Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 апреля 2019 г. <адрес>
Табасаранский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Шихгереева Г.И.
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> (Далее ГУ-ОПФ РФ по РД) к ФИО3 о взыскании излишне выплаченной суммы компенсационной выплаты в размере 176 000 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год,
с участием представителя истца - ФИО6 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за №.
У С Т А Н О В И Л:
ГУ-ОПФ РФ по РД обратилось в суд с иском к ФИО3 о взыскании суммы излишне выплаченной компенсационной выплаты лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, в размере 176 000 рублей и судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 4720 рублей.
Требования мотивированы тем, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась получателем компенсационной выплаты как неработающее трудоспособное лицо, осуществляющее уход за нетрудоспособным гражданином ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Компенсационная выплата была установлена на основании Указа Президента Российской Федерации от 26.12.2006г. № и Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2007г. №.
В связи с тем, что ответчик не работала и осуществляла уход за ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ ей была назначена компенсационная выплата в размере 5500 рублей 00 копеек.
Ответчик, зная о том, что при поступлении на работу теряет право на получение компенсационной выплаты, не известила ПФР.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица, установлены следующие периоды работы ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «Сельсовет Хурикский».
Требование также мотивировано со ссылкой на пп. «д» п. 9 Правил, согласно которым осуществление компенсационной выплаты прекращается, в том числе в случае выполнения нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы и на п.10 Правил, согласно которому лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
В связи с не сообщением о своем трудоустройстве ФИО3 допустила перерасход денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход, в размере 176000 рублей 00 копеек.
В адрес ФИО3 (РД, <адрес>) Управлением ОПФ РФ по РД в <адрес> было направлено заказное письмо о принятии мер по погашению переплаты компенсационной выплаты с указанием добровольной уплаты образовавшейся переплаты.
Денежные средства в счет возмещения ущерба в бюджет ПФР от ФИО3 не поступали.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ Г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионер утрачивает право на пенсию при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.
На основании ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ Г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии. В случае не возврата излишне выплаченной сумм страховой пенсии, пенсионер возмещает пенсионного органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.
Расходование средств Пенсионного фонда РФ осуществляется в соответствии с ежегодно принимаемым Федеральным законом о бюджете ПФ РФ, расходная часть которого предусматривает назначение и выплату пенсий в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством.
Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» на территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению целевого использования средств обязательного пенсионного страхования, а также по осуществлению контроля за их использованием.
Таким образом, в нарушение статьи 25 и 28 Закона о страховых пенсиях ФИО3, по своей вине своевременно не уведомила УОПФР по РД в <адрес> об устройстве на работу, неправомерно получила компенсационную выплату в сумме 176 000 рублей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и по своей вине причинила убытки ГУ - ОПФР по РД в сумме 176 000 рублей.
На основании этих доводов просит взыскать с ФИО3 в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 176 000 рублей излишне выплаченной компенсационной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, а также сумму государственной пошлины в размере 4720 руб. 00 копеек в соответствии со ст. 98 ГПКРФ
Представитель истца ФИО6 в судебном заседании исковое заявление поддержал, просил его удовлетворить в полном объеме, при этом уточнил, что в просительной части искового заявления период с ДД.ММ.ГГГГ указано ошибочно, а фактически требует с ДД.ММ.ГГГГ, как указано в расчете переплаты и в протоколе о выявлении излишне выплаченных сумму пенсии. Далее пояснил, что ответчику ФИО3 на основании её заявления распоряжением Табасаранского УПФР РД назначена компенсационная выплата за уход с ДД.ММ.ГГГГ При этом она осведомлена о необходимости в случае трудоустройства сообщить об этом в Пенсионный фонд. Однако в нарушение условий назначения компенсационной выплаты после устройства на работу с ДД.ММ.ГГГГ не известила Пенсионный орган о сведениях, влекущих прекращение выплаты, в связи с чем по её вине неправомерно получила компенсационную выплату в сумме 176 000 рублей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и тем самым причинила убытки ГУ - ОПФР по РД в сумме 176 000 рублей. Относительно возражений ответчика заявил о том, что добросовестности с ее стороны нет, так как денежные средства она получала, а о последствиях прекращения она уведомлена. Ущерб Пенсионному фонду причинен ее виновными действиями, а относительно заявленного срока исковой давности согласно ст.200 ГПК РФ подлежит исчислению с момента, когда Пенсионному органу стало известно о трудоустройстве ответчика, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому требования заявлены в рамках сроков исковой давности.
Ответчик, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в своё отсутствие. В то же время в суд от ответчицы поступило заявление, согласно которому она требования истца не признает, полагая, что пенсия и приравненные к нему платежи согласно нормам Гражданского кодекса возврату не подлежат. В то же время заявляет о применении срока исковой давности.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми - инвалидами и инвалидами с детства 1 групп", предусмотрено установление ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, которые осуществляют уход за детьми - инвалидами и инвалидами с детства 1 групп, то есть такой категории граждан, которые нуждаются в предоставлении особых мер социальной защиты.
Изданные в соответствии с названным Указом Президента РФ, Правила предусматривают компенсационные выплаты исключительно для неработающих трудоспособных граждан, способных к труду, но оставивших работу ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющими вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка либо пенсии (пособия).
Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 397, предусмотрено, что компенсационная выплата устанавливается неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход, на весь период осуществления ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы. Указанная выплата производится к установленной ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы пенсии и осуществляется в течение периода осуществления ухода за ним в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
В соответствии с п. 13 указанных правил лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
Как следует из материалов дела, согласно решению о назначении ежемесячной выплаты лицу, осуществляющему уход за ребенком инвалидом Табасаранского УПФР от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 на основании ее заявления назначена ежемесячная выплата лицу, осуществляющему уход за ребенком инвалидом, с ДД.ММ.ГГГГ. Выплаты решено производить к пенсии ребенка инвалида.
Имеется заявление ФИО3 в ОПФР по РД о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, чтобы её назначили в качестве ухаживающей за нетрудоспособным гражданином ФИО2, так как она нигде не работает, пособие по безработице не получает, по очной форме в образовательном учреждении не обучается, а также не является получателем пенсии. Там же обязуется об обстоятельствах влекущих за собой прекращение осуществление компенсационной выплаты сообщить в Территориальный орган Пенсионного фонда РФ в течение пяти рабочих дней.
Как следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, ФИО3, установлены следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работает в Администрации МО СП «Сельсовет Хурикский» <адрес> Республики Дагестан.
Ответчик не оспаривает указанный в заявлении период работы.
Согласно представленному истцом расчету, заявленная к взысканию задолженность по переплате предъявляется с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в размере 176 000 рублей.
Согласно протоколу о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии от ДД.ММ.ГГГГ за № сумма переплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год составила 176 000 рублей.
Согласно представленному представителем истца истории выплат по лицевому счету ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.2017г. каждый месяц ей начислялась сумма компенсации к социальной пенсии для лица занятому уходом в размере 5500 рублей.
Ответчик расчет задолженности и излишне уплаченная сумма согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ не оспаривает в то же время им заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Проанализировав положения п. 4 ст. 23, п. 1 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ст. ст. 1102, 1109 ГК РФ, п. п. 9, 10 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", суд приходит к выводу о том, что указанная переплата подлежит взысканию в соответствии со ст. 1102 ГК РФ.
Проверяя заявление ответчика о применении срока исковой давности и доводы представителя истца о том, что истцу стало известно о факте трудоустройства лица, осуществляющего уход только ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, срок исковой давности не пропущен, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с ч. 2 ст. 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу требований ч. 1 ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно п. 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2122-1, Пенсионный фонд РФ обеспечивает организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств.
Учитывая особенности правового положения истца, являющегося финансово-кредитным учреждением, образованным в целях управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, принимая во внимание положения ч. 2 ст. 200 ГК РФ, суд считает, что срок исковой давности по требованию о взыскании компенсационной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по март 2016 года истек на момент подачи истцом искового заявления – ДД.ММ.ГГГГ, так как в данном случае пенсионный орган должен был узнать о нарушении своего права, поскольку пенсионный орган наделен законными полномочиями по проверке документов, послуживших основанием для назначения компенсационных выплат.
Поскольку выплата пенсии производится ежемесячно, то неосновательное обогащение возникает с момента получения ответчиком каждой выплаты, соответственно право на возврат пенсии возникает у пенсионного органа после каждого платежа, с которого и начинает течь срок исковой давности.
Согласно п.14 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 397 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы" (вместе с "Правилами осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы") «Прекращение осуществления ежемесячной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в пункте 12 настоящих Правил».
На основании изложенного суд приходит к выводу, что ответчик ФИО3, за спорный период, пользовалась указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законных оснований, в связи, с чем является неосновательно обогатившимся лицом за счет истца, но в то же время суд считает, что взыскание должно производиться за период трехгодичного срока платежей, отказав во взыскании неосновательного обогащения за период с ДД.ММ.ГГГГ по март 2016 г., в размере 115 500 рублей за пропуском срока исковой давности.
На основании того, что суд пришел к выводу об удовлетворении требований истца частично (176 500 – 115 500 = 61 000 руб.) на 75 %, то согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ судебные расходы, госпошлина в размере 4720 руб. уплаченная согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ за №, также должно быть распределено между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям, то есть с ответчика в счет возмещения судебных расходов истца должно быть взыскано сумма в размере 3068 руб. (4720 (100%) – 1652 (25%) = 3068 (75%) руб.).
В то же время суд не принимает доводы ответчика ФИО3, просившей об отказе в исковом заявлении полагая, что пенсия и приравненные к нему платежи согласно нормам Гражданского кодекса не подлежат возврату, на основании следующего.
Согласно п.3 ст.1109 ГК РФ заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;
В то же время, ФИО3 была предупреждена о необходимости в течение 5 дней известить Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение осуществление компенсационной выплаты, в том числе о выполнении нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы, что подтверждается ее личной подписью в заявлении.
Однако ответчик в установленный срок не поставила Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> в известность о том, что она выполняла в спорный период оплачиваемую работу, что свидетельствует о недобросовестности с ее стороны.
При таких обстоятельствах п. 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации применению не подлежит.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск ГУ-Отделение Пенсионного фонда России по <адрес> удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО3 в пользу ГУ- Отделение Пенсионного фонда России по <адрес> 115 500 (сто пятнадцать тысяч пятьсот) руб. излишне уплаченной компенсационной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и 3068 (три тысяча шестьдесят восемь) руб. расходы по оплате государственной пошлины.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в апелляционном порядке в течение одного месяца через Табасаранский районный суд со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Г.И.Шихгереев