УИД 03RS0003-01-2024-011126-80

Дело № 2-10623/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Уфа                              08 ноября 2024 года

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Искандаровой Т.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Киреевой Е.Р.,

с участием истцов Кузнецова К.М., Кузнецовой Г.Ф.,

представителя ответчика Гузаировой З.М.,

представителя третьего лица ГБУЗ Республиканский медико-генетический центр Князевой М.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузнецова К. М., Кузнецовой Г. Ф. к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обязании обеспечить лекарственным препаратом,

установил:

Кузнецов К.М. и Кузнецова Г.Ф. обратились в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обязании обеспечения лекарственным препаратом.

В обоснование исковых требований указали, что истцы страдают тяжелым редким (орфанным) заболеванием - болезнь Фабри, имеют множество угрожающих жизни осложнений и сопутствующих заболеваний.

Болезнь Фабри включена в Перечень жизнеугрожаюших и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина и его инвалидности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Истцу Кузнецову К.М. заключением специалистов ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М.Сеченова» Минздрава России был подтвержден диагноз и назначена по жизненным показаниям ферментозаместительная терапия препаратом Агалсидаза-альфа, согласно заключению генетика ГБУЗ «Республиканский медико-генетический центр» от ДД.ММ.ГГГГ., в котором указано, что терапия должна быть пожизненной из расчета 3 флаконов раз в 14 дней.

Истцу Кузнецовой Г.Ф. заключением специалистов ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им.И.М.Сеченова» Минздрава России был подтвержден диагноз и назначена по жизненным показаниям ферментозаместительная терапия препаратом Агалсидаза-альфа. Вышеуказанные назначения также подтверждаются заключением генетика ГБУЗ «Республиканский медико-генетический центр» от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что терапия должна быть пожизненной из расчета 4 флаконов раз в 14 дней.

Истцы на протяжении нескольких лет обеспечивались жизненно необходимым лечением, однако с середины июля 2024 года перестали получать назначенное им по жизненным показаниям лекарство. Истцы неоднократно устно и письменно обращались в Министерство здравоохранения РБ с вопросом их лекарственного обеспечения, однако необходимым лекарственным препаратом истцы не обеспечены, препарат после перерыва был выдан истцам однократно на 2 введения, которого хватило на 14 ней.

Препарат Агалсидаза альфа зарегистрирован на территории Российской Федерации и внесен в Государственный реестр лекарственных средств и входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный Распоряжением Правительства РФ -р.

Промедление в обеспечении истцов названным лекарственным препаратом наносит непоправимый вред их здоровью и может привести к летальному исходу.

Учитывая изложенное истцы просили признать за ними право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом Агалсидаза-альфа для лечения <данные изъяты> по медицинский (жизненным) показаниям на постоянной основе за счет бюджета Республики Башкортостан; обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан организовать обеспечение Кузнецова К.М., Кузнецовой Г.Ф. лекарственным препаратом Агалсидаза-альфа в дозе 0,2 мг/кг. веса тела 1 раз в 14 дней на постоянной основе, не допуская перерывов в лечении; решение суда обратить к немедленному исполнению.

Представители третьих лиц ГБУЗ РБ Городская клиническая больница г. Уфы, Министерства финансов Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. В ранее представленном письменном отзыве на исковое заявление представитель третьего лица ГБУЗ РБ Городская клиническая больница г. Уфы указывает, что истцы Кузнецов К.М. и Кузнецова Г.Ф. бесперебойно и в полном объеме получают необходимые лекарственные препараты и медицинские изделия.

С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании истцы Кузнецов К.М., Кузнецова Г.Ф. поддержали исковые требования, просили удовлетворить.

Представитель ответчика Гузаирова З.М. возражала против удовлетворения искового заявления, поддержала доводы, изложенные в письменном возражении на исковое заявление и пояснила, что пациенты Кузнецов К.М. и Кузнецова Г.Ф. включены Федеральный регистр лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента». Для лекарственного обеспечения пациентов, входящих в регистр орфанных заболеваний ежегодно проводится экспертный совет, в котором с главным внештатным специалистом Минздрава РБ, согласно профилю заболевания, согласовывается итоговая потребность в лекарственном препарате пациентов. В 2024 году по протоколу Экспертного совета было закуплено 70 упаковок лекарственного препарата. После поступления лекарственного препарата в ГУП Башфармация были направлены разнарядки для лекарственного обеспечения граждан Кузнецовых, согласно их потребности и исходя из остатков на складе ГУП Башфармация. На ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова Г.Ф. обеспечена лекарственным препаратом в количестве - 64 упаковки, Кузнецов К.М. – 42 упаковки. Дополнительно поручением МЗ РБ от ДД.ММ.ГГГГ организован закуп 28 упаковок препарата. По данным Государственного казенного учреждения Управление материально-технического обеспечения Министерства Здравоохранения Республики Башкортостан, закуп лекарственного препарата находится в стадии размещения. Исходя из вышеизложенного следует, что Минздрав РБ не бездействует, а принимает все возможные меры для обеспечения истцов необходимым лекарственным препаратом. Также представитель ответчика выразила несогласие с требованием об обращении решения суда к немедленному исполнению, поскольку к числу случаев, установленных статье 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящий спор не относится. Министерство здравоохранения Республики Башкортостан организует приобретение медицинских препаратов и изделий исключительно в рамках неукоснительного соблюдения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ, что исключает возможность немедленного исполнения.

Представитель третьего лица ГБУЗ Республиканский медико-генетический центр Князева М.Ф. просила удовлетворить исковые требования, пояснила, что лекарственный препарат необходим истцам постоянно по жизненным показаниям.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 41 Конституции РФ гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь и установлено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения.

В целях реализации государством его конституционных обязанностей в области здравоохранения Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ) определяет, в частности, правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (п. п. 1, 3 ст. 1).

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Данный Федеральный закон впервые на законодательном уровне определил понятие "редкие (орфанные) заболевания" и предусмотрел специальные правила оказания медицинской помощи гражданам, ими страдающим.

Статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ предусмотрено право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ организация обеспечения лиц, больных редкими (орфанными) заболеваниями лекарственными препаратами по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, входит в перечень полномочий, которые Р. Ф. передает субъектам Российской Федерации, при этом средства на осуществление этих полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

В силу п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.

Согласно ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения (ч. 1); перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети "Интернет" (ч. 2); на основании этого перечня Правительство Российской Федерации утверждает перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (ч. 3).

В соответствии с ч. 4 ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ в целях обеспечения граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень, утвержденный в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, лекарственными препаратами осуществляется ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 403 "О порядке ведения федерального реестра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан и их инвалидности, и его регионального сегмента" утвержден порядок ведения регистра, а также Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в который включено заболевание "Фабри".

В соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в целях обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения необходимыми лекарственными препаратами распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2406-р, препарат МНН Агалсидаза-альфа включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Кузнецову К.М. установлен диагноз редкого заболевания: Е75.6 Другие сфинголипидозы «Болезнь Фабри» с поражением нервной системы (акропарестезии), сердца (нарушение внутрижелудочковой проводимости), кожи (ангиокератомы), абдоминальным синдромом в анамнезе, гипогидрозом. Тип наследования Х-сц. рецессивный.

Кузнецовой Г.Ф. установлен диагноз редкого заболевания: Е75.2 Болезнь Фабри с поражением зрения (вихревидная кератопатия), почек (ХБП), сердца (гипертрофия миокарда левого желудочка), ЖКТ (запор), нервной системы (нейронопатическая боль).

Данные диагнозы истцам установлены и подтверждены медицинскими документами: заключением консилиума ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М.Сеченова» Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Кузнецовой Г.Ф., врачебно-консультативным заключением МГК ГБУЗ РМГЦ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Кузнецовой Г.Ф., заключение ВК от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ РБ ГКБ г. Уфа ПО , решением ВК ГБУЗ РБ ГКБ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Кузнецова К.М., решение ВК ГБУЗ РБ ГКБ г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Кузнецовой Г.Ф., заключением ВК ГБУЗ РБ ГКБ об обеспечении Кузнецовой Г.Ф.

Заключениями названных медицинских комиссий Кузнецову Н.М. и Кузнецовой Г.Ф. назначены по жизненным показаниям ферментозаместительная терапия препаратом Агалсидаза-альфа в дозе 0,2 мг/кг. веса тела 1 раз в 14 дней на постоянной основе.

Судом установлено, что Кузнецову К.М. в 2024 г. выписаны рецепты: ДД.ММ.ГГГГ 80-24 Агалсидаза альфа 1 мг/мл 3.5 мл (отоварен); ДД.ММ.ГГГГ 80-24 Агалсидаза альфа 1 мг/ма 3.5 мл (отоварен), ДД.ММ.ГГГГ 80-24 Агалсидаза альфа 1 мг/мл 3.5 мл (отоварен); ДД.ММ.ГГГГ 80-24 Агалсидаза альфа 1 мг мл 3.5 мл (отоварен); ДД.ММ.ГГГГ 80-24 Агалсидаза альфа 1 мг/мл 3.5 мл (отоварен).

Также установлено, что Кузнецовой Г.Ф. в 2024 г. выписаны рецепты: ДД.ММ.ГГГГ 80-24 Агалсидаза альфа 1 мг/мл 3.5 мл (отоварен), ДД.ММ.ГГГГ 80-24 Агалсидаза альфа 1 мг/мл 3.5 мл (отоварен), ДД.ММ.ГГГГ 80-24 Агалсидаза альфа 1 мг/мл 3.5 мл (отоварен), ДД.ММ.ГГГГ 80-24 Агалсидаза альфа 1 мг/мл 3.5 мл (отоварен).

Обращаясь с настоящим иском, истцы указывают, что до середины июля 2024 г. они своевременно, бесперебойно обеспечивались жизненно необходимым для них лекарственным препаратом Агалсидаза-альфа, с середины июля 2024 г. начались перебои в обеспечении лекарством.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ).

По смыслу п. п. 2, 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.

Частью 9 статьи 83 указанного Федерального закона установлено, что обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 15 настоящего Федерального закона), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 3, 4 Постановления Правительства РФ N 890 от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным постановлением. При этом Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденными указанным постановлением, инвалидам все без исключения лекарственные средства по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно.

Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенции из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

С ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием разграничения полномочий" органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения (ст. 4.1).

В соответствии с законодательством РФ расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.

При этом, орган государственной власти субъекта РФ вправе за счет доходов бюджета субъекта РФ, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов: определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона N 323-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья): 1. Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. 2. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 3. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя: 1) этапы оказания медицинской помощи; 2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача); 3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений; 4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений; 5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи. 4. Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения: 1) медицинских услуг; 2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения; 3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека; 4) компонентов крови; 5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания; 6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния). При этом, в соответствии с ч. 5 ст. 37 Закона об основах охраны здоровья, назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ).

По смыслу п. п. 2, 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.

Частью 9 статьи 83 указанного Федерального закона установлено, что обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 15 настоящего Федерального закона), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 3, 4 Постановления Правительства РФ N 890 от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным постановлением. При этом Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденными указанным постановлением, инвалидам все без исключения лекарственные средства по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно.

Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенции из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

С ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием разграничения полномочий" органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения (ст. 4.1).

В соответствии с законодательством РФ расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.

При этом, орган государственной власти субъекта РФ вправе за счет доходов бюджета субъекта РФ, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов: определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона N 323-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья): 1. Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. 2. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 3. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя: 1) этапы оказания медицинской помощи; 2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача); 3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений; 4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений; 5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи. 4. Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения: 1) медицинских услуг; 2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения; 3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека; 4) компонентов крови; 5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания; 6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния). При этом, в соответствии с ч. 5 ст. 37 Закона об основах охраны здоровья, назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Нуждаемость Кузнецова К.М., Кузнецовой Г.Ф. в лечении лекарственным препаратом Агалсидаза альфа по жизненным показаниям ответчиком в ходе рассмотрения дела фактически не оспаривалась. Препарат «Агалсидаза-альфа» назначен Кузнецову К.М. и Кузнецовой Г.Ф. решениями врачебных комиссий, созданных в соответствии со статьей 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

При таких обстоятельствах, суд считает, что право на лекарственное обеспечение препаратом Агалсидаза альфа гарантировано Кузнецову К.М., Кузнецовой Г.Ф., как лицам, страдающему заболеванием, включенным в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или инвалидности. Нуждаемость в терапии указанным препаратом установлена врачами-специалистами при подготовке соответствующего заключения, которым кроме того, расписана схема применения препарата.

Обеспечение Кузнецова К.М., Кузнецовой Г.Ф., проживающих в Республике Башкортостан, бесплатными лекарственными препаратами, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложено на субъект Федерации – Республику Башкортостан в лице его компетентного исполнительного органа.

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан (пункт 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ ).

Одной из основных задач Министерства здравоохранения Республики Башкортостан является разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения (пункт 2.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ ).

Таким образом, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению нуждающихся лиц лекарственными препаратами. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.

Согласно Экспертному совету от ДД.ММ.ГГГГ на 2024 год итоговая годовая потребность на лекарственный препарат МНН Агалсидаза альфа (концентрат для приготовления раствора для инфузий 1 мг/мл 3.500 мл ) определена на Кузнецова К.М. - 72 упаковки, на Кузнецову Г.Ф. - 96 упаковок.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ пациент Кузнецова Г.Ф. обеспечена лекарственным препаратом в количестве 64 упаковки. Согласно Выписке из РМИАС, Кузнецовой Г.Ф. получен лекарственный препарат Агалсидаза альфа ДД.ММ.ГГГГ в количестве 16 упаковок, ДД.ММ.ГГГГ в количестве 17 упаковок, ДД.ММ.ГГГГ в количестве 17 упаковок, ДД.ММ.ГГГГ в количестве 8 упаковок, вместо выписанных по рецепту 14 упаковок.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ пациент Кузнецов К.М. обеспечен лекарственным препаратом в количестве 42 упаковки. Согласно Выписке из РМИАС, Кузнецовым К.М. получен лекарственный препарат Агалсидаза альфа ДД.ММ.ГГГГ в количестве 18 упаковок, ДД.ММ.ГГГГ в количестве 18 упаковок, ДД.ММ.ГГГГ в количестве 6 упаковок.

Доводы представителя ответчика об отсутствии достаточного финансирования на приобретение указанного препарата не соотносимы с приоритетом жизненных ценностей и не могут явиться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона N 184-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации", органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Согласно разъяснению, содержащемуся в определении Конституционного Суда РФ N-О от ДД.ММ.ГГГГ при проверке конституционности пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 ст. 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", отсутствие прямого указания на полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, в перечне полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", не может рассматриваться в системе действующего правового регулирования как не предполагающее обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации организовать за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации лекарственное обеспечение соответствующих категорий граждан, поскольку в случае недостаточности собственных средств для покрытия расходов на обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Ф. в той или иной форме финансовой помощи целевого характера.

Иное означало бы снижение уровня государственных гарантий охраны здоровья граждан, особенно в этом нуждающихся в силу самого характера их заболевания.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

В разделе V этой Программы указано, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности;

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что заявленные требования в части возложения на ответчика обязанности обеспечить истцов лекарственным препаратом «Агалсидаза-альфа» в соответствии с медицинским назначением являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку истцы имеют право на бесплатное обеспечение этим препаратом, а у Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в силу закона имеется обязанность по приобретению требуемого истцам лекарственного препарата.

Обращая решение суда к немедленному исполнению, суд руководствуется положениями части 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и исходит из установленных фактических обстоятельств, свидетельствующих о нуждаемости Кузнецова К.М. и Кузнецову Г.Ф. в лекарственных препаратах по состоянию здоровья.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств. При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств.

Доводы ответчика о принятии всех мер к обеспечению истцов необходимыми лекарственными препаратами, а также доводы третьего лица о том, что обеспечение истцов происходит в полном объеме, не получили подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Обязанность по обеспечению граждан, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, установлена на федеральном уровне. Обеспечение лекарственными препаратами возложено на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, данная обязанность являющаяся публично-правовой обязанностью органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия финансирования таких расходов, осуществления закупок, иное означало бы возможность фактического лишения граждан гарантированных им Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством медицинской помощи.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░ 0274029019) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░ ) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░ 0,2 ░░/░░. ░░░░ ░░░░ 1 ░░░ ░ 14 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░ 0274029019) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░ ) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░ 0,2 ░░/░░. ░░░░ ░░░░ 1 ░░░ ░ 14 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░                              ░░░░░░░░░░░ ░.░.

2-10623/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузнецов Кирилл Михайлович
Кузнецова Галина Фаритовна
Ответчики
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан
Другие
Министерство здравоохранения РБ ГБУЗ Республиканский Медико-генетический центр
Министерство финансов РБ
ГБУЗ РБ Городская клиническая больница № 13 г. Уфы
Суд
Кировский районный суд г. Уфы
Судья
Искандарова Т.Н.
Дело на сайте суда
kirovsky.bkr.sudrf.ru
12.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2024Передача материалов судье
16.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.09.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2024Подготовка дела (собеседование)
08.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2024Судебное заседание
08.11.2024Судебное заседание
18.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее