Дело №
УИД 39RS0002-01-2019-007154-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 мая 2020 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда
в составе:
председательствующего судьи Оксенчук Ж.Н.,
при секретаре Сацкевич Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яско А.В., Наумова В.Н. к Администрации городского округа «Город Калининград» о признании права собственности на гаражи, внесении изменений в договор аренды земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Яско А.В. и Наумов В.Н. обратились в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором указали, что Яско А.В. зарегистрирован и проживает по адресу: < адрес >, Наумов В.Н. зарегистрирован и проживает по адресу: < адрес > более 20 лет. Рядом с домом в 60-х годах был построен гаражный комплекс из 4 сблокированных гаражей на земельном участке с кадастровым номером №. Данные гаражи были выделены им много лет назад. Яско А.В. был выделен гараж №, а Наумову В.Н. гараж №. Документы, подтверждающие выделение данных гаражей в их пользование у них имелись, однако в 2000 году в доме произошел пожар, при его тушении дом был залит, а документы полностью утрачены. Согласно полученному из комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа «Город Калининград» ответу < Дата >, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1040 кв.м., с разрешённым использованием «под индивидуальные гаражи для личного пользования», образован и поставлен на кадастровый учет < Дата > и предоставлен по договору аренды земельного участка от < Дата > № (в редакции соглашения от < Дата > №). Указанный договор заключён с множественностью лиц на сторонне арендаторов, сроком до < Дата >, между администраций городского округа «Город Калининград» и собственниками гаражей. Гараж №, площадью 20,5 кв.м., кадастровый № на земельном участке с кадастровым номером №, гараж №, площадью 20,7 кв.м. кадастровый № на земельном участке с кадастровым номером №. На данном земельном участке помимо этих гаражей, расположены еще два сблокированных гаража № и№, сблокированных вместе с гаражами № и №, и являются одним гаражным комплексом, также расположено металлическое строение. Указанные объекты не являются муниципальной собственностью и не учтены в реестре муниципального имущества городского округа «Город Калининград». < Дата > истцами в адрес ответчика были направлены заявления о внесении изменений в договор аренды земельного участка от < Дата > № (в редакции соглашения от < Дата > №-г-1), однако в удовлетворении данного заявления истцам было отказано в связи с отсутствии документов и оснований для внесения измений в действующий договор. Вместе с тем, принимая во внимание, что истцы пользуются гаражами на протяжении более 20 лет, просили признать за Наумовым В.Н. право собственности на гараж № расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: < адрес >; признать за Яско А.В. право собственности на гараж №, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: < адрес >; обязать администрацию городского округа «Город Калининград» внести изменения в договор аренды земельного участка от < Дата > года№ (в редакции соглашения от < Дата > №), в части множественности лиц на сторонне арендаторов, включив в список арендаторов земельного участка с кадастровым номером № по адресу: < адрес > Наумова В.Н., пользователя гаража № и Яско А.В. пользователя гаража №.
В последствии истцы, уточнив требования, просили, помимо требований о признании за ними право собственности на гаражи, обязать администрацию городского округа «Город Калининград» внести изменения в договор аренды земельного участка от < Дата > года№ (в редакции соглашения от < Дата > №), в части множественности лиц на сторонне арендаторов, включив в список арендаторов земельного участка с кадастровым номером № по адресу: < адрес > Наумова В.Н., пользователя гаража № и Яско А.В. пользователя гаража №.
В судебном заседании истцы Яско А.В., Наумов В.Н., а так же представитель Яско А.В. Мильнючкина Г.В., допущенная к участию в деле по устному ходатайству, заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям, на их удовлетворении настаивали. Дополнив, что гаражом № ранее пользовалось СМУ, а в < Дата > году данный гараж был предоставлен Наумову в аренду, до 1998 года он оплачивал денежные средства в счет аренды гаража, которым он пользуется до настоящего времени, осуществляет за ним уход, производит ремонт, хранит в нем свои личные вещи. Гаражом № ранее пользовался отец супруги Яско, после его смерти, начиная с 90-х годов, гаражом пользуется семья Яско, которые так же осуществляют за ним уход, производят все необходимые ремонтные работы. Каких-либо претензий со стороны третьих лиц о правах на данные помещения за время ими пользования не предъявлялось.
Представитель ответчика Администрации городского округа «Город Калининград» Конкина И.В. в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в удовлетворении иска просила отказать, указав, что разрешение на возведение гаражей истцам не выдавалось, а так же указала, что истцами не было представлено в суд заключение о соответствии гаражей строительным нормам и правилам безопасности эксплуатации.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, а также из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Частью 1 статьи 213 ГК РФ предусмотрено, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться: любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 15, 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.
По смыслу закона добросовестным может быть признано только такое владение, когда лицо, владеющее имуществом, имеющим собственника, не знает и не может знать о незаконности своего владения, поскольку предполагает, что собственник от данного имущества отказался.
Как следует из позиции ВС РФ, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 28.07.2015 N 41-КГ15-16, на момент вступления во владение давностный владелец не обязан иметь основания для возникновения права собственности.
Возможность обратиться в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности основывается на ст. ст. 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее себя собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности (. Пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010)
Судебный акт об удовлетворении иска о признании права собственности в силу приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности в ЕГРП (пункт 21 Постановления 10/22).
Как следует из материалов дела, истец Яско А.В. зарегистрирован и проживает по адресу < адрес >, истец Наумов В.Н. зарегистрирован и проживает по адресу: < адрес >
Обращаясь с иском в суд о признании права собственности на гаражи № и № по приобретательной давности, Яско А.В. и Наумов В.Н. указывают на то, что спорные строения, расположены на земельном участке с кадастровым номером № на придомовой территории дома, расположенного по адресу: < адрес >, в составе гаражного комплекса из 4 сблокированных гаражей, которые появились примерно в 60-х годах. С указанного времени гаражи из их пользования и пользования их родственников не выбывали, обслуживались и неоднократно ремонтировались (восстанавливалась и перекрывалась кровля, установлены металлические ворота, переложена стена, граничащая с соседним гаражом, помещение поддерживалось в исправном состоянии). Таким образом, начиная с 1960 года и по настоящее время истцы пользуются гаражами № и № и несут бремя содержания данным недвижимым имуществом, осуществляя за свои денежные средства текущий и капитальный ремонт.
Как следует из материалов дела и ответов, данных Администрацией городского округа «Город Калининград», земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1040 кв.м., с разрешённым использованием «под индивидуальные гаражи для личного пользования», образован и поставлен на кадастровый учет < Дата > и предоставлен по договору аренды земельного участка от < Дата > № (в редакции соглашения от < Дата > №). Указанный договор заключён с множественностью лиц на сторонне арендаторов, сроком до < Дата >, между администраций городского округа «Город Калининград» и собственниками гаражей: гараж №, площадью 20,5 кв.м, кадастровый № на земельном участке с кадастровым номером №; гараж №, площадью 20,7 кв.м, кадастровый № на земельном участке с кадастровым номером №. На данном земельном участке помимо этих гаражей, расположены еще два сблокированных гаража № и№, сблокированных вместе с гаражами № и №, и являются одним гаражным комплексом. Указанные объекты не являются муниципальной собственностью и не учтены в реестре муниципального имущества городского округа «Город Калининград».
Право собственности на гаражи № и № признано за П.Л.П. и С.А.Ф. на основании судебных актов.
На гараж № и гараж № Калининградским филиалом < ИЗЪЯТО > оформлены технические паспорта на < Дата > (инв.№) гараж № площадью 20,2 кв. м, гараж № площадью 20,2 кв.м, расположенные на придомовой территории < адрес >.
В судебном заседании в качестве свидетеля была опрошена Я.Н.В., супруга истца, которая указала, что длительное время владеют гаражом. Ранее данный гараж был предоставлен в пользование ее родственникам, которых в настоящее время нет. После их смерти гаражом стала пользоваться только их семья, каких-либо претензий в адрес их семьи по данному вопросу от соседей и иных лиц никогда не предъявлялось. Документы, которые свидетельствовали о законном владении гаражом, убыли утрачены во время пожара.
Свидетель Ж.О.В. пояснил, что является соседом семьи Яско с 2000 года. Известно, что на придомовой территории многоквартирного дома имеется 4 сблокированных гаража, одним из которых пользуется семья Яско, вторым пользуется Наумов В., двумя другими гаражами никто не пользуется. Яско осуществляет уход за гаражом, производит его ремонт, хранит в нем свои личные вещи. За время его проживания в доме по < адрес >, о наличии жалоб со стороны третьих лиц о праве пользования Яско гаражом ему не известно.
Аналогичные показания дала свидетель С.Н.С., опрошенная в судебном заседании.
Совокупность представленных истцами и исследованных судом доказательств позволяет прийти к выводу о том, что спорные постройки – гаражи № и № не нарушают законные права и охраняемые законом интересы других лиц, не создают угрозу жизни и здоровью граждан, нарушений градостроительных, строительных, иных норм и правил не обнаружено.
В связи с чем, при отсутствии требований о сносе спорных строений, а также существенных признаков, препятствующих их сохранению и использованию по назначению как гаражи, суд приходит к выводу о наличии достаточных правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и признания за Наумовым В.Н. собственности на нежилое помещение – гараж, площадью 20,2 кв.м, а так же признания за Яско А.В. право собственности на нежилое помещение – гараж, площадью 20,2 кв.м, расположенных во дворе многоквартирного дома на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: < адрес >.
Признавая право собственности на указанные нежилые помещения - гаражи за истцами, суд принял во внимание, что строительство гаражей осуществлено в 60-х годах, с указанной даты по настоящее время названные нежилые помещения использовались и используются как гаражи семьями истцов.
Решение суда является основанием для внесения сведений об объектах права и его правообладателях в ЕГРН.
При этом, оснований для удовлетворения требований Яско А.В. и Наумова В.Н., касающихся внесению изменения в договор аренды земельного участка от < Дата > года№ (в редакции соглашения от < Дата > №), в части множественности лиц на сторонне арендаторов, включив в список арендаторов земельного участка с кадастровым номером 39:15:121036:2120 по адресу: < адрес > Наумова В.Н., пользователя гаража № и Яско А.В. пользователя гаража №, суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать за Наумовым В.Н. право собственности на гараж №, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 39:15:121036:2120, расположенном по адресу: < адрес >.
Признать за Яско А.В. право собственности на гараж №, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 39:15:121036:2120, расположенном по адресу: < адрес >.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный райсуд г.Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 27 мая 2020 года.
Судья