Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 марта 2018 г. г. Черемхово
Черемховский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Некоз А.С., при секретаре Цуленковой Е.В., с участием истца Кудряшовой К.С., представителя ответчика Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 Беляловой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-160/2018 по иску Кудряшовой Кристины Сергеевны к Министерству имущественных отношений Иркутской области, Межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4, администрации МО «город Черемхово» о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Кудряшова К.С. обратилась в Черемховский городской суд Иркутской области с иском к Министерству имущественных отношений Иркутской области, Межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области №, администрации МО «город Черемхово» о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, указав в обоснование исковых требований, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ в г. Черемхово Иркутской области. ДД.ММ.ГГГГ году ее отец Кудряшов Сергей Викторович умер, ДД.ММ.ГГГГ ее мать Шкрадюк Инна Владимировна лишена родительских прав Черемховским городским судом (решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ), в связи с этим она имеет право на меры социальной поддержки в виде обеспечения благоустроенным жильем. На основании постановления мэра муниципального образования «город Черемхово» № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении опеки», истцу назначен опекун Бердникова Любовь Валерьевна, на основании распоряжения управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Черемхово и Черемховскому району № ру-о от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время в списке на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда Иркутской области, сформированном в соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в <адрес>» она значится под учетным №. В списке, сформированном в целях учета детей-сирот в разрезе муниципальных образований для определения потребности в формировании специализированного жилищного фонда Иркутской области по муниципальному образованию «город Черемхово» ее учетный №. Ей исполнилось 19 лет, однако жилое помещение до настоящего времени не предоставлено. В настоящее время вынуждена арендовать жилье, своего жилья в собственности не имеет.
В связи с чем, истец просит обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области предоставить специализированное жилое помещение, расположенное на территории муниципального образования «город Черемхово», общей площадью не менее 33 кв.м.
В судебном заседании истец Кудряшова К.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика - Министерства имущественных отношений Иркутской области, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, о чем в материалах дела имеются соответствующие сведения.
Представитель ответчика - Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 Белялова В.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании иск Кудряшовой К.С. не признала, в письменном отзыве, представленном суду, указала, что возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку возложение обязанности на ответчика предоставить истцу жилое помещение на основании решения суда, повлечет нарушение прав граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения, вставших на очередь ранее истца.
Представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельные требования- Администрации муниципального образования «город Черемхово» в судебное заседание не явился, хотя о слушании дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, указав в отзыве на исковое заявление, что требования Кудряшовой К.С. обоснованно предъявлены к Министерству имущественных отношений Иркутской области, поскольку обязанность по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена законом на исполнительный орган государственной власти Иркутской области, осуществляющий управление в сфере имущественных отношений Иркутской области. Администрация как орган местного самоуправления не вправе осуществлять полномочия в сфере жилищных вопросов в отношении указанных категорий лиц.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК, с учетом мнения истца и представителя ответчика, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Администрации муниципального образования «город Черемхово» и Министерства имущественных отношений Иркутской области.
Выслушав истца Кудряшову К.С., представителя ответчика Белялову В.С., исследовав представленные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, ребенок, достигший возраста 18 лет, не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, определение перечня документов, которые должны быть представлены, орган, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
Из порядка обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области, установленного Законом Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ следует, что основанием для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений является включение их территориальными подразделениями министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по месту жительства в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - списки), в порядке ст. 4 Закона Иркутской области №-ОЗ.
В соответствии со ст. 2 вышеназванного закона жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра.
Как следует из положений ст.ст. 5, 6 Закона Иркутской области №- ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области», Положения о Министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 № 264/43-пп, предоставление и формирование специализированного жилищного фонда <адрес> для детей-сирот осуществляется министерством имущественных отношений Иркутской области.
Судом установлено, согласно свидетельства о рождении серии I-СТ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением ЗАГС <адрес> отделом по <адрес> и <адрес>, Кудряшова Кристина Сергеевна родилась ДД.ММ.ГГГГ в г. Черемхово Иркутской области и ее родителями являются: отец Кудряшов С.В., мать Шкрадюк И.В.
Отец Кудряшов С.В. умер ДД.ММ.ГГГГ Указанное обстоятельство подтверждается свидетельством о смерти I-СТ №, выданным Управлением ЗАГС <адрес> отделом по Черемховскому району и г. Черемхово ДД.ММ.ГГГГ.
Мать истца Шкрадюк И.В. решением Черемховского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, лишена родительских прав в отношении Кудряшовой К.С., с нее взысканы алименты на содержание дочери в размере ? части всех видов дохода, начиная с ДД.ММ.ГГГГ до совершеннолетние ребенка.
Таким образом, судом установлено, что Кудряшова К.С. в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением мэра муниципального образования «город Черемхово» № от ДД.ММ.ГГГГ Бердникова Л.В. назначена опекуном над несовершеннолетней Кудряшовой К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На основании распоряжения управления министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> и <адрес> № ру-о от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении Бердниковой Любови Валерьевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., попечителем,
исполняющим свои обязанности возмездно по договору о приемной семье», над несовершеннолетней Кудряшовой К.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., попечителем, исполняющим свои обязанности возмездно по договору о приемной семье назначена Бердникова Л.В.
Постановлением мэра муниципального образования МО «город Черемхово» № от ДД.ММ.ГГГГ Кудряшова К.С. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Из ответа Министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец включена ДД.ММ.ГГГГ в список детей на предоставление жилых помещений, сформированный в соответствии с ч. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в <адрес>», под учетным номером 4 992. В списке, сформированном министерством в целях учета детей-сирот в разрезе муниципальных образований для определения потребности в формировании специализированного жилищного фонда Иркутской области, по муниципальному образованию «город Черемхово» истцу присвоен учетный №.
Черемховский производственный участок Иркутского отделения АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» сообщает, что право собственности на объекты недвижимости за Кудряшовой К.С. не зарегистрировано, право однократной бесплатной приватизации муниципального и государственного жилищного фонда на территории Черемховского района не использовано, о чем указано в справке от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №, отсутствует информация о правах Кудряшовой К.С. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества.
Кудряшова К.С., согласно паспортным данным истца, регистрации по месту жительства не имеет.
Истец зарегистрирована по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, д<адрес> <адрес>, что подтверждается свидетельством № о регистрации Кудряшовой К.С. по месту пребывания.
В судебном заседании истец Кудряшова К.С. пояснила, что она не имеет постоянной регистрации на территории Иркутской области, зарегистрирована по месту пребывания по адресу своего попечителя Бердниковой Л.В. в Черемховском районе до 16.10.2018г., однако, права пользования этим жилым помещением она не имеет. Ей исполнилось 19 лет, однако жилое помещение до настоящего времени не предоставлено.
Судом достоверно установлено, что Кудряшовой К.С., достигшей возраста 19 лет, до настоящего времени не предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Иркутской области, тем самым нарушено ее право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантированное федеральным законодательством.
Ссылка представителя ответчика на то, что удовлетворение данного иска фактически приведет к нарушению законных интересов прав иных граждан, включенных в список на предоставление жилья ранее даты обращения Кудряшовой К.С., то есть фактически ссылающиеся на предоставление жилья в порядке очередности, не может быть принята во внимание судом, поскольку в силу положений ст. 9 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Как указал Верховный Суд РФ в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-АПГ15-12 в силу положений ст. 8 Федеральный закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться указанным гражданам именно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, то есть после обращения с соответствующим заявлением незамедлительно. В законодательстве субъекта Российской Федерации иные условия предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены быть не могут.
Таким образом, анализируя вышеизложенное, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истец в силу статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение его жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в связи с чем, исковые требования Кудряшовой К.С. к Министерству имущественных отношений Иркутской области, Межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кудряшовой Кристины Сергеевны к Министерству имущественных отношений Иркутской области, Межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда - удовлетворить.
Обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области предоставить Кудряшовой Кристине Сергеевне благоустроенное применительно к условиям муниципального образования «город Черемхово» жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Черемхово», общей площадью не менее 33 кв.м.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд путем подачи жалобы через Черемховский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья: А.С. Некоз
Копия верна. Судья:
Мотивированный текст решения изготовлен 09.03.2018 года.