УИД 54RS0025-01-2023-001814-48
Судья Дьячкова О.В. Дело № 2-35/2024
Докладчик Коваленко В.В. Дело № 33-6790/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Недоступ Т.В.
судей Коваленко В.В., Кузовковой И.С.
при секретаре Митрофановой К.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 18 июля 2024 года гражданское дело по иску Пеннера Якова Францевича к администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области о признании права собственности на канализационные сети и канализационный колодец, заявлению третьего лица Костина Андрея Сергеевича, заявившего самостоятельные требования относительно предмета спора к Пеннеру Якову Францевичу и администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области о признании канализационных сетей и канализационного колодца недвижимым имуществом и передаче их в собственность муниципального образования
по апелляционной жалобе Костина А.С. на решение Куйбышевского районного суда г. Новосибирска от 27 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Коваленко В.В., объяснения представителя Пеннера Я.Ф – Захаренкова Е.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Пеннер Я.Ф. обратился в суд с иском к администрации г. Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области в котором, с учетом уточнения исковых требований, просил признать за ним право собственности на канализационные сети протяженностью 2,9 м и канализационный колодец, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами № находящиеся по адресу: <адрес>
В обоснование иска указано, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Пеннеру Я.Ф. на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 168,4 кв.м., расположенное в здании по адресу: <адрес>, к которому подходят канализационные сети протяженностью 2,9 м, а также канализационный колодец, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами № (162/1000 доли которого принадлежит истцу) и № (принадлежит администрации г. Куйбышева), с разрешенным использованием: под эксплуатацию и строительство капитальных объектов, находящимися по адресу: <адрес>.
В договоре купли-продажи от 08.09.2009 г., по которому истец приобрел в собственность указанное помещение, отсутствуют сведения о передаче канализационных сетей. Однако, данное нежилое помещение и подведенные к нему канализационные сети представляют собой единый недвижимый комплекс. При этом у истца отсутствуют иные возможности по оформлению прав на указанные объекты.
Факт предназначения спорных объектов для исключительных нужд нежилого помещения, принадлежащего истцу, подтверждается технической документацией, справкой ГБУ НСО «ЦКО и БТИ», а также техническим заключением ООО «Альянс-Проект» № 258-2023, согласно которому система канализации соответствует требованиям СанПиН 42-128-4690-88 от 05.08.1988 г. № 4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (расстояние до жилых домов более 20 м), СП 42.13330.2016 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр) (расстояние до ближайшего здания гаражных боксов от оси выгреба более 3).
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Костин А.С. завил самостоятельные требования относительно предмета спора: просил признать спорные канализационные сети и канализационный колодец недвижимым имуществом и передать их в собственность муниципального образования – администрации <адрес>.
В обоснование данных требований указано, что на основании договора купли-продажи от 30.06.2015 г. Костин А.С. приобрел нежилое помещение общей площадью 30,4 кв.м. по адресу: <адрес> 06.07.2016 г. им и другими лицами был приобретен в общую долевую собственность земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером № общей площадью 2 145 кв.м. по адресу: <адрес>, <адрес> (доля Костина А.С. – 167/100).
На соседнем участке с кадастровым номером № находящимся в муниципальной собственности, находится канализационный колодец, куда в том числе стекали осадки, вода от растаявшего снега с крыши гаражей. Таким образом, данный колодец использовался и как канализационный колодец для собственников здания, и как ливневый для утилизации воды с крыши гаражей, принадлежащих разным собственникам, этим колодцем они пользовались сообща.
В 2023 году Пеннер Я.Ф., не имея законных прав, заявил, что колодец принадлежит ему, и что он имеет право на землю, на которой расположен колодец, самовольно произвел гидроизоляцию оголовка колодца для исключения попадания туда воды с крыши здания, подняв его над землей около метра, что привело к попаданию воды из сливной трубы к гаражу Костин А.С. и их подмыванию, делает невозможным проезд и работу снегоуборочной техники, что приводит к неблагоприятному воздействию на фундамент здания, мешает выезду из гаражей в город. Поскольку на здании плоская крыша, это приводит к скапливанию больших объемов снега, каждый год собственники здания вынуждены привлекать погрузчик и самосвал для вывоза снега. Признание права собственности за Пеннером Я.Ф. на спорные объекты повлечет для него возможность претендовать на право собственности на земельный участок, на котором расположен колодец, что создаст препятствия в пользовании земельным участком и сделает невозможным для Костина А.С. проезд в гараж и из него.
Решением Куйбышевского районного суда Новосибирской области от 27 марта 2024 года исковые требования Пеннера Я.Ф. удовлетворены.
За Пеннером Я.Ф. признано право собственности на канализационные сети протяженностью 2,9 м и канализационный колодец, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами № и №, расположенные по адресу: <адрес> <адрес>.
В удовлетворении требований Костина А.С. о признании канализационных сетей и канализационного колодца недвижимым имуществом и передаче их в собственность муниципального образования – города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области отказано.
В апелляционной жалобе Костин А.С. просит решение отменить и принять по делу новое решение, отказав в иске. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд, разрешая спор, вышел за пределы заявленных исковых требований.
Так, удовлетворяя требования Пеннера Я.Ф. о признании права собственности на канализационные сети и колодец, суд исходил из того, что они представляют собой единый недвижимый комплекс с указанным нежилым помещением с кадастровым номером № Однако, в исковом заявлении Пеннер Я.Ф. просил признать за ним право собственности на канализационные сети и канализационный колодец на основании ст.ст. 12 и 234 ГК РФ, считая, что это движимое имущество.
Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Пеннер Я.Ф., на основании договора купли-продажи от 08.09.2009 г., заключенного с ЗАО «Агрострой», является собственником нежилого помещения общей площадью 168,4 кв.м., расположенного в здании по адресу: <адрес>, переулок Лесоперевалочный, <адрес> (т. 1 л.д. 45-47).
Костин А.С. является собственником расположенного в этом же здании нежилого помещения общей площадью 30,4 кв.м (т. 1 л.д. 57).
Земельный участок общей площадью 2 145 кв.м., с кадастровым номером №, на котором расположено здание по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, находится в общей долевой собственников помещений в этом здании (т. 1 л.д. 58-59).
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 14.08.2008 г., здание по адресу: <адрес>, было возведено в 1968 году, имеет общую площадь 875,6 кв.м., канализация отсутствует (т. 2 л.д. 21-33).
Также из материалов дела следует, что на земельном участке с кадастровым номером №, а также смежном с ним земельном участке с кадастровым номером 54:34:011604:32, находящимся с собственного муниципального образования г. Куйбышев, находятся канализационной колодец и канализационная сетью протяженностью 2,9 м, ведущая к нежилому помещению Пеннера Я.Ф. Удовлетворяя исковые требования Пеннера Я.Ф. о признании за ним права собственности на вышеуказанные канализационный колодец и канализационную сеть, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 135, 287.5, 218, 234 ГК РФ, исходил из того, что спорное имущество не является общим имуществом собственников помещений в здании по адресу: <адрес> <адрес>, поскольку предназначено только для обслуживания помещения Пеннера Я.Ф. При этом, суд пришел к выводу о том, что спорные предметы являются принадлежностью к главной вещи – принадлежащему Пеннеру Я.Ф. нежилому помещению, которое ему было передано в собственность 08.09.2009 г. Также суд посчитал, что прохождение канализационной сети через находящийся в общей долевой собственности земельный участок с кадастровыми номерами №, не является препятствием для признания за истцом права собственности на этот объект, поскольку большинство долевых собственников как здания, так и земельного участка согласились с этим.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу статей 141.3, 141.4 ГК РФ здания, сооружения и помещения являются недвижимыми вещами.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
Из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Пеннером Я.Ф. было приобретено только нежилое помещение общей площадью 168,4 кв.м. в здании по адресу: <адрес>. На это же нежилое помещение за ним зарегистрировано право собственности.
При этом, как указано выше, вышеуказанное здание при его строительстве и по состоянию на 14.08.2008 г., не было оборудовано канализацией, на что прямо указано в техническом паспорте (т. 2 л.д. 30).
Согласно п. 14 ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В результате возведения автономной канализации (спорные канализационная сеть и канализационный колодец), выходящей за пределы здания и частично располагающейся на соседнем земельном участке, были улучшены указанные в техническом паспорте параметры здания. Следовательно, имела место реконструкция.
Вывод суда первой инстанции о том, что в соответствии с п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ на возведение спорной канализации не требовалось разрешения на строительство, является необоснованным, поскольку канализация частично расположена на территории общего пользования (земельном участке с кадастровым номером 54:34:011604:32), на что истцу было указано администрацией <адрес> в письме от 20.09.2023 г. (т. 1 л.д. 20).
Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки (п. 1).
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (п. 2).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом (п. 3).
В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2023 г. N 44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» разъяснено, что постройка, возведенная (созданная) в результате реконструкции объекта недвижимого имущества, которая привела к изменению параметров объекта, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), может быть признана самовольной и подлежащей сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями при наличии оснований, установленных пунктом 1 статьи 222 ГК РФ. При наличии технической возможности такая постройка может быть приведена в соответствие с установленными требованиями путем демонтажа только той части объекта, которая была создана в результате реконструкции (например, самовольно возведенной пристройки).
В силу указанных выше положений закона и разъяснений по их применению, право собственности на реконструированное нежилое помещение за Пеннером Я.Ф. может быть признано по основаниям, установленным ст. 222 ГК РФ.
Однако, с иском по таким основания Пеннер Я.Ф. в суд не обращался.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене с постановлением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Куйбышевского районного суда Новосибирской области от 27 марта 2024 года в части признания за Пеннером Я.Ф. права собственности на канализационные сети протяженностью 2,9 м и канализационный колодец, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами №, расположенные по адресу: <адрес>, отменить. В указанной части постановить новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Пеннера Я.Ф. о признании права собственности отказать.
Апелляционную жалобу Костина А.С. удовлетворить.
Председательствующий
Судьи