Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 октября 2017 года город Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе
председательствующего Феоктистова Д.Н.,
при секретаре Афанасьевой Т.Г.,
с участием:
помощника Киреевского межрайонного прокурора Гамкрелидзе Г.С.,
лица, в интересах которого заявлен иск Хайруллиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1196/2-17 по иску Киреевского межрайонного прокурора, действующего в интересах Хайруллиной А.В., Абразумовой В.А., к администрации муниципального образования Приупское Киреевского района о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение,
у с т а н о в и л :
в ходе проведённой Киреевской межрайонной прокуратурой проверки исполнения жилищного законодательства Российской Федерации в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда и законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан администрацией муниципального образования Приупское Киреевского района установлено, что муниципальное образование Приупское Киреевского района принимает участие в реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Тульской области с учётом необходимости развития малоэтажного строительства в Тульской области на 2013-2017 годы», разработав муниципальную адресную программу.
Собственники квартиры 4 в доме 17 по улице Победы посёлка Головлинский Киреевского района Тульской области Хайруллина А.В. и Абразумова В.А. обратились с письменным заявлением на имя главы администрации муниципального образования Приупское Киреевского района по вопросу включения их жилого дома в муниципальную программу по переселению из аварийного жилищного фонда.
Однако администрация муниципального образования Приупское Киреевского района не приняла меры к включению в муниципальную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда жилого дома 17 по улице Победы посёлка Головлинский Киреевского района Тульской области, ссылаясь на невозможность установления места нахождения собственников жилых помещений в указанном доме.
По мнению Киреевского межрайонного прокурора, поскольку вышеуказанный жилой дом признан непригодным для проживания, он подлежал обязательному включению в муниципальную программу.
В иске Киреевский межрайонный прокурор просит обязать администрацию муниципального образования Приупское Киреевского района предоставить Хайруллиной А.В. и Абразумовой В.А. равнозначное жилое помещение взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.
Лицо, в интересах которого заявлен иск Абразумова В.А. в суд не явилась.
Ответчик администрация муниципального образования Приупское Киреевского района своего представителя в суд не направила.
О времени и месте судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом.
В письменном отношении ответчик исковые требования не признаёт.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
Помощник Киреевского межрайонного прокурора Гамкрелидзе Г.С. и лицо, в интересах которого подан иск Хайруллина А.В. в суде исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Выслушав объяснения вышеуказанных участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 40 (части 2, 3) Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» настоящий Федеральный закон в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путём создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и её деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В целях реализации данного Федерального закона постановлением Правительства Тульской области от 19 ноября 2013 года № 660 утверждена государственная программа Тульской области «Обеспечение качественным жильём и услугами ЖКХ населения Тульской области».
Подпрограммой данной программы является региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Тульской области с учётом необходимости развития малоэтажного строительства в Тульской области на 2013-2017 годы».
Основной целью региональной адресной программы является: снижение доли аварийного жилья в жилищном фонде муниципальных образований на территории Тульской области.
Задачами Программы является:
переселение граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации до 1 января 2012 года;
расселение всех многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации до 1 января 2012 года;
ликвидация аварийного жилищного фонда, включённого в Программу, в течение 2013-2017 годов;
оптимизация развития территорий, на которых расположен расселяемый жилищный фонд, признанный таковым до 1 января 2012 года в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации.
Как следует из материалов дела, постановлением главы муниципального образования Приупское Киреевского района от 20 декабря 2013 года № 188 утверждена муниципальная адресная Программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования Приупское Киреевского района на 2013-2017 годы фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.
Постановлением главы муниципального образования Приупское Киреевского района от 30 октября 2014 года № 78 утверждена муниципальная адресная Программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования Приупское Киреевского района на 2015-2017 годы фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2012 года.
Ка установлено судом, Хайруллина А.В. и Абразумова В.А. являются собственниками (по 1/2 доле каждая) жилого помещения – квартиры № общей площадью 26,7 кв.м в <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданными 12 января 2006 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Тульской области.
Постановлением главы администрации муниципального образования Киреевский район от 10 сентября 2001 года № 787 многоквартирный жилой дом под № <адрес> признан непригодным для постоянного проживания.
В соответствии с постановлением главы муниципального образования Приупское Киреевского района от 20 декабря 2013 года № 188 утверждена муниципальная адресная Программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования Приупское Киреевского района на 2013-2017 годы фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, дом 17 по улице Победы посёлка Головлинский Киреевского района Тульской области был включён в программу переселения граждан по этапу 2014 года.
В связи с тем, что установить местонахождение собственников жилого помещения, подлежащего сносу, не представилось возможным, данное помещение исключено из муниципальной адресной программы.
26 августа 2016 года собственники квартиры № в <адрес> Хайруллина А.В. и Абразумова В.А. обратились с письменным заявлением на имя главы администрации муниципального образования Приупское Киреевского района по вопросу включения их жилого дома в муниципальную программу по переселению из аварийного жилищного фонда.
По мнению суда, отсутствие сведений о собственниках жилых помещений не является препятствием для включения указанного выше жилого помещения в муниципальную адресную программу.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3,5 - 9 настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно частям 2, 7, 8 статьи 32 ЖК РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учётом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причинённые собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несёт в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретенияв собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Суд полагает, что обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ, в силу части 3 статьи 16 которого переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Анализируя приведённую выше совокупность доказательств и правовых норм, суд приходит к убеждению в том, что поскольку с момента признания <адрес> до настоящего времени орган местного самоуправления в лице администрации муниципального образования Приупское Киреевского района не предприняло мер, предусмотренных частью 10 статьи 32 ЖК РФ, указанный выше аварийный многоквартирный жилой дом включён в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, Хайруллина А.В. и Абразумова В.А. имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.
Собственники квартиры № в <адрес> Хайруллина А.В. и Абразумова В.А. выбрали способ реализации своих жилищных прав – предоставление благоустроенного жилого помещения.
Частью 1 статьи 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, снованием для которого является обращение к нему граждан в связи с обеспечением права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
С учётом изложенного исковые требования подлежат удовлетворению.
По приведённым выше мотивам суд находит неправильными доводы ответчика в обоснование своих возражений относительно иска.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Киреевского межрайонного прокурора, действующего в интересах Хайруллиной А.В., Абразумовой В.А., удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Приупское Киреевского района предоставить Хайруллиной А.В. и Абразумовой В.А. равнозначное жилое помещение взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания – <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делим Тульского областного суда путём подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий