Дело № 5-740/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Печинина Л.А.,
рассмотрев 31 января 2021 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Сорвачева ФИО6, 20<данные изъяты>,
установил:
31.01.2021 к производству суда поступило дело об административном правонарушении в отношении Сорвачева А.И. по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу об административном правонарушении, 31.01.2021 в период времени с 12 часов 05 минут до 12 часов 10 минут Сорвачев А.И., являясь участником публичного мероприятия проводимого в форме митинга, не согласованного с Администрацией МО ГО «Сыктывкар» на ..., при массовом присутствии людей, высказывал лозунги, выражал свое мнение по поводу актуальных проблем политического и социального характера, не выполнил законные требования сотрудников полиции о прекращении участия в проводимом, не согласованном публичном мероприятии, чем нарушил пункт 1 части 3 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 года (с дополнениями и изменениями) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В судебном заседании Сорвачев А.И. обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении не оспаривал. Подтвердив свое участие в массовом публичном мероприятии, указал, что, зная о том, что его проведение 31.01.2021 в установленном порядке не согласовано, при этом состоится, пояснил, что пришел на площадь, полагая, что вправе присутствовать на нем и высказать свою позицию относительно происходящих событий в стране.
Выслушав Сорвачева А.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», которым в рамках организации публичного мероприятия предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности, на что указано в статье 4 данного Закона.
Законом о публичных мероприятиях предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, позволяющий органам власти принять разумные и необходимые меры для реализации конституционного права граждан на проведение публичного мероприятия в условиях, обеспечивающих соблюдение интересов государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц (пункт 1 часть 4 статьи 5).
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Закона о публичных мероприятиях уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона № 54-ФЗ).
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.10.2013 № 1618-О, от 24.10.2013 № 1619-О, Федеральный закон № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона № 54-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); 2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; 3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
С учетом приведенных положений, действия Сорвачева А.И.., свидетельствующие о том, что он как участник не согласованного с администрацией города Сыктывкара публичного мероприятия не выполнил действия сотрудников полиции прекратить противоправные действия, зная о том, что проведение мероприятия не согласовано, содержат состав вменяемого правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении, рапортами сотрудников полиции, объяснениями сотрудников полиции, письмом администрации МО ГО «Сыктывкар», и другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из письма администрации МО ГО «Сыктывкар» от 29.01.2021 №06/2-21 следует, что уведомлений от граждан РФ, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений о проведении 31.01.2021 публичного мероприятия в адрес АМО ГО «Сыктывкар» не поступало, и согласовано не было.
Из объяснений сотрудника полиции Сучкова Е.А. установлено, что до лиц, находившихся на ..., была доведена информация о несогласовании публичного мероприятия и указано на то, что участие лиц в массовом мероприятии является нарушением требований законодательства. Требования прекратить участие в публичном мероприятии и разойтись оставлены без внимания.
Фактические обстоятельства нашли свое подтверждение в объяснениях присутствовавшего на ... сотрудника полиции Подорова Д.И., указавшего, что данная информация до граждан присутствовавших на Театральной площади через громкоговоритель была доведена. Несмотря на предупреждения и требования разойтись, Сорвачев А.И., принимая участие в публичном мероприятии, кричал речевки политического характера, на требования сотрудников полиции не реагировал. Указанные обстоятельства по делу нашли свое подтверждение в рапорте сотрудника полиции Подорова Д.И.
Доводы привлекаемого лица, в которых он, не оспаривая доведение до участников публичного мероприятия сведений о его несогласованности и с учетом изложенного его проведение в нарушение требований закона, указал, что данное предупреждение не расслышал, поскольку сам громко разговаривал, не могут быть приняты во внимание в качестве основания для освобождения Сорвачева А.И. от административной ответственности, поскольку, как пояснил сам Сорвачев А.И. в судебном заседании, о несогласованности публичного мероприятия ему было известно еще накануне, но он посчитал, что вправе прийти на площадь и мирно высказать свою позицию.
Как установлено в судебном заседании, требования сотрудников о прекращении противоправных действий до лиц, участвующих в публичном мероприятии, в том числе до Сорвачева А.И., доведены.
Исходя из фактических обстоятельств, с учетом представленных доказательств, пояснений лица, привлекаемого к административной ответственности, нахожу вину Сорвачева А.И. в совершении вмененного административного правонарушения установленной.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Обстоятельств, предусмотренных статьями 24.5 и 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих прекращение производства по делу, не имеется.
Санкция части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
В соблюдение требований статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения, личности виновного лица, ранее не привлекавшегося к административной ответственности, учитывая его семейное положение, суд считает необходимым назначить Сорвачеву А.И. административное наказание в виде административного штрафа в пределах санкции части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать Сорвачева ФИО7 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть его административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 10 дней со дня вручения копии постановления.
Судья Л.А. Печинина