Судья: Трихалкин С.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
30 июня 2022 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу Андреева А.Ф. на постановление врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии от 18 марта 2022 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 мая 2022 года по делу об административном правонарушении,предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношениидиректора Казенного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Андреева Александра Федоровича,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением врио заместителя руководителя УФАС по Чувашской Республике № от 18 марта 2022 года директор Казенного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Андреев А.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 мая 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Андреев А.Ф. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда, применив положения ст. 2.9 КоАП РФ.
В судебное заседание, состоявшееся 30 июня 2022 года, Андреев А.Ф., защитник Тихонова М.Д., извещенные надлежащим образом о времени месте рассмотрения жалобы, не явились.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Частью 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что Казенное учреждение Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики обратилось в УФАС по Чувашской Республике о согласовании возможности заключения контракта на строительство объекта: «...)» (изв. № №) с единственным подрядчиком - АО «...», в соответствии с Федеральным законом 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Решением № от 20 мая 2021 года о согласовании заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) КУ ЧР «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики согласовано заключение контракта на строительство объекта: «...)» (изв. № №) с единственным подрядчиком - АО «...» при условии исполнения предписания №.
По результатам рассмотрения обращения установлено нарушение КУ ЧР «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики требований части 1 статьи 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Проверкой установлено, что 30 марта 2022 года уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № о проведении открытого конкурса в электронной форме на строительство ...), с начальной (максимальной) ценой контракта 417 525 743,00 руб. Одновременно размещена конкурсная документация.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в документации о закупке должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, условия исполнения контракта, установленные в документации о закупке, должны раскрывать потребность заказчика в закупаемых работах и соответствовать требованиям действующего законодательства.
В приложении № 3 к государственному контракту № от « » 2021 г. «График выполнения строительно-монтажных работ наименование Объекта: «...)» установлено: 2) Срок передачи подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства выполняется Подрядчиком (при необходимости).
Как следует из ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 7 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
Согласно ч. 4 ст. 52 Градостроительного Кодекса РФ при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором указанные лица должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, с которыми заключен такой договор, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.
С учетом изложенного, в проекте контракта содержатся незаконные условия в части получения подрядчиком разрешения на строительство, что противоречит приказу Минстроя России от 14 января 2020 года № и нарушает части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Разделом 11 Раздела 3. «Проект Контракта» установлено:
11.1. Подрядчик обеспечивает в установленном порядке охрану Объекта до даты передачи Объекта в управление эксплуатирующей организации, но не более 5 (пяти) месяцев с даты подписания Сторонами КС-14;
11.3. С начала работ и вплоть до передачи Объекта в установленном порядке эксплуатирующей организации Подрядчик несет полную ответственность за обеспечение функционирования объекта и его охрану, в т.ч. всего имущества, материалов, оборудования, строительной техники.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Обязательства по контракту на выполнение подрядных работ считаются выполненными, когда работа была принята покупателем (заказчиком) в соответствии со статьей 720 Гражданского кодекса и была произведена ее оплата (статья 711).
Исходя из части 1 статьи 741 Гражданского кодекса риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, составляющего предмет договора строительного подряда, до приемки этого объекта заказчиком несет подрядчик.
Пунктами 11.1., 11.3 Проекта контракта Заказчика предусмотрено, что Подрядчик обязан нести ответственность за объект после приема его Заказчиком и до момента передачи объекта Заказчиком в эксплуатирующую организацию.
Кроме того, извещением об осуществлении закупки не были предусмотрены услуги охраны, указанные в проекте контракта.
Включение такой обязанности в контракт нарушает положения Гражданского кодекса РФ, на которых, в частности, основывается законодательство о контрактной системе в сфере закупок (часть 1 статьи 2 Закона о контрактной системе).
Таким образом, КУ ЧР «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики нарушены положения части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения директора КУ ЧР «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Андреева А.Ф. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Факт совершения Андреевым А.Ф. административного правонарушения, а также его вина подтверждаются материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 названного Кодекса.
Действия Андреева А.Ф. правильно квалифицировано по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Признаков, характеризующих совершенное правонарушение как малозначительное и свидетельствующих о возможности применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике и судьей районного суда обоснованно не выявлено.
Несогласие заявителя жалобы с такими выводами не является основанием для отмены или изменения постановления о назначении административного наказания и состоявшегося в порядке его обжалования судебного акта и не свидетельствует о том, что при их вынесении допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Андрееву А.Ф. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление врио заместителя руководителя УФАС по Чувашской Республике от 18 марта 2022 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 мая 2022 года по делу об административном правонарушении,предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в отношениидиректора Казенного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Андреева Александра Федоровича оставить без изменения, жалобу Андреева А.Ф. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова