УИД: 04RS0020-01-2019-001543-81
№ 2-31/20
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Дело № 33-1469 поступило 19 марта 2020 года
Судья Павлова Е.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Улан-Удэ 03 июня 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Нимаевой О.З.,
судей коллегии Ивановой В.А., Семенова Б.С.,
с участием прокурора Бадмацыренова Ю.С.,
при секретаре Долонове Ц.-Н.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Город Северобайкальск», АО «Теплоэнерго» о возложении обязательств,
по апелляционной жалобе представителя ответчика АО «Теплоэнерго» Яковлева А.А.
на решение Северобайкальского городского суда РБ от 24 января 2020 года, которым частично удовлетворены исковые требования и постановлено:
Обязать Акционерное общество «Теплоэнерго» выполнить обязанности по созданию и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2020 года общего нормативного запаса топлива для котельных №№ 6,10,12 и центральной котельной, обслуживающих г. Северобайкальск в период январь-май 2020 года в соответствии с Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия № 06-ПР 188/19 от 13 ноября 2019 г.
Обратить решение к немедленному исполнению.
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Семенова Б.С., пояснения представителя АО «Теплоэнерго» Жирнова В.А., участвующего в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, прокурора Бадмацыреновой Ю.С., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Северобайкальский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Город Северобайкальск», Акционерному обществу «Теплоэнерго», указывая, что проведенной проверкой установлено, что предоставление коммунальных слуг, в том числе теплоснабжение и горячее водоснабжение жителям города Северобайкальск осуществляет АО «Теплоэнерго», на основании концессионного соглашения от 20 июня 2017 года, заключенного между АО Теплоэнерго» и администрацией МО «Город Северобайкальск» сроком на десять лет. Фактический запас топлива на котельных ответчика на 22 ноября 2019 составляет 16 529,54 тонн, на 26 суток, что значительно меньше общего нормативного запаса топлива, определяемого суммой 14-суточного нормативного неснижаемого запаса топлива и 45 суточного нормативного эксплуатационного запаса топлива, таким образом, установлено бездействие ответчика. Бездействие Администрации МО, выразившееся в отсутствии контроля за созданием общего нормативного запаса топлива на котельных в количестве, требуемом законом, может привести к нарушению конституционных прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности. Просил суд обязать АО «Теплоэнерго» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по созданию и поддержанию в течение отопительного сезона 2019-2020 г.г. общего 59-суточного нормативного запаса топлива для котельных №№ 6,10,12 и центральной котельной, обслуживающих г. Северобайкальск, с расчетом его расходования до окончания текущего отопительного сезона; обязать администрацию МО «город Северобайкальск» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по принятию мер к обеспечению и поддержанию в течение отопительного сезона 2019-2020 г.г. указанного суточного нормативного запаса топлива для котельных, обслуживающих город, с расчетом его расходования до окончания отопительного сезона. Также просил суд обратить решение суда к немедленному исполнению.
В дальнейшем истец в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования только в части текущего 2020 года, ввиду того, что 2019 год прошел, и требования в данной части не актуальны.
Определением суда от 02 декабря 2019 года в качестве третьего лица привлечено Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ, представитель которого в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о дне, времени и месте слушания дела.
В судебном заседании представитель истца Надмитова С.Ц. исковые требования с уточнения по изложенным в иске доводам поддержала.
Представители АО «Теплоэнерго» Яковлев А.А. и Администрации МО «город Северобайкальск» Викулова И.Ю. с ними не согласились.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика АО «Теплоэнерго» Яковлев А.А. просит отменить решение суда первой инстанции. Указывает, что по вопросу создания 59 суточного НЭЗТ суд первой инстанции неправильно истолковал Порядок, утвержденный Приказом Минэнерго РФ от 10 августа 2012 года № 377. В данном Порядке не установлен запрет на использование НЭЗТ в течение отопительного периода и соответственно не установлено требование по поддержанию НЭЗТ в течение отопительного периода. Требования прокурора, как и решение суда в части возложения обязанностей на АО «Теплоэнерго» по созданию и поддержанию общего нормативного запаса топлива в течение всего отопительного сезона 2019-2020 г.г., не основаны на законе и ином нормативном правовом акте. В резолютивной части решения суд сослался на недействующий нормативно-правовой акт - Приказ Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ от 13 ноября 2019 года № 06-ПР 188/19 «Об утверждении нормативов запаса топлива».
В заседание судебной коллегии представитель АО «Теплоэнерго» Жирнов В.А., участвовавший путем использования систем видеоконференц-связи доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Представители АМО «Город Северобайкальск» не явилась, просили о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
Представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ не явились, надлежаще извещены.
Прокурор Бадмацыренова Ю.С. по доводам жалобы возражала, полагала решение суда постановленным законно и обоснованно.
Коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, посчитала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы гражданского дела, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 4.5.3 Постановления Правительства РФ от 28 мая 2008 года № 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации» утверждение нормативов создания запасов топлива отнесено к полномочиям обозначенного министерства.
Приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года № 377 «О порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» утвержден Порядок определения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии.
Неснижаемый нормативный запаса топлива ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года (п.п. 2, 3 данного Порядка).
ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива НЭЗТ.
Количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки, объем запаса твердого топлива при доставке автотранспортом должен быть на 7 суток, при доставке по железной дороге - 14-суточный запас (п. 20 названного Порядка).
Для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток (п. 21 Порядка).
Как следует из материалов дела, АО «Теплоэнерго» заключило концессионное соглашение 20 июля 2017 года на десять лет с Администрацией МО «Город Северобайкальск».
АО «Теплоэнерго» были приняты обязательства по осуществлению деятельности по оказанию услуг теплоснабжения потребителям города с использованием объектов, находящихся в собственности Администрации (котельных и сетей теплоснабжения). Срок действия соглашения не истек.
Как следует из пояснений представителя ответчика АО «Теплоэнерго» между ООО «Красноярсккрайуголь-Восток» и АО «Теплоэнерго» заключен договор поставки № 1940/12 от 02 декабря 2019 года на поставку угля. Поставка угля осуществляется железнодорожным транспортом, что подтверждено квитанциями о приеме груза на перевозку ж/д транспортом.
На момент подачи прокурором иска, согласно предоставленной справке, ежедневного доклада администрации города следует, что на 22 ноября 2019 года запас угля на котельных ответчика составляет 16 529,54 тонн, фактический объем топлива сформирован был на 26 суток, согласно докладу от 22 января 2020 года запас топлива составил 14 735,14 тонн, запас сформирован на 19 суток, согласно докладу от 24 января 2020 года запас топлива составил 17 487,69 тонн, запас сформирован на 23 суток.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что ответчик нормативный запас топлива на 45 суток с учетом его доставки 14 дней, не обеспечил, в связи с чем посчитал необходимым возложить на АО «Теплоэнерго» обязанность по созданию и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2020 года общего нормативного запаса топлива для котельных города Северобайкальск в соответствии с нормативами запасов топлива, утвержденных Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно–коммунального комплекса Республики Бурятия № 06-ПР 188/19 от 13 ноября 2019 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном истолковании судом Порядка, утвержденного Приказом Минэнерго РФ от 10 августа 2012 года № 377 по вопросу создания 59 суточного НЗТ и о том, что не установлено требование по поддержанию НЭЗТ в течение отопительного периода, судебная коллегия отклоняет, поскольку норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) - 14 суток, и нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ) - 45 суток (п. 2 указанного Порядка).
В силу п. 11.9 Правил, утв. Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года № 115 энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
В соответствии с пунктом 4.1.1 этих Правил эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
Исходя из этих нормативных положений, АО «Теплоэнерго», осуществляющее эксплуатацию котельной, топливным режимом которой предусмотрено использование резервного топлива, обязано иметь резервное топливное хозяйство, нормативные запасы резервного топлива. Иное свидетельствует о незаконном бездействии энергоснабжающей организации, в связи с чем также отклоняются доводы апеллянта о том, что требования прокурора как и решение суда в части возложения обязанностей на АО «Теплоэнерго» по созданию и поддержанию общего нормативного запаса топлива в течение всего отопительного сезона 2019-2020 г.г. не основаны на законе и ином нормативном правовом акте.
Вместе с тем, решение суда подлежит изменению в части обращения к немедленному его исполнению.
Согласно части 1 статьи 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Как разъяснено в абзаце пятом пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Учитывая, что на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции от 24 января 2020 года запас сформирован на 23 суток, а на момент рассмотрения дела в апелляционной инстанции отопительный сезон 2019-2020 г.г. завершен, выводы суда в этой части подлежат исключению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Северобайкальского городского суда РБ от 24 января 2020 года по иску Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «город Северобайкальск», АО «Теплоэнерго» о возложении обязательств изменить.
Исключить из резолютивной части решения абзац третий.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья: О.З. Нимаева
Судьи коллегии: В.А. Иванова
Б.С. Семенов