Дело № 12-244/2024 Судья: Самусенко Е.В.
Р Е Ш Е Н И Е
город Челябинск 13 июня 2024 года
Судья Челябинского областного суда Малкова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу главы Саккуловского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области ФИО7. на постановление судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 11 декабря 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Саккуловского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 11 декабря 2023 года администрация Саккуловского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (далее – администрация Саккуловского сельского поселения) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и с учетом части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
В жалобе, поданной в Челябинский областной суд, глава Саккуловского сельского поселения ФИО8 просит отменить постановление судьи, указывая на отсутствие вины, ссылаясь на проведение всех необходимых и возможных действий по исполнению решения суда за установленные критически короткие сроки.
Представители администрации Саккуловского сельского поселения, МСОСП по ОВИП ГУФССП России по Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, ходатайств об отложении дела суду не направили. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от одного миллиона до трех миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу части 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему названным законом.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу 26 января 2021 года решением Сосновского районного суда Челябинской области от 16 декабря 2020 года на администрацию Саккуловского сельского поселения возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать водонапорную башню в д. Смолино приспособлением для отбора воды пожарной техникой в любое время года и предусмотреть для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни автономным резервным источником электропитания; оборудовать наружным противопожарным водоснабжением населенные пункты д. Большое Таскино, д. Смольное (ул. Луговая, ул. Тополинная), д. Чишма (ул. Этимганова); на территории д. Большое Таскино к естественному водоисточнику (оз. Калды), к естественному водоисточнику (оз. Агачкуль) устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами на менее 12 м на 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
Исполнительный лист выдан 23 мая 2022 года, поступил в МСОСП по ОВИП ГУФССП России по Челябинской области 15 июня 2022 года.
17 июня 2022 года судебным приставом-исполнителем Урсаевой В.А. возбуждено исполнительное производство № № в отношении должника – администрации Саккуловского сельского поселения. Должнику установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, либо с момента извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Урасаевой В.А. от 30 июня 2022 года с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 12 августа 2022 года.
12 августа 2022 года администрацией в адрес службы судебных приставов направлено письмо о принятых мерах по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Урсаевой В.А. от 15 сентября 2022 года должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 21 октября 2022 года.
17 октября 2022 года администрацией в адрес службы судебных приставов направлено письмо о принятых мерах по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Урсаевой В.А. от 20 декабря 2022 года должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 31 января 2023 года.
Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Мынта А.Г. от 16 мая 2023 года администрация Саккуловского сельского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Постановлением судебного пристава-исполнителя Урсаевой В.А. от 05 июня 2023 года должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 14 июля 2023 года.
22 августа 2023 года администрацией в адрес службы судебных приставов направлено письмо о принятых мерах по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Ввиду неисполнения содержащегося в исполнительном документе требования в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, 28 сентября 2023 года в отношении администрации Саккуловского сельского поселения составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ подтвержден совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств: постановлением о возбуждении исполнительного производства, постановлением о взыскании исполнительного сбора по исполнительному производству неимущественного характера, постановлением по делу об административном правонарушении, протоколом об административном правонарушении, постановлениями о назначении нового срока исполнения и иными материалами дела.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Бездействие администрации Саккуловского сельского поселения правильно квалифицировано по части 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями законодательства об исполнительном производстве и КоАП РФ.
Ссылки в жалобе на описание частичного исполнения требований судебного акта не являются основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности и не свидетельствуют о принятии всех мер по исполнению решения суда.
Уважительными причинами неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок являются чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П).
Такие уважительные причины при рассмотрении дела не усматриваются.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьями норм КоАП РФ не свидетельствует о том, что ими допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные настоящим Кодексом.
Утверждения жалобы о малозначительности вмененного администрации административного правонарушения, отсутствии существенной угрозы пожарной безопасности не может быть принят по следующим основаниям.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 17 февраля 2016 года № 5-П, относительно правомочия суда признать административное правонарушение малозначительным и, соответственно, освободить совершившее его лицо от административной ответственности (статья 2.9 КоАП РФ), то такой способ обеспечения справедливости административного наказания и его соразмерности правонарушающему деянию можно считать оправданным лишь при условии, что это деяние с учетом его характера, личности правонарушителя и тяжести наступивших последствий хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но не причиняет существенного ущерба охраняемым общественным отношениям.
Однако использование такой возможности всякий раз, когда правоприменительный орган считает наказание несоразмерным, способствовало бы, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 17 января 2013 года № 1-П и от 25 февраля 2014 года № 4-П, формированию атмосферы безнаказанности, несовместимой с принципом неотвратимости ответственности, вытекающим из статей 4 (часть 2), 15 (часть 2) и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Вопреки доводам жалобы, исходя из характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, оснований для признания такового малозначительным не имеется.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении судьи районного суда по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании. Выводы судьи, изложенные в постановлении, мотивированы.
Постановление о назначении администрации административного наказания вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено привлекаемому к административной ответственности лицу с применением части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1 ░░░░░░ 17.15 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░