УИД 09RS0001-01-2024-000426-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2024 г. г.Черкесск, КЧР
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской республики, в составе:
судьи Байтоковой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Эскиндаровой З.М.,
с участием: истца Эдиева Р.Х. и его представителя Куликовой О.А.,
представителя ответчика МВДпо КЧР и третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора МВД РФ Дарчиевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Эдиева Руслана Хасановича, Эдиевой Марины Азретовны, Эдиева Ислама Руслановича, Эдиева Радмира Руслановича, Эдиевой Амиры Руслановны к Министерству внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике о восстановлении права на получение жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Эдиев Р.Х., Эдиева М.А., Эдиев И.Р., Эдиев Р.Р., ФИО17. обратились в Черкесский городской суд с иском к МВД по КЧР о восстановлении права на получение жилого помещения по договору социального найма. Подробное обоснование исковых требований приведено Эдиевым Р.Х. в исковом заявлении. Со ссылками на нормы действующего законодательства просит: Признать незаконным решение ЦЖБК МВД по КЧР от 19.12.2023, оформленное протоколом заседания № 24 и утверждённое распоряжением МВД по КЧР от 21.12.2023 №341, в части снятия Эдиева Р.Х. и членов его семьи с учёта в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обязать МВД по КЧР в лице ЦЖБК восстановить Эдиева Р.Х. и членов его семьи на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма).
До рассмотрения дела по существу, с занесением в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно иска привлечены:ЦЖБК МВД по КЧР,МВД РФ.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования, просили суд удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика МВДпо КЧР и третьего лицаМВД РФ Дарчиева Л.В. возражала против удовлетворения иска, представила письменные возражения на иск, просит в иске отказать в полном объеме, также пояснила, что жилищные условия очередников проверяются ежегодно, более по делу ничего не смогла пояснить, так как членом ЦЖБК МВДпо КЧР не является. Кроме того, Решением ЦЖБК МВД по КЧР, оформленным протоколом от 19.12.2023 № 24, утвержденным распоряжением МВД по КЧР от 21.12.2023 № 341 постановлено, руководствуясь п.15 Порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда РФ по договору социального найма в ОВД РФ, утвержденного приказом МВД России от 09.06.2022 № 405, на основании ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», снять с учета лиц, состоящих в МВД по КЧР на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Эдиева Р.Х. с семьей в составе 5-ти человек (он, супруга Эдиева М.А., сын Эдиев И.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын Эдиев Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р.), в связи с утратой им оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма. Принятое ЦЖБК МВД по КЧР решение является законным и обоснованным. Учитывая положения ч.2 ст.6 вводного Федерального закона, ст.29 ЖК РСФСР, основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали Эдиеву Р.Х. и членам его семьи право на получение жилых помещений по договорам социального найма, утрачены, что является основанием для снятия истцов с учета для получения жилого помещения.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дате и времени его проведения извещены судом надлежащим образом, не явились, с ходатайствами не обращались.
На основании изложенного, с учетом мнения сторон, дело рассматривается по правилам ст.167 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы гражданского дела, материалы жилищного дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма в органах внутренних дел РФ утвержден приказомМВД РФ от 09.06.2022 №405.
В соответствии с указанным Порядком жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма предоставляются лицам, состоящим в ОВД РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принятым на учет до 01.03.2005, и совместно проживающим с ними членам их семей, определяемым в соответствии со ст.31 ЖК РФ (п.1).
Ведение учета, перерегистрация очередников, формирование списка и предоставление очередникам, указанным в подп.3.1 п.3 настоящего Порядка, жилых помещений по договору социального найма в центральном аппарате осуществляется Центральной жилищно-бытовой комиссией МВД России, в территориальных органах, организациях, подразделениях МВД РФ жилищно бытовыми комиссиями, положения, состав и принимаемые решения которых утверждаются соответственно правовыми актами МВД России, территориального органа, организации, подразделения МВДРоссии (п.7).
Пунктом 15 Порядка установлено, что очередник снимается с учета по решению ЖБК по основаниям, предусмотренным ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", которой предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, имеют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п.1,3-6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей части.
Исходя из положений п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
К числу таких причин, как указал Верховный Суд Российской Федерации в своем «Обзоре практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015, относятся утрата ими статуса малоимущих, например, вследствие увеличения доходов, приходящихся на каждого члена семьи лица, состоящего на учете, и (или) утрата ими статуса нуждающихся в жилых помещениях, например, в связи с увеличением размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи, вследствие получения членом семьи другого жилого помещения в порядке наследования или выезда члена семьи на другое место жительства либо смерти одного из членов семьи. Таким образом, на учете нуждающихся могут состоять только граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже учетной нормы, и для того, чтобы быть поставленным на такой учет и состоять на нем гражданин, добросовестно пользующийся своими правами, обязан предоставить информацию обо всех находящихся в его собственности и в его пользовании жилых помещениях.
При этом ст.53 ЖК РФ предусмотрен законодательный запрет к принятию на учет в качестве нуждающегося в получении жилья лиц, которые совершили умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем, то есть с намерением приобретения права состоять на таком учете, то есть если гражданин, ранее не отвечающий критериям нуждаемости в жилом помещении, в результате указанных действий стал нуждающимся в обеспечении жильем.
К числу таких действий относятся и действия по уменьшению общего совокупного объема жилой площади всех находящихся в пользовании и собственности гражданина и членов его семьи жилых помещений, в том числе, за счет их отчуждения. Такие граждане в соответствии с указанной нормой права могут быть приняты на указанный учет не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Жилищный учет, порядок предоставления жилых помещений в системе внутренних дел Российской Федерации на тот период регламентировался Приказом МВД России от 24.05.2003№345. В настоящее время регламентируется Приказом МВДРоссии от 09.06.2022№405.
Кроме этого, предоставление жилых помещений по договору социального найма сотрудникам и пенсионерамМВДРоссии закреплено в Федеральном законе от 19.07.2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а так же Жилищным Кодексом РФ.
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 19.07.2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет: 1) 33 кв.м., общей площади жилого помещения - на семью из одного человека; 2) 42 кв.м., общей площади жилого помещения - на семью из двух человек; 3) 18 кв.м., общей площади жилого помещения - на семью из трех и более человек, т.е. на каждого члена семьи по 18 кв.м.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что подполковник полиции Эдиев Р.Х., с 14.06.2002 по настоящее время (на протяжении 21 года 7 месяцев) служит в органах внутренних дел, на момент настоящего судебного разбирательства - заместитель начальника полиции Отдела МВД России по Прикубанскому району.
С 01.12.2004 до 19.12.2023 (на протяжении 19 лет) Эдиев Р.Х. состоял на учёте в МВД по КЧР как сотрудник, нуждающийся в улучшении жилищных условий, с составом семьи сначала из 4-х, а затем из 5-и человек: сам Эдиев Р.Х., его жена Эдиева М.А. и 3-е детей: Эдиев И.Р. ДД.ММ.ГГГГ.р., Эдиев Р.Р. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Эдиева А.Р. ДД.ММ.ГГГГ.р.. В течении 19 лет жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено.
Решением ЦЖБК МВД по КЧР от 19.12.2023, оформленным протоколом заседания комиссии от 19.12.2023 №24 и утвержденным распоряжением МВД по КЧР от 21.12.2023 № 341, Эдиев Р.Х. и его семья сняты с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как следует из протокола заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 19.12.2023 №24, Эдиев Р.Х. и члены его семьи сняты с учёта на основании п.15 Порядка предоставления жилых помещений, утверждённого Приказом МВД России от 09.06.2022 №405, и ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
В соответствии с п.15 Порядка предоставления жилых помещений, утверждённого Приказом МВД России от 09.06.2022 №405, очередник снимается с учёта по решению ЖБК по основаниям, предусмотренным ч.2 ст.2 Федерального закона от 29.12.2004 № 189- ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», согласно которой граждане, принятые на учёт до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с учёта только по основаниям, предусмотренным п.1, п.3 п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В данном случае ни одного из оснований, предусмотренных ч.2 ст.2 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», для снятия с учёта семьи Эдиева Р.Х. не имелось.
Согласно протоколу заседания ЦЖБК МВД по КЧР от 19.12.2023 №24 основанием для снятия семьи Эдиева Р.Х. послужило то обстоятельство, что члены семьи Эдиева Р.Х. обеспечены жилой площадью в размере, большем учётной нормы, установленной решением Черкесского горисполкома от 23.111983 № 968 (в размере 9 кв.м на 1 человека), постановлением Мэрии г.Черкесска от 14.09.2009 №1140 (в размере 15 кв.м на 1 человека), постановлением Мэрии г.Черкесска от 06.11.2009 №1377 (с учётом изменений, внесённых постановлением Мэрии г.Черкесска от 28.05.2013 №1083) (в размере 15 кв.м на 1 человека).
Материалами настоящего гражданского дела, а также учетного дела подтверждается, что в качестве обоснований принятого решения о снятии семьи Эдиева Р.Х. с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в протоколе заседания ЦЖБК МВД по КЧР от 19.12.2023 № 24, указано следующее:
- на дату принятия Эдиева Р.Х. на учёт он зарегистрирован и проживал в жилом помещении общей пл.39,6 кв.м, по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности Теунаевой Ф.Ю. Всего по этому адресу было зарегистрировано и проживало 3 человека;
- согласно выписке из похозяйственной книги за 2002-2006 от 09.10.2023 №269 его супруга - Эдиева М.А. с двумя сыновьями зарегистрирована в жилом помещении общей пл.72 кв.м жилой 69,5 кв.м, по адресу: КЧР, <адрес>, принадлежащем на праве собственности отцу сотрудника – Эдиеву Х.-А.М. Всего по этому адресу зарегистрировано и проживало 8 человек. Обеспеченность жилой площадью составляла 8,6 кв.м;
- согласно сведениям из ЕГРН в период с 06.11.2007 по 29.04.2010 Эдиеву Р.Х. принадлежало жилое помещение общей пл.38,8 кв.м, по адресу: <адрес>. С учётом состава семьи Эдиева Р.Х. на указанный период времени - 4 человека. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляла 9,7 кв.м;
- с 04.05.2011 по настоящее время Эдиев Р.Х. зарегистрирован и проживает с супругой и тремя детьми в жилом помещении общей пл.63,4 кв.м, жилой-35,7 кв.м, по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности матери сотрудника - Эдиевой Л.Ю. Всего по указанному адресу зарегистрировано и проживает 6 человек. Обеспеченность общей площадью составляет 10,5 кв.м;
- согласно сведениям из ЕГРН в период с 29.04.2010 по 05.05.2010 Эдиеву Р.Х. принадлежали жилые помещения общей пл.54,3 кв.м и 54,2 кв.м, по адресу: <адрес>. Суммарная общая площадь жилых помещений, находящихся в собственности Эдиева Р.Х., составляла 108,5 кв.м. С учётом состава семьи Эдиева Р.Х. на указанный период времени - 4 человека, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляла 27,13 кв.м, то есть, более учётной нормы, установленной решением Черкесского горисполкома от 23.11.1983 № 968, постановлением Мэрии г.Черкесска от 14.09.2009 № 1140, постановлением Мэрии г.Черкесска от 06.11.2009 №1377 (с учётом постановления Мэрии от 28.05.2013 №1083).
В протоколе заседания ЦЖБК МВД по КЧР от 19.12.2023 №24, указано, (дословно): «Приведённые обстоятельства свидетельствуют об утрате Р.Х. Эдиевым оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали ему право на получение жилого помещения по договору соц.найма».
Между тем, из протокола от 19.12.2023 №24 обоснование решения о снятии с учёта семьи Эдиева Р.Х., является не ясным, не позволяет установить, какое именно из вышеперечисленных обстоятельств послужило основанием для принятия этого решения.
В данном случае, суд оценивая доказательства, предоставленные стороной истца и материалы учетного дела Эдиева Р.Х., суд полагает необходимым отметить, что в случае, если обстоятельством снятия с учета истца было проживание его семьи на дату принятия на учёт в жилом помещении полезной и жилой пл.39,6 кв.м, по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности Теунаевой Ф.Ю., то данное обстоятельство не могло послужить основанием для принятия решения о снятии с учёта, так как Эдиев Р.Х. и члены его семьи (то есть, жена и дети) проживали в жилом помещении, которое им не принадлежало, а являлось собственностью Теунаевой Ф.Ю. Кроме того, на тот момент обеспеченность жилой площадью каждого члена семьи Эдиева Р.Х. составляла менее 9 кв.м.
В случае, если основанием для снятия с учета явилось проживание семьи Эдиева Р.Х. в 2002-2006 годах в жилом помещении общей пл.72 кв.м, жилой 69,5 кв.м, по адресу: КЧР, <адрес>, принадлежащем на праве собственности отцу Эдиева Р.Х. - Эдиеву Х.-А.М., то данное обстоятельство не могло послужить основанием для принятия решения о снятии семьи Эдиева Р.Х. с учёта, так как в 2002-2006 годах Эдиев Р.Х. и члены его семьи (то есть, жена и дети) проживали в жилом помещении, которое никому из них не принадлежало, а являлось собственностью Эдиева Х.-А.М., который не относился к членам семьи Эдиева Р.Х. Кроме того, обеспеченность жилой площадью каждого из членов семьи Эдиева Р.Х. на тот момент составляла менее 9 кв.м.
В случае, если таким обстоятельством была признана принадлежность Эдиеву Р.Х. в период с 06.11.2007 по 29.04.2010 жилого помещения общей пл.38,8 кв.м, по адресу: <адрес>, то это обстоятельство не должно было привести к принятию решения о снятии с учёта, так как с учётом состава семьи Эдиева Р.Х. на указанный период времени (4 чел.) обеспеченность общей площадью жилого помещения на 1 человека в тот период составляла 9,7 кв.м при учётной норме 15 кв.м.
Между тем, в протоколе от 19.12.2023 №24 указано, что с 04.05.2011 по настоящее время Эдиев Р.Х. зарегистрирован и проживает с супругой и тремя детьми в жилом помещении общей пл.63,4 кв.м, жилой 35,7 кв.м, по адресу: <адрес>. Это жилое помещение не является собственностью Эдиева Р.Х., его жены и (или) детей, а принадлежит на праве собственности матери Эдиева Р.Х. - Эдиевой Л.Ю. Кроме того, в этом помещении зарегистрированы и проживают 6 человек, и потому обеспеченность общей площадью на каждого из истцов составляет 10,5 кв.м, что менее существующей в настоящее время учётной нормы, составляющей 15 кв.м. Следовательно, проживание семьи Эдиева Р.Х. в помещении, по адресу: <адрес>, с 04.05.2011 по настоящее время не могло являться основанием для принятия решения о снятии с учёта.
В данном случае, единственным обстоятельством, которое послужило основанием для принятия ответчиком решения от 19.12.2023 о снятии с учёта семьи Эдиева Р.Х., послужила выявленная комиссией утрата оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали семье Эдиева Р.Х. право на получение жилого помещения по договорам социального найма.
При этом в качестве обстоятельства, свидетельствующего об утрате этих оснований, комиссия учла наличие у Эдиева Р.Х. в собственности жилых помещений общими площадями 54,3 кв.м, 54,2 кв.м, по адресу: <адрес>.
Между тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что в период с 29.04.2010 по 05.05.2010 Эдиев Р.Х. формально являлся собственником жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, суммарная площадь которых составляла 108,5 кв.м
Кроме того, с учётом состава семьи Эдиева Р.Х. (четыре человека), обеспеченность общей площадью жилья на одного человека в указанный период составляла 27,13 кв.м, то есть, была больше существовавшей в 2010 году учётной нормы, составлявшей 15 кв.м, однако данное обстоятельство не могло, и не должно было послужить основанием для снятия семьи Эдиева Р.Х. с учёта в декабре 2023 года.
Решение комиссии от 19.12.2023 о снятии семьи Эдиева Р.Х. с учёта основано исключительно на формальном основании, без учёта фактических обстоятельств, которые со всей очевидностью свидетельствуют о том, что семья Эдиева Р.Х. с момента её постановки на учёт, то есть, с 01.12.2004, до настоящего времени была и остаётся нуждающейся в улучшении жилищных условий, а потому предусмотренных законодательством и подзаконными нормативными актами для снятия этой семьи с учёта не имелось.
Кроме того, судом учитывается, что согласно сведениям из ЕГРН Эдиев Р.Х. являлся собственником жилых помещений с общими площадями 54,3 кв.м и 54,2 кв.м, по адресу: <адрес>, лишь шесть дней - с 29.04.2010 до 05.05.2010.
Сразу же после того, как Эдиев Р.Х. зарегистрировал в ЕГРН свои права на эти помещения, он продал эти помещения семье Черных Е.А., заключив договор купли-продажи от 30.04.2010. Право собственности на жилые помещения площадями 54,3 кв.м. и 54,2 кв.м. зарегистрировано за Эдиевым Р.Х. в ЕГРН 29.04.2010, а уже на следующий день, 30.04.2010 Эдиев Р.Х. заключил и исполнил договор об их продаже семье Черных Е.А.
С момента формального приобретения Эдиевым Р.Х. жилых помещений площадями 54,3 кв.м. и 54,2 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, и последовавшей сразу за этим продажей этих помещений до принятия комиссией решения о снятии семьи Эдиева Р.Х. с учёта прошло более 12 лет 7 месяцев.
С декабря 2004 по декабрь 2023, то есть на протяжении 19 лет, сотрудник полиции Эдиев Р.Х., его жена и дети оставались нуждающимися в улучшении жилищных условий и состояли в очереди на получение жилого помещения, обоснованно рассчитывая на его получение.
Решение об утрате ими статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение 19 лет не принималось. Собственных жилых помещений, которые Эдиев Р.Х. и члены его семьи использовали для своего проживания, площадь которых в расчёте на каждого члена семьи превышала бы учётную норму, у них не имелось, и до настоящего времени не имеется.
В данном случае, суд учитывает, что возможность избыточной или неограниченной по продолжительности ревизии ранее принятых решений, касающихся прав очередников на получение жилых помещений, а также неограниченного никаким сроком права жилищно-бытовых комиссий пересматривать и отменять свои решения, нарушила бы стабильность правоотношений, возникающих между органами внутренних дел и их сотрудниками, состоящими в очереди на улучшение жилищных условий.
Применительно к данному случаю совокупность этих принципов и понятий позволяет сделать вывод о том, что семья сотрудника полиции Эдиева Р.Х., признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий и состоявшая в очереди на получение жилья 19 лет - с 01.12.2004 до 19.12.2023, не может и не должна быть лишена предусмотренного федеральным законом права на получение жилого помещения по договору социального найма только лишь на том основании, что в период с 29.04.2010 по 04.05.2010 (то есть, на протяжении 6 дней) за Эдиевым Р.Х. было зарегистрировано право собственности на жилые помещения суммарной площадью 108,5 кв.м. Иной подход к данному вопросу нарушил бы конституционное право Эдиева Р.Х. и членов его семьи на жилище.
Таким образом, суд усматривает, что ЦЖБК МВД по КЧР в протоколе от 19.12.2023 № 24, проигнорировала и не применила п.16 Порядка, согласно которому решение о снятии с учёта очередника принимается ЖБК, в которой очередник состоит на учёте, в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия такого решения.
В данном случае факт регистрации в ЕГРН 29.04.2010 за Эдиевым Р.Х. прав собственности на жилые помещения площадями 54,3 кв.м и 54,2 кв.м и факт прекращения этих прав 05.05.2010 выявлен ответчиком в марте 2013. Данное обстоятельство достоверно подтверждается наличием в учётном деле Эдиева Р.Х. (стр. 15-17) выписки из ЕГРН от 12.03.2013, которая, как следует из её содержания, выдана МВД по КЧР.
Следовательно, при наличии законных оснований решение о снятии Эдиева Р.Х. и членов его семьи с учёта могло быть принято ответчиком в не позднее 12.04.2013.
Однако такое решение ответчик принял 19.12.2023, то есть, спустя более десяти с половиной лет со дня выявления указанного обстоятельства.
Повторно сведения о принадлежности Эдиеву Р.Х. период с 29.04. 2010 до 05.05.2010 жилых помещений площадями 54,3 кв.м и 54,2 кв.м поступили по запросу МВД по КЧР в виде выписки из ЕГРН от 16.05.2020, что подтверждается наличием этой выписки в учётном деле Эдиева Р.Х. (стр.81-85). Однако и после повторного получения из Управления Росреестра этих сведений в мае 2020 никакого решения о снятии Эдиева Р.Х. с учёта ответчиком принято не было.
Вопрос, связанный с принадлежностью Эдиеву Р.Х. в период с 29.04.2010 до 05.05.2010 жилых помещений площадями 54,3 кв.м и 54,2 кв.м ранее был предметом рассмотрения ЦЖБК МВД по КЧР, которая приняла по данному вопросу промежуточное решение, оформив его протоколом заседания от 23.10.2023 № 15. Поэтому, даже если исчислять установленный п.16 Порядка предоставления жилых помещений, утверждённого Приказом МВД России от 09.06.2022 № 405, тридцатидневный срок для принятия решения о снятии очередника с учёта с 23.10.2023, то и в этом случае срок ответчиком был нарушен, что является достаточным и безусловным основанием для признания решения от 19.12.2023 незаконным.
Все документы, которые требовались для реализации меры социальной поддержки, предоставлены Эдиевым Р.Х. в ЖБК МВД по КЧР.
При рассмотрении настоящего дела истцы просят учесть не только объективно подтверждённый и не оспариваемый ответчиком факт нуждаемости семьи Эдиева Р.Х. в улучшении жилищных условий, но и факт безупречной службы сотрудника полиции Эдиева Р.Х., который состоит на службе в ОВД с 14.06.2002 по настоящее время.
В данном случае, суд приходит к выводу о том, что решение о снятии Эдиева Р.Х. и членов его семьи с учёта было принято с нарушением тридцатидневного срока, установленного п.16 Порядка предоставления жилых помещений, утверждённого Приказом МВД России от 09.06.2022 №405, что само по себе влечёт его незаконность.
В соответствии со ст.11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом.
В данном случае восстановить жилищные права истцом необходимо путём признания незаконным решения от 19.12.2023 в части снятия Эдиева Р.Х. и членов его семьи с учёта в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с одновременным возложением на ответчика обязанности восстановить Эдиева Р.Х. и членов его семьи на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма).
Так, в соответствии с Приказом МВДРоссии от 24.05.2003 №345, в целях актуализации сведений по жилищному учету сотрудников и пенсионеров МВД по КЧР, на основании Жилищного кодекса РФ, методических рекомендаций, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 25.02.2005 №18 истец периодически предоставлял в ЦЖБК актуальные сведения, подтверждающие статус нуждающегося в жилом помещении.
В эти же периоды члены ЦЖБК МВДпо КЧР по своему усмотрению направляли в Управление Росреестра запросы на него и членов его семьи, из которых усматривался тот факт, что в указанный ими период у истца в собственности находилось жилое помещение, и при этом он продолжал нуждаться в улучшении жилищных условий. Никаких решений по снятию его и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях не принималось.
Ежегодно, в соответствии с вышеуказанным Приказом МВДРоссии №345, ЦЖБК МВДпо КЧР утверждались общие списки очередников МВДпо КЧР, состоящих на учете для получения жилых помещений по договору социального найма.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что законных оснований, предусмотренных действующим законодательством для снятия с учета и исключения из очереди на получение жилья на момент принятия комиссией решения у комиссии в отношении Эдиева Р.Х. и членов его семьи не имелось, судом не установлено, ответчиком таких доказательств также не предоставлено.
При указанных обстоятельствах за истцом и членами его семьи сохранилось право состоять на жилищном учете на дату принятия решения ответчиком о снятии истца и исключении из очереди на получение жилья, несмотря на наличие в период нахождения на таком учете в собственности жилого помещения.
Таким образом, принимая во внимание вышеуказанные фактические обстоятельства дела, истечение на дату принятия ответчиком решения о снятии Эльканова Р.Х. с жилищного учета установленного законом 5-летнего срока со дня отчуждения недвижимости, невозможно утверждать, что действия по отчуждению жилого помещения являются недобросовестными, с целью создания искусственной нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 19.07.2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел РФ, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан РФ, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Из вышеуказанного следует, что обстоятельство, приведенное ответчиком относительно отсутствия у истца основания постановки на учет не соответствует фактическим обстоятельствам дела и не может являться уважительной причиной для снятия истца с учета, поскольку в противном случае действиями ответчика создаются препятствия в соблюдении и реализации прав и законных интересов истца, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Так, одним из необходимых условий возникновения права сотрудника органов внутренних дел на предоставление жилого помещения, а именно: отсутствие у сотрудника или членов его семьи жилого помещения в собственности или во владении и пользовании на условиях договора социального найма, отсутствие у сотрудника права пользования названными помещениями как у члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения, а также обеспеченность его и членов его семьи такими помещениями ниже предусмотренного законом уровня.
С 2003 отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников ОВД РФ, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19.07.2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Однако таких обстоятельств Жилищной комиссией в рассматриваемом случае установлено не было, в связи с чем, было принято решение о постановке Эдиева Р.Х. на учет.
Согласно представленным в материалы дела сведениям у истца и членов его семьи отсутствует какое-либо жилье.
Вопрос о снятии очередников с соответствующего учета по основаниям, предусмотренным ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в сроки, установленные ч.2 ст.56 ЖК РФ ЦЖБК МВД по КЧР не рассматривался.
Анализ нормативных правовых актов в сфере предоставления лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, жилого помещения по договору социального найма, а так же судебной практики применения положений ч.8 ст.57 ЖК РФ свидетельствует о том, что законодателем установлен пресекательный срок, в течение которого действия граждан, связанные с распоряжением жилыми помещениями, приобретенными ими в рамках реализации своих гражданских прав, могут учитываться уполномоченными органами и служить основанием для учета имевшегося в собственности жилого помещения.
По истечении 5-го срока с момента отчуждения принадлежавшего на праве собственности жилого помещения, данное обстоятельство не может служить основанием для снятия с жилищного учета.
Доводы представителя ответчика, опровергаются учетным делом истца и оспариваемым протоколом заседания ЦЖБК МВД по КЧР за №24 от 19.12.2023, о снятии Эдиева Р.Х. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как видно из учетного дела, представленного по запросу суда, жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности (доли вправе собственности на жилье) истец Эдиев Р.Х. и члены его семьи не имеют.
Доказательств, свидетельствующих об умышленном искажении истцом, каких-либо сведений при обращении с заявлением о постановке на учет, равно как и произведении намеренных действий по ухудшению жилищных условий, материалы дела также не содержат.
Таким образом, суд полагает необходимым принять во внимание то обстоятельство, что условия, с которыми закон связывает возникновение у сотрудника внутренних дел права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения возникли у истца на момент подачи заявления и не изменились на момент принятия оспариваемого истцом Решения комиссии.
Поскольку судом достоверно установлено, что истец имел право на постановку на учет для улучшения жилищных условий на момент обращения с заявлением, что нашло достоверное подтверждение представленными в дело доказательствами, требования истца суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194 - 197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Эдиева Руслана Хасановича, Эдиевой Марины Азретовны, Эдиева Ислама Руслановича, Эдиева Радмира Руслановича, ФИО1 к Министерству внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике о восстановлении права на получение жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить.
Признать незаконным решение Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике от 19.12.2023, оформленное протоколом заседания №24 и утверждённое распоряжением Министерства внутренних дел по Карачаево- Черкесской Республике от 21.12.2023 №341, в части снятия Эдиева Руслана Хасановича и членов его семьи с учёта в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать Министерство внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике в лице Центральной жилищно-бытовой комиссии восстановить Эдиева Руслана Хасановича и членов его семьи на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд КЧР в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Черкесского городского суда КЧР Л.А. Байтокова