Решение по делу № 33-7410/2019 от 15.08.2019

Судья Борзина К.Н.

Судья-докладчик Зубкова Е.Ю. по делу № 33-7410/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 сентября 2019 года г.Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Зубковой Е.Ю.,

судей Апхановой С.С. и Черникова Д.А.,

при секретаре Тарасенко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице уполномоченного органа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае к Мошан Наталье Викторовне о признании недействительными постановлений администрации Иркутского районного муниципального образования, истребовании земельных участков из чужого незаконного владения,

по апелляционной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 24 декабря 2018 года по данному делу,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование исковых требований указано, что земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, расположенный по адресу: <адрес изъят>, был поставлен на государственный кадастровый учет 16.06.2011 с категорией «земли сельскохозяйственного назначения». Постановлением мэра Иркутского района от 25.07.2011 № 3839 этот участок предоставлен ДНТ «Ангарские зори» для дачного строительства бесплатно в пользование до утверждения проекта организации и застройки территории и предоставления земельных участков в собственность граждан - членов товарищества. В последующем из указанного участка были выделены и образованы земельные участки с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, которые принадлежат на праве собственности ответчику. Спорные земельные участки расположены на землях лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества, Ангарская дача, квартал (данные изъяты).

Поскольку перевод земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, а также выделенных из него земельных участков из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения или земли иных категорий в установленном законодательством порядке не производился, предоставление его в собственность физическому лицу для дачного строительства противоречит разрешенному использованию земель лесного фонда, а определение в постановлении мэра Иркутского района от 25.07.2011 № 3839 категории этого земельного участка как «земли сельскохозяйственного назначения», является незаконным. Земельный участок с кадастровым номером Номер изъят расположен в пределах второго пояса санитарной охраны Ершовского водозабора - источника водоснабжения городов Иркутска, Шелехова.

Основания для предоставления земельного участка у администрации <адрес изъят> отсутствовали, члены товарищества не имели права на бесплатное получение в собственность земельных участков, расположенных в его границах.

Истец, с учетом уточнений, просил суд признать недействительными постановления администрации Иркутского районного муниципального образования о предоставлении земельных участков: от 06.06.2013 года № 2493; от 06.06.2013 № 2489; от 30.07.2013 № 3001; 06.06.2013 № 2494; истребовать у Мошан Н.В. из чужого незаконного владения в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области земельные участки: - с кадастровым номером Номер изъят, площадью 1 000 кв.м., с кадастровым номером Номер изъят, площадью 1 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес изъят>; - с кадастровым номером Номер изъят, площадью 1 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес изъят>; - с кадастровым номером Номер изъят, площадью 1 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес изъят>; - с кадастровым номером Номер изъят, площадью 1 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес изъят>; - с кадастровым номером Номер изъят, площадью 1 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес изъят>.

Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 24 декабря 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов указывает, что спорные земельные участки расположены в границах лесного фонда и находятся в федеральной собственности, они ограничены в обороте, не могут быть предоставлены в частную собственность. Земельный участок с кадастровым номером Номер изъят расположен в пределах второго пояса санитарной охраны Ершовского водозабора - источника водоснабжения городов Иркутска, Шелехова. Границы второго пояса зон санитарной охраны были утверждены в 2011 году до предоставления членам ДНТ земельных участков в собственность. Кроме того, определением Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2018 установлен факт выбытия земельного участка с кадастровым номером Номер изъят из владения Российской Федерации помимо воли собственника.

Полагает, что ответчик не может быть признан добросовестным приобретателем.

Заявитель жалобы считает необоснованным отказ в удовлетворении ходатайства о проведении по делу землеустроительной экспертизы.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу администрации Иркутского районного муниципального образования решение суда оставить без изменения.

Ответчик Мошан Н.В., третьи лица администрация Иркутского районного муниципального образования, Березовская И.И., Березовский В.В., Винокурова М.А., Карипанов И.А., ДНТ «Ангарские зори», будучи надлежащим образом извещенными о дате и времени слушания дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав доклад судьи Зубковой Е.Ю., объяснения представителя истца Селезнёвой М.А., представителя третьего лица министерства лесного комплекса Иркутской области Багдасарян А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.

В силу статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (пункт 1). Права всех собственников защищаются равным образом (пункт 4).

Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли (пункт 1 статьи 302).

Виндикационный иск является требованием не владеющего вещью собственника к владеющему несобственнику о возврате ему вещи.

Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению судом по данной категории споров, являются: наличие (отсутствие) права собственности лица, обратившегося с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения; выбытие имущества из владения собственника или из владения лица, которому оно было передано собственником во владение, по воле или помимо их воли; возмездность (безвозмездность) приобретения имущества; наличие у незаконного владельца статуса добросовестного приобретателя, обусловленного тем, что он не знал и не должен был знать о том, что имущество приобретено у лица, не имевшего права на его отчуждение.

Судом установлено, что ДНТ «Ангарские зори» на основании постановления администрации Иркутского районного муниципального образования № 3839 от 25.07.2011 предоставлен земельный участок общей площадью 300 000 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером Номер изъят, расположенный по адресу: <адрес изъят> для дачного строительства, бесплатно в пользование на срок до утверждения проекта организации и застройки территории и предоставления земельных участков в собственность граждан - членов товарищества.

Данный участок поставлен на государственный кадастровый учет 16.06.2011 с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В последующем из указанного участка были выделены (образованы) отдельные земельные участки, в том числе и земельные участки с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят.

Мошан Н.В. принадлежат земельные участки:

- с кадастровым номером Номер изъят, площадью 1 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес изъят>

- с кадастровым номером Номер изъят, площадью 1 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес изъят>

- с кадастровым номером Номер изъят, площадью 1 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес изъят>

- с кадастровым номером Номер изъят, площадью 1 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес изъят>

- с кадастровым номером Номер изъят, площадью 1 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес изъят>

- с кадастровым номером Номер изъят, площадью 1 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес изъят>

Участки отнесены к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства.

Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь положениями ст. ст. 209, 301-304 Гражданского кодекса Российской Федерации о правомочиях собственника имущества, о способе защиты его прав путем истребования имущества из чужого незаконного владения, ст. ст. 6, 8 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации о статусе лесных участков и порядке распоряжения ими, применив положения Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель», а также оценив собранные по делу доказательства на основании статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения виндикационного иска не имеется. В силу установленного Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ приоритета сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра, спорные участки признаются относимыми к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Учитывая, что право собственности ответчика на спорные земельные участки возникло до 1 января 2016 года, эти участки не подлежат передаче в лесной фонд, ответчик в силу закона признается добросовестным приобретателем, суд пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.

11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель».

Принятие данного закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра.

Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).

Кроме того, в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости. Данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (статья 5 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ).

Толкование положений действующего законодательства, исходя из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, при котором допускается возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.2017 № 1795-О, приведет к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.

В данном случае, нет оснований считать ответчика недобросовестным приобретателем земельных участков по смыслу Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ. Получая земельные участки, граждане (члены садоводства «Ангарские зори») добросовестно полагались на сведения из Единого государственного реестра недвижимости, в которых, в том числе, содержались сведения о кадастровых границах участка, предоставленного для ДНТ «Ангарские зори».

Если ранее таким сведениям не отдавался приоритет, что отражалось в правоприменительной практике, то с принятием названного Федерального закона такому приоритету была придана обратная сила. Этот подход законодателя направлен на соблюдение баланса прав и законных интересов публично-правовых образований и граждан, и с другой стороны - на признание особой значимости государственной системы регистрации (укрепления) прав, на закрепление за ней универсального характера (приоритета) и свойства достоверности, обеспечивать которую должны не граждане, добросовестно реализовывающие свои права на приобретение земельных участков у публично-правовых образований, а уполномоченные государственные органы.

Доводы апелляционной жалобы о нахождении спорных земельных участков в границах второго контура Ершовского водозабора, не могут привести к удовлетворению виндикационных требований Российской Федерации в лице органа, уполномоченного на управление землями лесного фонда.

Предусмотренные подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения на оборот земельных участков, расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не предполагают безусловного включения земельных участков в категорию разграниченных земель федеральной собственности.

Кроме того, доказательств, достоверно подтверждающих право собственности Российской Федерации на истребуемые у ответчика земельные участки, факт наложения этих участков на землях лесного фонда, в материалы дела не представлено.

С учетом обстоятельств приобретения ответчиком спорных земельных участков, требований материального закона, применяемых при разрешении возникшего спора, субъектного состава лиц, участвующих в деле, характера заявленных исковых требований, судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения иска отсутствуют.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат указания на обстоятельства, которые в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут служить основанием для отмены либо изменения судебного постановления.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Иркутского районного суда Иркутской области от 24 декабря

2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья-председательствующий:

Е.Ю. Зубкова

Судьи:

С.С. Апханова

Д.А. Черников

33-7410/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае
Ответчики
Мошан Наталья Викторовна
Другие
Березовская Инна Игоревна
Администрация Иркутского районного муницпального образования
ДНТ Ангарские зори
Березовский Владимир Викторович
Винокурова Мария Александровна
Карипанов Игорь Александрович
Министерство лесного комплекса Иркутской области
Суд
Иркутский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
16.08.2019Передача дела судье
25.09.2019Судебное заседание
07.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2019Передано в экспедицию
25.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее