К делу № 2-3263/14г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 октября 2014 года г. Крымск
Крымский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Лях Д.Г.
при секретаре Малиеве Т.А.
с участием прокурора Арзумановой Н.Э.
представителя администрации Пригородного сельского поселения муниципального образования Крымский район Трубицына М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Крымского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Пригородного сельского поселения Крымского района в части ненадлежащей организации работы по учету жилищного фонда, подлежащего сносу после стихийного бедствия 06-07.07.2012 года и мер по его сносу,
УСТАНОВИЛ:
Крымский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Пригородного сельского поселения Крымского района в части ненадлежащей организации работы по учету жилищного фонда, подлежащего сносу после стихийного бедствия 06-07.07.2012 года и мер по его сносу. Свои требования мотивирует тем, что Крымской межрайонной прокуратурой проведена проверка земельного и градостроительного законодательства, в ходе которой установлено бездействие администрации Пригородного сельского поселения Крымского района. В результате стихийного бездействия, произошедшего 06-07.07.2012г. на территории Пригородного сельского поселения Крымского района, были признаны непригодными к проживанию 126 индивидуальных домов. По состоянию на 17.04.2014г. остаются не снесенными 102 домовладения, часть из которых собственники домов сносить отказывались.
В результате ненадлежащей организации работы по учету жилищного фонда, подлежащего сносу после стихийного бедствия 06-07.07.2012года, администрация поселения не обладает точной информацией о том, сколько собственников заявило отказ в сносе аварийного жилья. Отсутствует также информация о прекращении права собственности на объекты, которые ранее были снесены.
Разрушенное жилье, непригодное для проживания, не обладает надежными элементами конструкции, в связи с чем, создает опасность для неопределенного круга лиц, нарушает правила благоустройства поселений. Указанные обстоятельства дают основания прокурору для обращения в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ.
Просит признать незаконным бездействие администрации Пригородного сельского поселения Крымского района в части ненадлежащей организации работы по учету жилищного фонда, подлежащего сносу после стихийного бедствия 06-07.07.2012г. и мер по его сносу. Обязать администрацию Пригородного сельского поселения Крымского района: производить учет жилых домов, подлежащих сносу после стихийного бедствия 06-07.07.2012, по которым собственник решений о сносе не принимает; производить сверку с Крымским отделом Росреестра и БТИ о наличии или исключении данных объектов недвижимости из государственного реестра прав. Принять меры гражданско-правового характера по прекращению права собственности у правообладателей аварийных, непригодных для проживания жилых объектов и их сносу.
В судебном заседании представитель заявителя помощник Крымского межрайонного прокурора Арзуманова Н.Э. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации Пригородного сельского поселения Крымского района Краснодарского края Трубицын М.А. возражал против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Орган местного самоуправления, которым является администрация Пригородного сельского поселения Крымского районе не вправе лишить собственника его имущества, нарушив его конституционное право охраны частной собственности (ст. 35 Конституции РФ). Более того, ввиду того, что признанное в результате ЧС 6-7.07.2012г. жилое помещение непригодным для проживания не может использоваться собственником для постоянного проживания его или с его разрешения другими лицами, т.е. по своему прямому назначению, однако оно может использоваться собственником по другому назначению, в качестве нежилого помещения, изменив ему в установленном законом порядке целевое назначение. Более того данное жилое помещение не перестало быть недвижимым имуществом и осталось объектом гражданских прав. Принять решение о снятии его с государственного учета и исключении его из ЕГРП может только собственник, либо в установленном законом порядке судом.
Кроме того, ни одним нормативным правовым актом не предусмотрена обязанность администрации производить учет домов, подлежащих сносу, по которым собственник решений о сносе не принимает, а также производить сверку с Крымским отделом Росреестра и БТИ. Данные требования Крымского межрайонного прокурора не основаны на нормах права и являются сугубо субъективными.
Просит в удовлетворении заявленных требований Крымскому межрайонному прокурору отказать.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, всесторонне оценив обстоятельства дела, суд считает, что требования Крымского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Согласно п. 13 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Статьей 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ (ред. 28.12.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены полномочия органов местного самоуправления, к которым в частности относится:
обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п.6 ст. 14);
участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (п. 8 ст. 14).
Пунктами 8 и 10 Устава Пригородного сельского поселения Крымского района предусмотрены аналогичные нормы.
Как следует из информации, предоставленной администрацией Пригородного сельского поселения от 21.04.2014г. на территории Пригородного сельского поселения Крымского района имеется 126 жилых домов признанных аварийными жилых помещений, из которых снесено в 2012 году 23 жилых дома, в 2013 г. - 1. Остаток не снесенных жилых помещений - 102.
В силу ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Под гибелью или уничтожением обычно понимают необратимое физическое прекращение существования вещи в первоначальном виде, которое делает невозможным удовлетворение исходных потребностей собственника (или иных лиц). Прекращение права собственности в этом случае возможно только с внесением записи о прекращении права собственности в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 131 ГК РФ).
Частью 1 статьи 16 Закона РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что государственная регистрация прав, их прекращение производится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного на то лица.
В случае утраты недвижимостью свойства объекта гражданских прав, в данном случае - в связи со стихийным бедствием, исключающей возможность его использования в соответствии с назначением, право собственности на него у правообладателя прекращается.
В силу ч.1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
На основании ч.2 ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признаются изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно п.1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения) перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
На основании ч.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными законами.
В соответствии с абз. 6 п.1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты.
Прекращение права собственности на имущество означает последующее прекращение или исключение данного имущества из государственного реестра прав, поэтому запись о праве собственности на указанное жилье не может быть сохранено в реестре по причине ее недостоверности.
В соответствии с п. 6,8,19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к полномочиям поселений относится: осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация благоустройства территории поселения; осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
В силу ч.7 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 28.12.2003) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных данным Кодексом также отнесено к полномочиям поселений.
В нарушение перечисленных требований закона администрация Пригородного сельского поселения Крымского районе не организовала надлежащий учет жилых строений, подлежащих сносу как непригодных для проживания.
Администрацией не принято мер к понуждению граждан к сносу аварийного жилья путем обращения в суд с указанными требованиями.
Администрацией поселения нарушены требования ч.1 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» о том, что при планировке и застройке поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья путем комплексного благоустройства городски и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Разрушенное жилье, непригодное для проживания, не обладает надежными элементами конструкции, в связи с чем, создает опасность для жителей поселения и других лиц, нарушает правила благоустройства поселения.
Тот факт, что в администрации Пригородного сельского поселения Крымского района имеется Перечень домов, признанных непригодными для проживания согласно заключению МВК по Пригородному сельскому поселению и по решению Крымского районного суда, а от собственников данных домовладений отобрано обязательство о самостоятельном сносе непригодных для проживания жилых домов, не снимает с администрации Пригородного сельского поселения ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
В силу ч.1 и ч.3 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В суд и заявителю должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, ст. 254, ст. 255 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Крымского межрайонного прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления - администрации Пригородного сельского поселения Крымского района незаконным - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Пригородного сельского поселения Крымского района в части ненадлежащей организации работы по учету жилищного фонда, подлежащего сносу после стихийного бедствия 06-07.07.2012г. и мер по его сносу.
Обязать администрацию Пригородного сельского поселения Крымского района: производить учет жилых домов, подлежащих сносу после стихийного бедствия 06-07.07.2012, по которым собственник решений о сносе не принимает; производить сверку с Крымским отделом Росреестра и БТИ о наличии или исключении данных объектов недвижимости из государственного реестра прав.
Принять меры гражданско-правового характера по прекращению права собственности у правообладателей аварийных, непригодных для проживания жилых объектов и их сносу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Крымский районный суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья: подпись