50, т.1).

С Дата изъята истец Хмыль С.С. является собственником <адрес изъят>, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес изъят>.

Многоквартирные жилые <адрес изъят> Номер изъят, расположенные по адресу: <адрес изъят> имеют централизованное водоснабжение, при этом водоотведение всех стоков осуществляется с применением канализации, присоединенной к выгребной яме, расположенной напротив <адрес изъят>, то есть не централизовано.

Ранее Нижнеудинским городским судом <адрес изъят> было рассмотрено гражданское дело Номер изъят по иску Корольковой Т.И. к администрации Нижнеудинского муниципального образования о возложении обязанностей по принятию в муниципальную собственность единого линейного сооружения, состоящего из канализационных сетей от стен многоквартирных домов Номер изъят и Номер изъят на <адрес изъят> в <адрес изъят>, составной частью которого является выгребная яма; проведению капитального ремонта участка канализационных сетей от стены МКД Номер изъят на <адрес изъят> до смотровых колодцев; установке двух новых смотровых колодцев, расположенных напротив МКД Номер изъят на <адрес изъят>; замене магистральной трубы от смотровых колодцев до выгребной ямы; монтированию новой герметичной выгребной ямы напротив МКД Номер изъят на <адрес изъят>; присоединению канализационной сети от стены МКД Номер изъят на <адрес изъят> к централизованной системе канализации (водоотведения).

По результатам рассмотрения указанного гражданского дела Нижнеудинским городским судом Иркутской области, решением которого от Дата изъята в иске было отказано, и судом апелляционной инстанции, апелляционным определением которого от 30 января 2024 г. решение суда оставлено без изменения, было установлено, что водоотведение многоквартирных жилых домов Номер изъят и Номер изъят по <адрес изъят> в <адрес изъят> на основании канализационных наружных сетей с выгребной ямой.

Жилые дома по указанным адресам оборудованы нецентрализованной системой водоотведения. Вышеуказанные наружные канализационные сети бесхозяйными не являются, поскольку используются по прямому назначению для эксплуатации многоквартирных домов. С момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме право на общее домовое имущество, в том числе канализационные сети перешло в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Разрешая вновь возникший спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 2, 6, 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статьей 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 36, 39, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, "Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, и "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Хмыль С.С. к администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании выгребной ямы, канализационных сетей и смотровых колодцев, канализационных сетей от смотровых колодцев до стен многоквартирных домов бесхозяйным имуществом, возложении обязанности совершить действия по принятию на учет бесхозяйного имущества, принять меры направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей водоотведения, обеспечить коммунальной услугой по водоотведению, осуществить подключение систем внутренней канализации многоквартирного дома к центральной канализации, присуждении судебной неустойки на случай неисполнения решения суда, Нижнеудинский городской суд Иркутской области пришел к выводу о том, что указанные объекты не являются бесхозяйным имуществом, поскольку относятся к общему имуществу собственников многоквартирных домов.

Суд указал на отсутствие правовых оснований для возложения на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанности по обеспечению истца коммунальной услугой по водоотведению, по надлежащему содержанию выгребной ямы, канализационных сетей и смотровых колодцев до стен многоквартирных домов, поскольку организация централизованной системы водоотведения в границах поселения не является безусловной обязанностью, которая должна быть исполнена органом местного самоуправления.

Услуга по сбору и вывозу жидких бытовых отходов (ЖБО) является одной из обязанностей по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, которая может быть исполнена в рамках договора по управлению многоквартирным домом исполнителем соответствующих услуг (управляющей организацией).

Судебная коллегия согласилась с решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области об отказе в иске, поскольку выводы суда первой инстанции основаны на законе и материалах дела, соответствуют содержанию собранных доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в достаточной и взаимной связи в их совокупности.

Доводы апелляционной жалобы отклонены судебной коллегией исходя из следующего.

Действительно, в отношении истца в рамках ранее рассмотренного Нижнеудинским городским судом Иркутской области гражданского дела №2-1166/2023 по иску Корольковой Т.И. к администрации Нижнеудинского муниципального образования о возложении обязанности по принятию в муниципальную собственность единого линейного сооружения, состоящего из канализационных сетей от стен многоквартирных домов Номер изъят и Номер изъят по <адрес изъят> в <адрес изъят>, факты имеющие преюдициальное значение, не устанавливались, так как истец не был привлечен к участию в том деле.

Вместе с тем, по результатам ранее рассмотренного гражданского дела было установлено, что указанные сети водоотведения не являются бесхозяйным имуществом, поскольку относятся к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов, и не подключены к централизованной системе водоотведения.

В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, вопросы о том, является ли канализационная сеть до выгребной ямы, обслуживающая два многоквартирных дома Номер изъят и Номер изъят по <адрес изъят> в <адрес изъят> бесхозяйным имуществом и обязаны ли органы местного самоуправления организовывать централизованное водоотведение (подключение систем внутренней канализации многоквартирного дома к централизованной канализации) уже являлись предметом судебной проверки и оснований для пересмотра выводов суда, положенных в основу состоявшихся судебных постановлений, не было установлено.

В пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" содержится понятие водоотведения, которое представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (пункт 28.1 статьи 2).

Согласно пункту 9 данной статьи канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Таким образом, данным Федеральным законом регулируется именно система централизованного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; установление нормативов состава сточных вод; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1.1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Из приведенных норм не следует, что организация централизованной системы водоотведения в поселениях является обязанностью, которая должна быть исполнена в течение какого-либо определенного времени с момента введения соответствующего правового регулирования и которая может быть возложена на органы местного самоуправления в судебном порядке.

Действующее законодательство закрепляет не безусловную обязанность органов местного самоуправления по организации централизованного водоотведения, а полномочия, которые могут быть реализованы ими в данной сфере.

При этом, законодательством не исключается, что в границах различных муниципальных образований централизованной системы водоотведения (как и системы водоснабжения) может не иметься и что в этом случае применяются правила сбора и вывоза отходов, установленные для неканализированных домовладений (нецентрализованная система водоотведения).

Поэтому, развитие централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территориях поселений возможно, однако оно осуществляется в соответствии с установленным Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ порядком, согласно которому органы местного самоуправления утверждают схемы водоснабжения и водоотведения поселений (статья 38), после чего происходит утверждение инвестиционных программ, которые, в том числе должны содержать перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; график реализации мероприятий инвестиционной программы и т.д. (статья 40).

Из материалов дела следует, что схема водоснабжения и водоотведения Нижнеудинского муниципального образования (л.д. 131-154, т.2) утверждена постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 18 ноября 2015 г. № 1591 на период с 2015 по 2030 гг. На территории Нижнеудинского муниципального образования действует как централизованная система водоотведения, так и нецентрализованная система водоотведения. Централизованной канализацией охвачено лишь 52 % населения, остальная часть населения (в основном частный сектор) используют выгреба. Жилые дома Номер изъят Номер изъят по <адрес изъят> обустроены выгребами.

Водоотведение от жилых домов Номер изъят и Номер изъят по <адрес изъят> в <адрес изъят> осуществляется на основании канализационных наружных сетей с выгребной ямой, что свидетельствует о том, что жилые дома по указанным адресам оборудованы нецентрализованной системой водоотведения.

Согласно части 5 статьи 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Поскольку в приведенных положениях Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" прямо не поименован договор, подлежащий заключению между абонентом и организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией, в указанных правоотношениях необходимо руководствоваться главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок заключения договоров возмездного оказания услуг.

По смыслу приведенных норм, абонент, объекты капитального строительства которого не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключает договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов, в соответствии с которым оплачиваются услуги по собору и вывозу этих отходов.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354).

Согласно подпункту "в" пункта 4 Правил № 354 коммунальная услуга по водоотведению, которая предоставляется потребителю такой услуги, - это отведение сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.

В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 июля 2023 г. № 19731-ОГ/00 изложено разъяснение, что в случае отсутствия технологического присоединения внутридомовой системы водоотведения многоквартирного дома (далее - МКД) или жилого дома (домовладения) к централизованной сети отведения сточных вод коммунальная услуга по водоотведению (отведению сточных вод) потребителям в таком МКД или жилом доме (домовладении) не предоставляется.

Услуга по сбору и вывозу жидких бытовых отходов (ЖБО) предоставляется в отсутствие технологического присоединения внутридомовой системы водоотведения МКД или жилого дома (домовладения) к централизованной сети отведения сточных вод, коммунальной услугой по отведению сточных вод сбор и вывоз ЖБО не является, в состав коммунальных услуг не входит.

В соответствии с пунктом 2 части 1 и пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя в числе прочего плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД.

Часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет общее имущество, принадлежащее на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, согласно которой к такому имуществу относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты (пункты 3 и 4).

Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, правила содержания которого устанавливаются Правительством Российской Федерации (части 1 и 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту "д" пункта 11 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, содержание общего имущества в МКД в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения МКД включает в себя сбор и вывоз ЖБО, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в МКД.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Перечень).

Из содержания пункта 26 Перечня следует, что вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории, и вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории, включаются в состав работ по обеспечению вывоза бытовых отходов, в том числе откачке жидких бытовых отходов и являются одной из обязанностей по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Фактически в данном пункте Перечня конкретизированы работы, выполняемые в целях надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов, установленные подпунктом "д" пункта 11 Правил № 491.

Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых и жидких бытовых отходов, предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. В том случае, если септик обслуживает несколько помещений в многоквартирном доме и находится на земельном участке прилегающей к этому дому территории, то данный объект относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, в случае отсутствия технологического подключения внутридомовой системы водоотведения МКД к централизованной сети отведения сточных вод и организации сбора и вывоза ЖБО, образованных собственниками помещений МКД, коммунальная услуга по водоотведению потребителям в МКД не предоставляется, однако предоставляется услуга по сбору и вывозу ЖБО, которая входит в состав работ и услуг по содержанию общего имущества в МКД.

Данное положение распространяется и на случаи, если септик обслуживает помещения, находящиеся в двух или более многоквартирных домах и расположен в пределах земельного участка одного из таких домов, либо общей границы земельных участков многоквартирных домов.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 16, пунктом 17 Правил № 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации. Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Многоквартирные дома Номер изъят и Номер изъят, расположенные по адресу: <адрес изъят>, имеют централизованное водоснабжение, при этом водоотведение всех стоков из каждого дома осуществляется с применением единой внешней канализационной сети присоединенной к выгребной яме, расположенной напротив дома Номер изъят по <адрес изъят>

Из имеющегося в материалах дела протокола от Дата изъята общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме Номер изъят следует, что собственниками выбран способ управления - непосредственное управление многоквартирным домом; утверждены договор оказания услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД с управляющей компанией ООО "УК Саяны" и тарифы по содержанию общего имущества, текущему ремонту общего имущества, услуги по вывозу ЖБО; а также принято решение о наделении управляющей компании полномочиями представлять интересы собственников помещений в многоквартирном доме в любых государственных и негосударственных организациях, судах, органах местного самоуправления, предприятиях, учреждениях, в отношениях с физическими лицами, а также применения мер ответственности за неисполнение обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дата изъята между собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес изъят> (заказчик) и ООО "УК Саяны" (исполнитель) заключен договор на оказание услуг по содержанию и выполнения работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома, по условиям которого услуга по вывозу ЖБО входит в перечень услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, проведение которой обеспечивается исполнителем (л.д. 126-130, т.2).

При этом исполнитель в силу договора (пункт 3.2.5.) имеет право самостоятельно определить порядок, сроки и способ выполнения работ, необходимых для выполнения обязательств по данному договору, привлекать сторонние организации, имеющие необходимые навыки, оборудование, лицензии и другие разрешительные документы, к выполнению работ (услуг) по договору. Отсутствие же заключенного ООО "УК Саяны" договора на оказание услуги по вывозу ЖБО не освобождает общество от принятия мер по откачке и вывозу жидких бытовых отходов.

Принимая во внимание, что услуга по сбору и вывозу ЖБО, предоставляемая в отсутствие технологического присоединения внутридомовой системы водоотведения МКД к централизованной сети отведения сточных вод, коммунальной услугой по водоотведению не является, а за надлежащее содержание выгребной ямы ответственность перед собственниками жилых помещений несут лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанности обеспечить истца коммунальной услугой по водоотведению и осуществить надлежащее содержание выгребной ямы, канализационных сетей и смотровых колодцев, канализационных сетей от смотровых колодцев до стен многоквартирных домов Номер изъят, Номер изъят по <адрес изъят> в <адрес изъят>.

Доводы стороны истца о том, что выгребная яма, канализационные сети и смотровые колодцы, канализационные сетей от смотровых колодцев до стен многоквартирных домов Номер изъят, Номер изъят по <адрес изъят> в <адрес изъят>, расположенные за пределами внешней границы стен многоквартирных домов, не могут включаться в состав общего имущества указанных объектов, поскольку предназначены для обслуживания более чем одного, а именно двух многоквартирных домов, расположены на неразграниченном земельном участке судом во внимание не приняты, поскольку основаны на неверном истолковании норм материального права.

Кроме того, земельный участок под многоквартирным жилым домом в той части, в которой он должен быть сформирован под многоквартирный дом, является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме и принадлежит им на праве общей долевой собственности, что следует из положений статей 210, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснений пункта 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".

Собственники помещений в многоквартирном жилом доме во всех случаях являются законными владельцами и пользователями земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, независимо от формирования земельного участка и постановки на государственный кадастровый учет.

При установленных обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отказе в иске основан на законе и материалах дела.

Доводы апелляционной жалобы не содержат указания на обстоятельства, влекущие в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения судебного постановления.

Решение суда, законность и обоснованность которого проверены по доводам апелляционной жалобы, является правильным, подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 3 июня 2024 г. по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья-председательствующий

С.С. Амосов

Судьи

Е.Б. Бадлуева

А.Л. Малиновская

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 октября 2024 г.

Судья Рычкова Н.С.

Судья-докладчик Амосов С.С.

УИД 38RS0017-01-2023-001201-92

№ 33-8657/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 октября 2024 г.

г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
в составе:

судьи-председательствующего Амосова С.С.,

судей Бадлуевой Е.Б. и Малиновской А.Л.,

при секретаре Мутиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-109/2024 по иску Хмыль С.С. к администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании выгребной ямы, канализационных сетей и смотровых колодцев, канализационных сетей от смотровых колодцев до стен многоквартирных домов бесхозяйным имуществом, возложении обязанности совершить действия по принятию на учет бесхозяйного имущества, принять меры направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей водоотведения, обеспечить коммунальной услугой по водоотведению, осуществить подключение систем внутренней канализации многоквартирного дома к центральной канализации, присуждении денежной суммы на случай неисполнения решения суда

по апелляционной жалобе Хмыль С.С.

на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 3 июня 2024 г.,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование исковых требований (л.д. 7-12, т. 1) Хмыль С.С. указал, что двухэтажные многоквартирные дома (МКД) Номер изъят и Номер изъят по <адрес изъят> в <адрес изъят> (18 квартир в каждом доме) имеют нецентрализованную систему канализации. Водоотведение жидких отходов из каждого жилого дома осуществляется через единую внешнюю канализационную сеть в выгребную яму, расположенную напротив дома Номер изъят по ул. <адрес изъят>

Сети и канализационную яму никто не обслуживает, не ремонтирует.

Выгребная яма, канализационные сети и смотровые колодцы, канализационные сети от смотровых колодцев до стен многоквартирных домов Номер изъят, Номер изъят по <адрес изъят> в <адрес изъят> не являются общедомовым имуществом, так как предназначены для обслуживания двух домов. В реестре муниципальной собственности указанные объекты не числятся, их собственник не определен.

Земельные участки под многоквартирными домами Номер изъят и Номер изъят по <адрес изъят> в <адрес изъят> не сформированы и не состоят на кадастровом учете, в связи с чем, невозможно определить границы придомовой территории, входящей в общее имущество собственников помещений в МКД.

Отсутствие организации, ответственной за эксплуатацию указанных сетей, так же как отсутствие собственника, а также гарантирующей организации может привести к отсутствию контроля над состоянием работоспособности указанных сетей, их содержанием и ремонтом, что может привести к аварии, загрязнению и отравлению почвы, воды и другим неблагоприятным последствиям для окружающей среды и человека.

Указанное бесхозяйное имущество в настоящее время фактически никем не обслуживается, на баланс какой-либо организации не передано, находится в неудовлетворительном состоянии, в связи с чем, создается угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию граждан.

Сложившаяся ситуация создает препятствия собственникам жилых помещений в многоквартирных домах Номер изъят, Номер изъят по <адрес изъят> в <адрес изъят> в надлежащем обслуживании их имущества - до внешней стены многоквартирных домов, ведет к возникновению у собственников расходов, не связанных с содержанием общего имущества.

Администрация Нижнеудинского муниципального образования должна принять меры, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей водоотведения сточных вод.

Ответчик обязан обеспечить жильцов многоквартирных домов Номер изъят, Номер изъят по <адрес изъят> в <адрес изъят> коммунальной услугой по водоотведению, а не услугой по вывозу жидких бытовых отходов (ЖБО), которая, как правило, оказывается жителям частного сектора.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 330-р утвержден перечень передаваемых в муниципальную собственность <адрес изъят> объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения Восточно-Сибирской железной дороги МПС России, расположенных в <адрес изъят>, на основании которого были переданы жилые дома, расположенные по адресу: <адрес изъят>, Номер изъят и Номер изъят, а также сети водопровода, протяженностью 8,48 км, и канализации, протяженностью 16,08 км. Однако сети водоотведения не были переданы.

Соответственно, с 6 марта 1998 г. администрации Нижнеудинского муниципального образования стало известно об отсутствии подключения многоквартирных домов Номер изъят Номер изъят по <адрес изъят> к центральной канализации и о наличии у этих многоквартирных домов выгребной ямы, канализационных сетей и смотровых колодцев, канализационных сетей от смотровых колодцев до стен многоквартирных домов.

Данный факт подтверждает бездействие ответчика в части надлежащей организации системы водоотведения многоквартирных домов Номер изъят, Номер изъят по <адрес изъят> в <адрес изъят>, расположенных на территории Нижнеудинского муниципального образования в течение 26 лет и нарушение прав истца на благоприятную окружающую среду.

Изменив предмет иска на основании статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (заявление, л.д. 243, т.1), Хмыль С.С. просил суд:

признать выгребную яму, канализационные сети и смотровые колодцы, канализационные сети от смотровых колодцев до стен многоквартирных домов Номер изъят Номер изъят по <адрес изъят> в <адрес изъят> бесхозяйным имуществом;

возложить обязанность на администрацию Нижнеудинского муниципального образования совершить действия по принятию на учет выгребной ямы, канализационных сетей и смотровых колодцев, канализационных сетей от смотровых колодцев до стен многоквартирных домов Номер изъят Номер изъят по <адрес изъят> в <адрес изъят>, как бесхозяйного имущества в соответствии с приказом Минэкономразвития России от Дата изъята Номер изъят "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу;

возложить обязанность на администрацию Нижнеудинского муниципального образования осуществлять надлежащее содержание выгребной ямы, канализационных сетей и смотровых колодцев, канализационных сетей от смотровых колодцев до стен многоквартирных домов Номер изъят Номер изъят по <адрес изъят> в <адрес изъят>, а именно принять меры, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей водоотведения сточных вод в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу;

возложить обязанность на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обеспечить Хмыль С.С., Дата изъята г.р., собственника квартиры Номер изъят <адрес изъят> коммунальной услугой по водоотведению в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу;

возложить обязанность на администрацию Нижнеудинского муниципального образования в течение одного года со дня вступления решения в законную силу осуществить подключение систем внутренней канализации многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес изъят>, к централизованной канализации;

присудить администрации Нижнеудинского муниципального образования выплачивать в пользу истца денежную сумму (астрент) на случай неисполнения решения суда в размере 10000 рублей за каждый день просрочки неисполнения решения суда с момента его вступления в законную силу до его фактического исполнению по каждому требованию отдельно.

Протокольным определением суда от 06.02.2024 (л.д. 230-231, т.1) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены собственники квартир многоквартирных домов № 58, № 60 согласно выпискам из ЕГРН.

На основании протокольного определения суда от 03.04.2024 (л.д. 96-99, т. 2) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Аква-Сервис".

Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 3 июня 2024 г. (л.д. 162-173, т.2) исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе (л.д. 212-222, т. 2) Хмыль С.С. просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение. Заявитель апелляционной жалобы считает решение суда незаконным и необоснованным, повторно приводит доводы, указанные в исковом заявлении.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, необоснованной является ссылка суда на решение суда по другому гражданскому делу № 2-1166/2023 по иску Корольковой Т.И.

Решение суда по ранее рассмотренному гражданскому делу не имеет преюдициального значения для разрешения настоящего спора, поскольку собственники квартир многоквартирных домов Номер изъят, Номер изъят не были привлечены к участию в том деле.

Обжалуемое решение суда не содержит обстоятельств, установленных по гражданскому делу № 2-1166/2023. При рассмотрении гражданского дела № 2-1166/2023 не рассматривалась система единой внешней канализационной сети.

В материалах дела отсутствовала схема единой внешней канализационной сети, подтверждающей, что она принимает стоки из двух отдельно стоящих многоквартирных домов, соответственно не может являться общедомовым имуществом.

Указанные объекты не могут относиться к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов. Ответчик обязан принять меры к постановке на учет этих объектов.

Ответчик обязан обеспечить жильцов многоквартирных домов коммунальной услугой по водоотведению, а не услугой по вывозу ЖБО, которая оказывается жителям частного сектора. Неподключение домов к центральной системе водоотведения не может лишать собственников помещений данных домов права на охрану здоровья и улучшение качества жизни путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения. Обеспечение данного права является одним из основных принципов политики в сфере водоснабжения и водоотведения.

Относительно апелляционной жалобы возражения в письменной форме не поступили.

Истец Хмыль С.С., представитель ответчика администрации Нижнеудинского муниципального образования, третьи лица Шмальц О.В., Шмальц М.А., Шмальц А.А., Фисюк К.А., Фисюк В.В., Урасова В.Т., Туровцев С.В., Тропина А.А., Тигунцев С.Е., Таранов А.К., Сундырцева Н.Ю., Сундырцев С.И., Сундырцев И.В., Соколова Е.Ю., Сергеева Н.А., Сергеев В.К., Семенов Н.В., Семенов В.Н., Семенов А.В., Саранчук Н.М., Самохин С.Д., Самохин А.Д., Самодаева Г.Ю., Самодаев П.К., Рыскулов Т.А., Рейда Ю.А., Пичуева Л.А., Пичуев И.С., Парфенова Г.С., Павлова О.С., Павлова Н.А., Мустафина Н.Ф., Мустафин Д.Н., Муллагалеев С.Д., Мироненко Ю.В., Мироненко О.И., Мироненко А.Ю., Лузина О.Н., Лузина К.Н., Королькова Т.И. Каченкова О.М., Инюшева А.Х., Инюшев А.О., Захарова С.А., Елистраткина Е.В., Елистраткин В.В., Дроздова И.С., Дроздова Е.А., Дроздов С.А., Дроздов А.С., Довгуль Г.П., Грачев Я.О., Грачев К.М., Гладилина Т.П., Волочкова Е.В., Виноградова Е.А., Виноградов А.С., Васильева О.В., Башук С.Л., Башук З.М., представители третьих лиц ООО "Аква-Сервис", ООО УК "Саяны" надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания. Сведений о причинах неявки не представлено.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений абзаца третьего пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.

Заслушав доклад судьи Амосова С.С., проверив материалы дела, рассмотрев его, согласно части 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оставила без изменения решение суда первой инстанции.

Судом установлено, из материалов дела следует, что многоквартирные жилые дома Номер изъят и Номер изъят, расположенные по адресу: <адрес изъят> включены в перечень переданных в муниципальную собственность <адрес изъят>, находившихся в федеральной собственности объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения ВСЖД МПС России, расположенных в <адрес изъят>, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от Дата изъята Номер изъят-р. (л.д. 50, т.1).

С Дата изъята истец Хмыль С.С. является собственником <адрес изъят>, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес изъят>.

Многоквартирные жилые <адрес изъят> Номер изъят, расположенные по адресу: <адрес изъят> имеют централизованное водоснабжение, при этом водоотведение всех стоков осуществляется с применением канализации, присоединенной к выгребной яме, расположенной напротив <адрес изъят>, то есть не централизовано.

Ранее Нижнеудинским городским судом <адрес изъят> было рассмотрено гражданское дело Номер изъят по иску Корольковой Т.И. к администрации Нижнеудинского муниципального образования о возложении обязанностей по принятию в муниципальную собственность единого линейного сооружения, состоящего из канализационных сетей от стен многоквартирных домов Номер изъят и Номер изъят на <адрес изъят> в <адрес изъят>, составной частью которого является выгребная яма; проведению капитального ремонта участка канализационных сетей от стены МКД Номер изъят на <адрес изъят> до смотровых колодцев; установке двух новых смотровых колодцев, расположенных напротив МКД Номер изъят на <адрес изъят>; замене магистральной трубы от смотровых колодцев до выгребной ямы; монтированию новой герметичной выгребной ямы напротив МКД Номер изъят на <адрес изъят>; присоединению канализационной сети от стены МКД Номер изъят на <адрес изъят> к централизованной системе канализации (водоотведения).

По результатам рассмотрения указанного гражданского дела Нижнеудинским городским судом Иркутской области, решением которого от Дата изъята в иске было отказано, и судом апелляционной инстанции, апелляционным определением которого от 30 января 2024 г. решение суда оставлено без изменения, было установлено, что водоотведение многоквартирных жилых домов Номер изъят и Номер изъят по <адрес изъят> в <адрес изъят> на основании канализационных наружных сетей с выгребной ямой.

Жилые дома по указанным адресам оборудованы нецентрализованной системой водоотведения. Вышеуказанные наружные канализационные сети бесхозяйными не являются, поскольку используются по прямому назначению для эксплуатации многоквартирных домов. С момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме право на общее домовое имущество, в том числе канализационные сети перешло в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Разрешая вновь возникший спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 2, 6, 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статьей 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 36, 39, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, "Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, и "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Хмыль С.С. к администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании выгребной ямы, канализационных сетей и смотровых колодцев, канализационных сетей от смотровых колодцев до стен многоквартирных домов бесхозяйным имуществом, возложении обязанности совершить действия по принятию на учет бесхозяйного имущества, принять меры направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей водоотведения, обеспечить коммунальной услугой по водоотведению, осуществить подключение систем внутренней канализации многоквартирного дома к центральной канализации, присуждении судебной неустойки на случай неисполнения решения суда, Нижнеудинский городской суд Иркутской области пришел к выводу о том, что указанные объекты не являются бесхозяйным имуществом, поскольку относятся к общему имуществу собственников многоквартирных домов.

Суд указал на отсутствие правовых оснований для возложения на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанности по обеспечению истца коммунальной услугой по водоотведению, по надлежащему содержанию выгребной ямы, канализационных сетей и смотровых колодцев до стен многоквартирных домов, поскольку организация централизованной системы водоотведения в границах поселения не является безусловной обязанностью, которая должна быть исполнена органом местного самоуправления.

Услуга по сбору и вывозу жидких бытовых отходов (ЖБО) является одной из обязанностей по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, которая может быть исполнена в рамках договора по управлению многоквартирным домом исполнителем соответствующих услуг (управляющей организацией).

Судебная коллегия согласилась с решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области об отказе в иске, поскольку выводы суда первой инстанции основаны на законе и материалах дела, соответствуют содержанию собранных доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в достаточной и взаимной связи в их совокупности.

Доводы апелляционной жалобы отклонены судебной коллегией исходя из следующего.

Действительно, в отношении истца в рамках ранее рассмотренного Нижнеудинским городским судом Иркутской области гражданского дела №2-1166/2023 по иску Корольковой Т.И. к администрации Нижнеудинского муниципального образования о возложении обязанности по принятию в муниципальную собственность единого линейного сооружения, состоящего из канализационных сетей от стен многоквартирных домов Номер изъят и Номер изъят по <адрес изъят> в <адрес изъят>, факты имеющие преюдициальное значение, не устанавливались, так как истец не был привлечен к участию в том деле.

Вместе с тем, по результатам ранее рассмотренного гражданского дела было установлено, что указанные сети водоотведения не являются бесхозяйным имуществом, поскольку относятся к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов, и не подключены к централизованной системе водоотведения.

В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, вопросы о том, является ли канализационная сеть до выгребной ямы, обслуживающая два многоквартирных дома Номер изъят и Номер изъят по <адрес изъят> в <адрес изъят> бесхозяйным имуществом и обязаны ли органы местного самоуправления организовывать централизованное водоотведение (подключение систем внутренней канализации многоквартирного дома к централизованной канализации) уже являлись предметом судебной проверки и оснований для пересмотра выводов суда, положенных в основу состоявшихся судебных постановлений, не было установлено.

В пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" содержится понятие водоотведения, которое представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (пункт 28.1 статьи 2).

Согласно пункту 9 данной статьи канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Таким образом, данным Федеральным законом регулируется именно система централизованного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; установление нормативов состава сточных вод; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1.1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Из приведенных норм не следует, что организация централизованной системы водоотведения в поселениях является обязанностью, которая должна быть исполнена в течение какого-либо определенного времени с момента введения соответствующего правового регулирования и которая может быть возложена на органы местного самоуправления в судебном порядке.

Действующее законодательство закрепляет не безусловную обязанность органов местного самоуправления по организации централизованного водоотведения, а полномочия, которые могут быть реализованы ими в данной сфере.

При этом, законодательством не исключается, что в границах различных муниципальных образований централизованной системы водоотведения (как и системы водоснабжения) может не иметься и что в этом случае применяются правила сбора и вывоза отходов, установленные для неканализированных домовладений (нецентрализованная система водоотведения).

Поэтому, развитие централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территориях поселений возможно, однако оно осуществляется в соответствии с установленным Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ порядком, согласно которому органы местного самоуправления утверждают схемы водоснабжения и водоотведения поселений (статья 38), после чего происходит утверждение инвестиционных программ, которые, в том числе должны содержать перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; график реализации мероприятий инвестиционной программы и т.д. (статья 40).

Из материалов дела следует, что схема водоснабжения и водоотведения Нижнеудинского муниципального образования (л.д. 131-154, т.2) утверждена постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 18 ноября 2015 г. № 1591 на период с 2015 по 2030 гг. На территории Нижнеудинского муниципального образования действует как централизованная система водоотведения, так и нецентрализованная система водоотведения. Централизованной канализацией охвачено лишь 52 % населения, остальная часть населения (в основном частный сектор) используют выгреба. Жилые дома Номер изъят Номер изъят по <адрес изъят> обустроены выгребами.

Водоотведение от жилых домов Номер изъят и Номер изъят по <адрес изъят> в <адрес изъят> осуществляется на основании канализационных наружных сетей с выгребной ямой, что свидетельствует о том, что жилые дома по указанным адресам оборудованы нецентрализованной системой водоотведения.

Согласно части 5 статьи 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Поскольку в приведенных положениях Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" прямо не поименован договор, подлежащий заключению между абонентом и организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией, в указанных правоотношениях необходимо руководствоваться главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок заключения договоров возмездного оказания услуг.

По смыслу приведенных норм, абонент, объекты капитального строительства которого не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключает договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов, в соответствии с которым оплачиваются услуги по собору и вывозу этих отходов.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354).

Согласно подпункту "в" пункта 4 Правил № 354 коммунальная услуга по водоотведению, которая предоставляется потребителю такой услуги, - это отведение сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.

В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 июля 2023 г. № 19731-ОГ/00 изложено разъяснение, что в случае отсутствия технологического присоединения внутридомовой системы водоотведения многоквартирного дома (далее - МКД) или жилого дома (домовладения) к централизованной сети отведения сточных вод коммунальная услуга по водоотведению (отведению сточных вод) потребителям в таком МКД или жилом доме (домовладении) не предоставляется.

Услуга по сбору и вывозу жидких бытовых отходов (ЖБО) предоставляется в отсутствие технологического присоединения внутридомовой системы водоотведения МКД или жилого дома (домовладения) к централизованной сети отведения сточных вод, коммунальной услугой по отведению сточных вод сбор и вывоз ЖБО не является, в состав коммунальных услуг не входит.

В соответствии с пунктом 2 части 1 и пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя в числе прочего плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД.

Часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет общее имущество, принадлежащее на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, согласно которой к такому имуществу относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты (пункты 3 и 4).

Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, правила содержания которого устанавливаются Правительством Российской Федерации (части 1 и 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту "д" пункта 11 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, содержание общего имущества в МКД в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения МКД включает в себя сбор и вывоз ЖБО, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в МКД.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Перечень).

Из содержания пункта 26 Перечня следует, что вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории, и вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории, включаются в состав работ по обеспечению вывоза бытовых отходов, в том числе откачке жидких бытовых отходов и являются одной из обязанностей по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Фактически в данном пункте Перечня конкретизированы работы, выполняемые в целях надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов, установленные подпунктом "д" пункта 11 Правил № 491.

Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых и жидких бытовых отходов, предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. В том случае, если септик обслуживает несколько помещений в многоквартирном доме и находится на земельном участке прилегающей к этому дому территории, то данный объект относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, в случае отсутствия технологического подключения внутридомовой системы водоотведения МКД к централизованной сети отведения сточных вод и организации сбора и вывоза ЖБО, образованных собственниками помещений МКД, коммунальная услуга по водоотведению потребителям в МКД не предоставляется, однако предоставляется услуга по сбору и вывозу ЖБО, которая входит в состав работ и услуг по содержанию общего имущества в МКД.

Данное положение распространяется и на случаи, если септик обслуживает помещения, находящиеся в двух или более многоквартирных домах и расположен в пределах земельного участка одного из таких домов, либо общей границы земельных участков многоквартирных домов.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 16, пунктом 17 Правил № 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации. Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Многоквартирные дома Номер изъят и Номер изъят, расположенные по адресу: <адрес изъят>, имеют централизованное водоснабжение, при этом водоотведение всех стоков из каждого дома осуществляется с применением единой внешней канализационной сети присоединенной к выгребной яме, расположенной напротив дома Номер изъят по <адрес изъят>

Из имеющегося в материалах дела протокола от Дата изъята общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме Номер изъят следует, что собственниками выбран способ управления - непосредственное управление многоквартирным домом; утверждены договор оказания услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД с управляющей компанией ООО "УК Саяны" и тарифы по содержанию общего имущества, текущему ремонту общего имущества, услуги по вывозу ЖБО; а также принято решение о наделении управляющей компании полномочиями представлять интересы собственников помещений в многоквартирном доме в любых государственных и негосударственных организациях, судах, органах местного самоуправления, предприятиях, учреждениях, в отношениях с физическими лицами, а также применения мер ответственности за неисполнение обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дата изъята между собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес изъят> (заказчик) и ООО "УК Саяны" (исполнитель) заключен договор на оказание услуг по содержанию и выполнения работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома, по условиям которого услуга по вывозу ЖБО входит в перечень услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, проведение которой обеспечивается исполнителем (л.д. 126-130, т.2).

При этом исполнитель в силу договора (пункт 3.2.5.) имеет право самостоятельно определить порядок, сроки и способ выполнения работ, необходимых для выполнения обязательств по данному договору, привлекать сторонние организации, имеющие необходимые навыки, оборудование, лицензии и другие разрешительные документы, к выполнению работ (услуг) по договору. Отсутствие же заключенного ООО "УК Саяны" договора на оказание услуги по вывозу ЖБО не освобождает общество от принятия мер по откачке и вывозу жидких бытовых отходов.

Принимая во внимание, что услуга по сбору и вывозу ЖБО, предоставляемая в отсутствие технологического присоединения внутридомовой системы водоотведения МКД к централизованной сети отведения сточных вод, коммунальной услугой по водоотведению не является, а за надлежащее содержание выгребной ямы ответственность перед собственниками жилых помещений несут лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанности обеспечить истца коммунальной услугой по водоотведению и осуществить надлежащее содержание выгребной ямы, канализационных сетей и смотровых колодцев, канализационных сетей от смотровых колодцев до стен многоквартирных домов Номер изъят, Номер изъят по <адрес изъят> в <адрес изъят>.

Доводы стороны истца о том, что выгребная яма, канализационные сети и смотровые колодцы, канализационные сетей от смотровых колодцев до стен многоквартирных домов Номер изъят, Номер изъят по <адрес изъят> в <адрес изъят>, расположенные за пределами внешней границы стен многоквартирных домов, не могут включаться в состав общего имущества указанных объектов, поскольку предназначены для обслуживания более чем одного, а именно двух многоквартирных домов, расположены на неразграниченном земельном участке судом во внимание не приняты, поскольку основаны на неверном истолковании норм материального права.

Кроме того, земельный участок под многоквартирным жилым домом в той части, в которой он должен быть сформирован под многоквартирный дом, является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме и принадлежит им на праве общей долевой собственности, что следует из положений статей 210, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснений пункта 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".

Собственники помещений в многоквартирном жилом доме во всех случаях являются законными владельцами и пользователями земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, независимо от формирования земельного участка и постановки на государственный кадастровый учет.

При установленных обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отказе в иске основан на законе и материалах дела.

Доводы апелляционной жалобы не содержат указания на обстоятельства, влекущие в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения судебного постановления.

Решение суда, законность и обоснованность которого проверены по доводам апелляционной жалобы, является правильным, подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 3 июня 2024 г. по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья-председательствующий

С.С. Амосов

Судьи

Е.Б. Бадлуева

А.Л. Малиновская

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 октября 2024 г.

33-8657/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Хмыль Сергей Сергеевич
Ответчики
Администрация Нижнеудинского МО
Другие
Самохин Станислав Дмитриевич
Тропина Анастасия Андреевна
Ануфриева Анна Сергеевна
Башук Сергей Львович
ООО Аква-Сервис
Муллагалеев Суфиян Давлетшович
Семенов Николай Викторович
Фисюк Виктория Викторовна
Таранов Александр Константинович
Урасова Валентина Трофимовна
Виноградова Евгения Анатольевна
Инюшев Алексей Олегович
Лузина Ксения Николаевна
Сундырцева Надежда Юсуджановна
Захарова Светлана Анатольевна
Пичуев Иван Станиславович
Елистраткин Виктор Васильевич
Семенов Александр Викторович
Саранчук Наталья Михайловна
Лузина Ольга Николаевна
Гладилина Тамара Петровна
Дроздова Екатерина Анатольевна
Соколова Елена Юрьевна
Мироненко Артем Юрьевич
Мироненко Ольга Ивановна
Самохин Алексей Дмитриевич
Сергеева Наталья Алексеевна
Сундырцев Степан Игоревич
Самодаева Галина Юрьевна
Инюшева Анисса Хабибуловна
Павлова Наталья Александровна
Королькова Татьяна Иосифовна
Сергеев Валерий Константинович
Каченкова Ольга Михайловна
Мустафин Дмитрий Небеюлович
Парфенова Галина Семеновна
Пичуева Любовь Александровна
Семенов Виктор Николаевич
Шмальц Максим Александрович
Башук Зита Мармоно
Волочкова Екатерина Васильевна
Шмальц Алена Александровна
Мустафина Нина Федоровна
Рыскулов Талант Алтынбекович
Довгуль Геннадий Петрович
Тигунцев Сергей Евгеньевич
Дроздов Станислав Анатольевич
Грачев Кирилл Михайлович
Рейда Юлия Александровна
Васильева Ольга Владимировна
Дроздов Анатолий Семенович
Самодаев Павел Константинович
Сундырцев Игорь Валерьевич
Елистраткина Елена Владимировна
Туровцев Сергей Викторович
Виноградов Александр Сергеевич
Дроздова Инга Станиславовна
Павлова Ольга Сергеевна
Мироненко Юрий Викторович
Грачев Ярослав Олегович
Шмальц Олеся Владимировна
Фисюк Константин Андреевич
ООО УК Саяны
Суд
Иркутский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.irk.sudrf.ru
09.09.2024Передача дела судье
07.10.2024Судебное заседание
18.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2024Передано в экспедицию
07.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее