Дело № 3а-97/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Курганский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пшеничникова Д.В.
при секретаре Булгаковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 8 апреля 2019 г. в г. Кургане Курганской области административное дело по иску Акционерного общества «Н» к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном рыночной,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Н», Общество) 18 марта 2019 г. обратилось в Курганский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об установлении кадастровой стоимости земельного участка, в размере, равном рыночной.
В обоснование административного иска АО «Н» указывало, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 28 октября 2018 г., кадастровая стоимость земельного участка составляет 396 582 руб.
Согласно отчету ИП К от 26 ноября 2018 г. рыночная стоимость земельного участка составила 155 100 руб.
Заявление АО «Н» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> к рассмотрению принято не было по причине, как указано в уведомлении комиссии, истечения 5-летнего срока с даты внесения результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в реестр недвижимости.
Ссылаясь на нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», гл. 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Общество просило установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, в сумме 155 100 руб., а также возложить на административного ответчика обязанность внести в государственный реестр недвижимости сведения о новой кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
По инициативе суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «М», выступающий арендатором с правом выкупа и залогодержателем недвижимого имущества, кадастровая стоимость которого оспаривается административным истцом по настоящему иску.
В судебном заседании представитель АО «Н» Н.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования административного иска в части оспаривания кадастровой стоимости поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении; на требованиях о возложении обязанности по внесению сведений в ЕГРН не настаивала.
Представитель административного ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В письменном отзыве на административный иск представитель по доверенности Н.А. разрешение заявленных требований оставляла на усмотрение суда, ходатайствуя о рассмотрении дела без участия представителя.
Представитель административного соответчика - Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на административный иск представитель по доверенности М.В. разрешение заявленных требований в части оспаривания кадастровой стоимости оставила на усмотрение суда, требования в части возложения обязанности считала нормативно не обоснованными и не подлежащими удовлетворению; ходатайствовала об исключении Управления из числа административных ответчиков и рассмотрении административного дела в отсутствие представителя.
Представитель заинтересованного лица – ООО «М» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в письменном отзыве на административный иск представитель - исполнительный директор ООО «М» Е.Н. выразила согласие с заявленными требованиями, ходатайствуя о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя Общества.
В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, АО «Н» на праве собственности, принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для производственных нужд, площадью <...> кв.м, расположенный по почтовому адресу ориентира: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от 23 октября 2018 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, составляет 396 582 руб.
7 декабря 2018 г. АО «Н» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Уведомлением комиссии от 13 декабря 2018 г. АО «Н» сообщено о непринятии его заявления ввиду, как указано в уведомлении, пропуска 5-летнего срока на обращение, истекшего с даты внесения результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в Единый государственный реестр недвижимости (1 ноября 2011 г.).
18 марта 2019 г. АО «Н» обратилось с настоящим административным иском в Курганский областной суд.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости. Причем, сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии со ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (подлежащего применению в спорных правоотношениях, возникших до 1 января 2017 г., в соответствии с ч. ч. 6, 7 ст. 24 Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке») для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен предварительный порядок обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, который является обязательным досудебным порядком урегулирования спора.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» о соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и нерассмотрения ею заявления в установленный законом срок.
С заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ). Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости (п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28).
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, АО «Н» в своем административном исковом заявлении ссылается на несоответствие внесенной в государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, указывая, что кадастровая стоимость земельного участка применяется для определения величины земельного налога, в связи с чем установление конкретного размера кадастровой стоимости земельного участка затрагивает права истца, как собственника имущества, вынужденного нести бремя повышенной налоговой нагрузки.
Суд приходит к выводу, что административный истец, которым соблюдены требования федерального закона о досудебном порядке обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 г. № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территорий Курганской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в разрезе земельных участков по Курганской области по состоянию на 1 января 2010 г.
Принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером № в перечень объектов, в отношении которых по состоянию на 1 января 2010г. данным нормативным правовым актом утверждена их кадастровая стоимость, не вошел.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» закреплен порядок определения кадастровой стоимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
Как следует из материалов административного дела, земельный участок с кадастровым номером № был образован в 2011 г., поставлен на государственный кадастровый учет 1 ноября 2011 г., что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
На основании изложенного, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, как вновь образованного земельного участка, может быть определена по состоянию именно на указанную дату - 1 ноября 2011 г.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно отчету ИП К от 26 ноября 2018 г. № рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 ноября 2011 г. составляла 155 100 руб., что значительно меньше его кадастровой стоимости.
Отчет оценщика содержит подробное описание проведенного исследования. Оценщик, составивший отчет, руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральными стандартами оценки.
Отчет составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости, рыночная стоимость земельного участка определена оценщиком на правильную дату оценки – 1 ноября 2011г., по состоянию на которую в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» подлежит установлению кадастровая стоимость объекта оценки.
Достоверность выводов указанного отчета об определении рыночной стоимости земельного участка, участвующие в деле лица не оспаривают, ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы ими не заявлено, доказательств, опровергающих обоснованность заявленных АО «Н» требований, представителями государственных органов власти (ч. 5 ст. 247 КАС РФ), а также заинтересованным в исходе дела арендатором земли суду не представлено.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать выводы отчета об оценке недостоверными и не принимать его в качестве допустимого и достоверного доказательства по настоящему административному делу.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных АО «Н» административных исковых требований в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере, равном его рыночной стоимости, определенной согласно отчету ИП К от 26 ноября 2018 г. №, в сумме 155 100 руб.
Вместе с тем, в удовлетворении требований АО «Н» о возложении на административного ответчика обязанности внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости судом отказывается.
Положения ст.ст. 65, 66 ЗК РФ и Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентируют материальное основание, а нормы КАС РФ – процессуальный порядок реализации права лица определить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной, однако реализация данного права не означает, что у административного истца само по себе возникает право в порядке административного судопроизводства требовать от органов власти и иных органов и организаций, наделенных отдельными государственными или иными полномочиями, исполнения обязанностей, не обусловленных их противоправными решениями, действиями либо бездействием.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра судом, выступает решение суда, вступившее в законную силу.
Таким образом, вступившее в законную силу решение суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном рыночной, будет является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
При этом возложения на орган, осуществляющий ведение Единого государственного реестра недвижимости, дополнительной обязанности исполнения судебного акта не требуется.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований АО «Н» в части возложения на административных ответчиков обязанности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №.
Судом отказывается в удовлетворении заявленного представителем Управления Росреестра по <адрес> ходатайства об исключении указанного лица из числа административных соответчиков по делу, поскольку удовлетворение настоящим судебным решением административных требований АО «Н» каких-либо последствий, в том числе финансовых, определяемых процессуальным положенъием лица в административном судопроизводстве, непосредственно для Управления Росреестра по <адрес>, формально выступающим по настоящему административному делу в процессуальном статусе административного соответчика, не влечет.
Пропуск АО «Н» срока для обращения в Комиссию не свидетельствует об утрате им права на обращение в суд с иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка при условии сохранения права на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для целей, установленных земельным законодательством.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
В связи с установлением Федеральным законом об оценочной деятельности обязательного досудебного порядка урегулирования спора для юридических лиц, датой подачи заявления для указанных лиц является дата их обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Руководствуясь статьями 175-179, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░», ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> 7 ░░░░░░░ 2018 ░., ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ <...> ░░.░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 155 100 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░