Дело №, 2-4768/2021
Судья ФИО1 И.М.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Махачкала 16 сентября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего ФИО13
судей ФИО12 и ФИО10,
при секретаре судебного заседания ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 и ФИО11 в лице ФИО4 на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>.
Заслушав доклад судьи ФИО12, пояснения представителя ГУ МЧС России по Республике Дагестан ФИО5, просившего об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО1 и ФИО11 обратились в суд с иском к ГУ МЧС России по Республике Дагестан, жилищной комиссии ГУ МСЧ России по Республике Дагестан о восстановлении права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в составе семьи своего отца ФИО7, отмене решения ЖК ГУ МЧС России по РД, оформленного протоколом № от <дата>, обязании ЖК МЧС России по РД восстановить их на жилищном учете. В обоснование указали, чтоони являются детьми и членами семьиФИО7, который до<дата> проходил службу в пожарной части№ ФГКУ "Отряд федеральной противопожарной службы поРД МЧС России и был уволен с военной службы по достижении предельного возраста. До увольнения со службы их отец, мать, а также сами истцы ФИО2, <дата> г.р. и ФИО1, <дата> г.р. были приняты на учет нуждающихся в получении постоянного жилого помещения в форме обеспечения единовременной социальной выплаты (далее ЕСВ). В августе 2019г. в связи с подошедшей очередностью получения ЕСВ отец обновил необходимые документы. Между тем согласно протоколу заседания комиссии ГУ МЧС России по РД по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Федеральной Противопожарной Службы Государственной противопожарной службы единовременной социальной выплаты№ от <дата> истцы были исключены из состава его семьи на получение ЕСВ и сняты с учета нуждающихся в получении ЕСВ как члены семьи в связи с достижением ими 23 лет. Считают данное решение незаконным, так как они,будучи признанными в 2013 году нуждающимися в получении ЕСВ как члены семьисвоего отца, продолжают проживать вместе с ним не перестают быть членами его семьи, их вины в том, что их отцаи их самих, как членов его семьи, своевременно, до достижения ими возраста 23 лет, не обеспечили ЕСВ на приобретение или строительство жилого помещения не имеется.
Решением Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> в удовлетворении исковых требований ФИО1 и ФИО11 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 и ФИО11 в лице представителя ФИО6 просят отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность, указывают, что, несмотря на достижение ими 23 летнего возраста, они продолжают проживать вместе с отцом и матерью, являются членами одной семьи, ведут общее хозяйство, имеют постоянную регистрацию по одному месту жительства, в связи с чем были необоснованно исключены из состава членов семьи своего отца; в результате принятия оспариваемого решения от <дата> их отец получил ЕСВ в меньшем размере, чем причиталась ему по закону; судом не приняты во внимание положения статей 31, 51, 56, 69 Жилищного кодекса РФ, разъяснения вышестоящего суда, правовая позиция Конституционного Суда РФ.
Определением суда первой инстанции от <дата> ФИО11 восстановлен срок на подачу апелляционной жалобы на указанное решение суда.
Определением суда первой инстанции от <дата> ФИО1 восстановлен срок на подачу апелляционной жалобы на указанное решение суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, что ФИО7, проходивший службу в пожарной части№ ФГКУ "Отряд федеральной противопожарной службы поРД МЧС России, приказом до<дата> был уволен с военной службы по достижении предельного возраста.
Согласно выписке из протоколазаседания комиссии Главного управления МЧС России по РД по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Федеральной Противопожарной Службы Государственной противопожарной службы единовременной социальной выплаты (далее – ЕСВ) № от <дата> ФИО7 и члены его семьи: супруга ФИО14, дочь ФИО11, <дата> г.р. и ФИО1, <дата> г.р., были приняты на учет нуждающихся в получении постоянного жилого помещения в форме ЕСВ.
Согласно протоколу заседания комиссии Главного управления МЧС России поРД по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Федеральной Противопожарной Службы Государственной Противопожарной Службы единовременной социальной выплаты№ от <дата> истцы по настоящему делу ФИО11 и ФИО1 были сняты с учета в связи с достижением ими 23 лет на основании п.2 Правил предоставления ЕСВ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № от <дата>
Приказом МЧС России от<дата> № «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения»с учетом Приложения №, ФИО7 предоставлена ЕСВ в размере 2259391, 05 руб. без учета истцов.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ от <дата> "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 данного федерального закона.
В силу ч.5 ст.4 указанного федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно пункта 3 части 2 статьи 1 Федерального закона N 283-ФЗ членами семьи сотрудника являются несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от<дата> № утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее – Правила). В силу вышеприведенных Правил членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона.
Согласно пункту 5 Правил для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данным пунктом определен перечень документов, прилагаемых к заявлению, в том числе, справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 15 Правил в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
Приказом МЧС России от<дата> № утвержден Порядок формирования и работы в МЧС России комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее Порядок).
Комиссии в целях выполнения возложенных на них функций ежегодно, до 1 февраля, а также при подготовке предложений о предоставлении единовременной социальной выплаты, проводят уточнение сведений о сотрудниках (гражданах), состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты, с внесением соответствующих изменений в Книгу учета и учетные дела сотрудников (граждан); осуществляют подготовку информации о сотрудниках (гражданах), состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты, снятии их с указанного учета ежегодно, до 10 февраля года, следующего за отчетным, и представление в установленном порядке в МЧС России для последующего направления в Министерство финансов Российской Федерации (раздел III пункт 8 Порядка).
Из вышеприведенных правовых норм усматривается, что членами семьи сотрудника являются <.> дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Данная норма закона носит императивный характер и не содержит какие-либо исключения из нее.
Это означает, что трудоспособные дети сотрудника по достижении ими 18 лет, а трудоспособные дети, которые обучаются в образовательных организациях по очной форме обучения, по достижении 23 лет, теряют статус лиц, на которых распространяется действие названного закона, за исключением случаев, если они являются инвалидами, ставшими таковыми до достижения ими возраста 18 лет.
В судебном заседании установлено, что на момент принятия комиссией решения о выплате ФИО7 ЕСВ истцы достигливозраста 23 лет, т.е. возраста, по достижении которого они утрачивает статус члена семьиФИО7, на которого распространяется действие названного закона.
Отсюда следует, что жилищная комиссия ГУ МСЧ России по Республике Дагестан имела предусмотренное законом основание для исключения истцовиз числа членов семьи истца, на который он вправе претендовать на получение единовременной выплаты.
В связи с изложенным суд пришел к правомерному выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных истцами требований, с которым суд апелляционной соглашается.
Судебная коллегия не может признать обоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку в период нахождения истцов на жилищном учете единовременная социальная выплата ими не была получена, то и в случае достижения ими возраста 23 лет они должны продолжать оставаться на учете вплоть до получения единовременной социальной выплаты.
Согласно вышеприведенным нормативным положениям закона, Правил и приказа МЧС РФ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного руководителя, и из них не следует, что решение вопроса о предоставлении единовременной выплаты зависит от размера бюджетных ассигнований, выделяемых на эти цели. Закон также не содержит норму права, которая определяет время, в течение которого сотруднику должна быть предоставлена выплата.
Поэтому, доводы апелляционной жалобы о том, что их права на получение выплаты нарушены тем, что ответчик своевременно не разрешил вопрос о выделении им выплаты, не основаны на законе.
Кроме того, сами истцы не являлись получателями единовременной социальной выплаты.
Согласно вышеприведенным нормативным положениям решение руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, о предоставлении единовременной выплаты оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
В случае изменения сведений, которые содержатся в документах, представляемых сотрудником, а также в случае изменения условий, на основании которых сотрудник имеет право на получение единовременной выплаты, сотрудник представляет в комиссию обновленные документы, подтверждающие произошедшие изменения, и если основания для получения сотрудником единовременной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учета.
Это означает, что сведения о сотруднике, исходя из которых он был принят на учет для получения единовременной выплаты, в том числе и сведения о членах его семьи, не являются постоянными и неизменными весь период нахождения сотрудника на данном учете и получения выплаты, они подлежат постоянной проверке и уточнению, и если сведения о сотруднике, в том числе и сведения о членах его семьи, перестали соответствовать требованиям вышеуказанных норм, эти сведения подлежат приведению в соответствии с требованиями этой нормы закона, вплоть до снятия сотрудника с учета.
При этом соответствие сведений о сотруднике, в том числе и о членах его семьи, проверяется вплоть до принятия решения о предоставлении выплаты, и решение о предоставлении выплаты также принимается с учетом членов семьи, отвечающих требованиям Закона.
Таким образом, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, судом первой инстанции нарушений требований закона, влекущих отмену судебного решения, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеприведенные выводы суда апелляционной инстанции, а сводятся к иной оценке фактических обстоятельств дела и направлены на иное толкование норм материального права. Ссылка на положения Жилищного кодекса РФ также не влечет отмену решения суда, поскольку в настоящем деле рассматривается вопрос о восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, в связи с чем подлежат применению специальные нормативные правовые акты, регулирующие данные правоотношения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.
ФИО8ФИО13
ФИО9ФИО12
ФИО10