Решение по делу № 12-165/2019 от 06.08.2019

УИД:

Р Е Ш Е Н И Е

10 октября 2019 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя Ставропольского края

в составе: председательствующего судьи ФИО4,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием: лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского района г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Октябрьского района г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

ФИО1 не согласилась с указанным постановлением, подала на него жалобу, в обоснование которой указала, что считает постановление необоснованным, противоречащим фактическим обстоятельствам дела и подлежащим отмене в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения (ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об АП).

Ссылаясь на ст. ст. 20, 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 64 Трудового кодекса РФ, указала, что во исполнение, указанных норм в ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» утвержден локальный акт (приказ) «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», выделены в счет установленной квоты для трудоустройства инвалидов 16 рабочих мест, в том числе - 2 специальных рабочих места. Ежемесячно в ГКУ «Центр занятости населения города Ставрополя» (далее по тексту - Центр занятости населения) направляется информация о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, а также информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей с указанием профессионально-квалификационных требований, образования, дополнительных навыков, опыта работы, на основании этих сведений Центр занятости населения размещает информацию о вакансиях на интерактивном портале службы занятости населения министерства труда и социальной защиты Ставропольского края.

Правовой анализ положений статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 ТК РФ свидетельствует, что работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу.

Кроме того, работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона, либо которые необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы.

По профессии рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (по данной профессии было отказано работодателем в приеме) в строке «должностные обязанности» указана одна из трудовых функций - осуществлять осмотры, техническое обслуживание и текущий ремонт обслуживаемых частей зданий, сооружений в корпусно-лабораторном 11-ти этажном здании...», в том числе выполнять малярные, штукатурные и иные связанные с ремонтом работы - данные сведения были официально размещены на интерактивном портале службы занятости населения министерства труда и социальной защиты Ставропольского края.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ , если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным. Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли). Право оценки деловых качеств работника принадлежит работодателю. Оценка деловых качеств работника перед принятием его на работу так же важна, как и оценка его трудоспособности уже в процессе его профессиональной деятельности на новом рабочем месте.

В рассматриваемом случае, Центр занятости населения направил лицо с ограниченными возможностями, не обладающее соответствующими навыками и опытом.

Об отсутствии необходимого опыта и навыков соискатель ФИО3 заявил ей при прохождении собеседования в ООО «Газпром трансгаз Ставрополь».

Судом указано на отсутствие письменного доказательства того, что инвалид ФИО3 действительно отказался от трудоустройства в связи с отсутствием способности физического лица выполнять определённую трудовую функцию с учётом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств. Данное обстоятельство положено в основу решения суда.

При этом, считает, что судом искажён смыл предоставленного заявителем пояснения: соискатель отказался не от трудоустройства, а от выполнения работ по предложенной профессии в связи с отсутствием опыта и навыков.

Таким образом, поскольку отказ в трудоустройстве инвалида связан с деловыми качествами работника, т.е. по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации, полагает, что отсутствует событие (состав) вменяемого административного правонарушения.

Заявитель жалобы ФИО1 в судебном заседании поддержала жалобу, просила постановление мирового судьи судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.

Согласно ч.1 ст.30.3 КРФ об АП, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, которое ею получено ДД.ММ.ГГГГ, что следует из справочного листа административного дела жалоба согласно штампу входящей корреспонденции канцелярии мировых судей Октябрьского района г.Ставрополя принята ДД.ММ.ГГГГ т.е. в установленный срок, предусмотренный ч.1 ст. 30.3 КРФ об АП.

Согласно статье 24.1 Кодекса РФ об АП к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

Согласно статье 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее, чем 35 человек и не более, чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3-х процентов среднесписочной численности работников.

Закон Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ N 14-кз "О квотировании рабочих мест для инвалидов" определяет правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест для инвалидов в Ставропольском крае.

Согласно части 1 статьи 3 данного Закона работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 4-х процентов среднесписочной численности работников.

Судом установлено, что согласно информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей от ДД.ММ.ГГГГ в обществе с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» заквотированное для трудоустройства инвалида рабочее место по профессии (специальности) «Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий», являлось свободным (вакантным).

ДД.ММ.ГГГГ на вакантное рабочее место для трудоустройства инвалида по профессии (специальности) «Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий» государственным казенным учреждением «Центр занятости населения г. Ставрополя» в общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» был направлен для трудоустройства следующий инвалид, кандидатура которого отклонена (в приеме на работу отказано с формулировкой «отсутствие квалификации и опыта работы» уполномоченным должностным лицом.

Сведений о том, что само лицо, после проведенного собеседования с представителем работодателя заявил об отсутствии у него квалификации и опыта работы по предложенной вакансии, материалы не содержат, в связи с чем, в указанной части доводы, приведенные ФИО1 не состоятельны.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 777 утверждены Методические рекомендации по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости.

В пункте 2 Методических рекомендаций предусмотрено, что при решении вопросов занятости инвалидов необходимо учитывать следующее: а) прямая дискриминация в отношении инвалидов при решении вопросов занятости выражается в не связанном с деловыми качествами инвалида отказе в приеме на работу и продвижении по службе, в профессиональной ориентации и обучении (переподготовке), трудоустройстве преимущественно на низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места;

б) косвенная дискриминация представляет собой требования, которые формально являются едиными для всех, но фактически ставят в неравное положение инвалидов. Косвенная дискриминация имеет место, когда положения локальных нормативных актов (нормативных предписаний) работодателя и практика их применения создают условия, препятствующие или ограничивающие выполнение работы инвалидом по сравнению с другими работниками.

В соответствии с пунктом 3 Методических рекомендаций основными формами возможного проявления дискриминации являются, в частности, отказ в приеме на работу на основании наличия у претендента инвалидности; наличие при приеме на работу избыточных требований, не связанных с трудовой деятельностью инвалида и направленных на его исключение из числа претендентов на вакантную должность или работу.

В пункте 10 Методических рекомендаций определено, что органом службы занятости осуществляется государственная функция надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты и их закреплением (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 181н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов").

Из приведенных нормативных положений следует, что законодатель, предоставляя для инвалидов дополнительные гарантии занятости, которые обеспечиваются, в частности, путем установления квоты в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема таких граждан на работу, закрепил определенный правовой механизм реализации этой гарантии, предусматривающий в том числе обязанность работодателя представить органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалида. В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного государственным учреждением службы занятости, работодатель обязан указать письменно в направлении службы занятости причину отказа в приеме на работу и возвратить это направление гражданину.

Действующим законодательством запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Основными формами возможного проявления дискриминации при трудоустройстве инвалида являются, в частности отказ в приеме на работу на основании наличия у претендента инвалидности или предъявление работодателем при приеме на работу инвалида избыточных к нему требований, не связанных с его квалификацией и направленных на его исключение из числа претендентов на вакантную должность или работу. За необоснованный отказ работодателя в приеме инвалида на работу в пределах установленной квоты предусмотрена административная ответственность соответствующего должностного лица.

Контроль за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения осуществляет государственная служба занятости населения. Квотирование же рабочих мест осуществляется работодателем.

Указанные действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения дела в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно и объективно выяснены все обстоятельства данного правонарушения.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1 подтверждены совокупностью доказательств, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия ФИО1 правильно квалифицированы по части 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.

Административное наказание назначено ФИО1 в соответствии с требованиями статей 3.1 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств дела.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки судьёй нижестоящей судебной инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в обжалуемом акте и не опровергают выводов о наличии в действиях ФИО1 состава вмененного административного правонарушения.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении данного дела не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворении жалобы не имеется.

На основании изложенного судья апелляционной инстанции приходит к выводу, что постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ является законным, обоснованным, вынесенным в соответствии с нормами материального и процессуального права, следовательно, подлежит оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 и 30.8 КРФ об АП, судья,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского района г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица- начальника отдела кадров и трудовых отношений Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» ФИО1, предусмотренного ч.1 ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статье 30.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в пятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствие со ст.30.14 КРФ об АП.

Судья подпись ФИО4

12-165/2019

Категория:
Административные
Ответчики
Пивоварова Татьяна Александровна
Суд
Октябрьский районный суд г. Ставрополя
Судья
Кузнецова Наталья Михайловна
Статьи

5.42

Дело на странице суда
oktyabrsky.stv.sudrf.ru
06.08.2019Материалы переданы в производство судье
10.10.2019Судебное заседание
22.01.2020Материалы переданы в производство судье
22.01.2020Судебное заседание
22.01.2020Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
22.01.2020Вступило в законную силу
22.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее