№ 66а-574/2020 | |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
город Сочи | 17 июня 2020 года |
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И.,
судей Сиротиной Е.С., Брянцевой Н.В.
при секретаре судебного заседания Учадзе Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-22/2020 (УИД 26OS0000-04-2019-000256-59) по административному исковому заявлению Кузнецова Ивана Семеновича, Кузнецовой Валентины Васильевны о признании не действующими отдельных положений Порядка назначения и выплаты гражданам Российской Федерации, относящимся к категории «дети войны», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 24 мая 2019 г. № 163,
по апелляционной жалобе Кузнецова Ивана Семеновича, Кузнецовой Валентины Васильевны на решение Ставропольского краевого суда от 12 февраля 2020 г., которым административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И., объяснения представителей Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края Фурмановой В.В., Редькиной С.А., Думы Ставропольского края Симоновой Н.Ю., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
Министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края 24 мая 2019 г. издан приказ № 163 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты денежной выплаты гражданам Российской Федерации, относящимся к категории «дети войны» (далее также – Приказ № 163, Порядок).
Указанный приказ опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Ставропольского края (http://pravo.stavregion.ru/), а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 24 мая 2019 г.
В настоящее время Порядок действует в редакции приказа Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 02 марта 2020 г. № 60 «О внесении изменений в Порядок назначения и выплаты денежной выплаты гражданам Российской Федерации, относящимся к категории «дети войны», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 24 мая 2019 г. № 163».
Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что при снятии с регистрационного учета по месту жительства, в связи с выездом за пределы Ставропольского края, гражданин обязан в 10-дневный срок письменно уведомить об этом орган местного самоуправления.
Согласно пункту 12 Порядка суммы денежной выплаты, излишне выплаченные гражданину, возмещаются им добровольно, а в случае возникновения спора - взыскиваются органом местного самоуправления в судебном порядке.
Кузнецов И.С. и Кузнецова В.В., относящиеся к категории граждан «дети войны», обратились в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать не действующими пункт 11 во взаимосвязи с пунктом 12 Порядка в части утраты права на ежегодную денежную выплату гражданам категории «дети войны» при снятии их с регистрационного учета в Ставропольском крае и постановке на регистрационный учет в ином регионе Российской Федерации, ссылаясь на их противоречие части 2 статьи 19, части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, Закону Ставропольского края от 13 декабря 2018 г. № 104-кз «О детях войны в Ставропольском крае», а также нарушение права на получение меры социальной поддержки в виде ежегодной денежной выплаты.
Решением Ставропольского краевого суда от 12 февраля 2020 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Кузнецов И.С. и Кузнецова В.В. просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывают на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и неприменение закона, подлежащего применению. По мнению авторов апелляционной жалобы, судом оставлено без внимания, что фактически, установив в нормативном правовом акте оспариваемые положения, административный ответчик, не являясь законодательным органом, изменил нормы Закона Ставропольского края от 13 декабря 2018 г. № 104-кз «О детях войны в Ставропольском крае», которыми не предусмотрена утрата права граждан Российской Федерации, относящихся к категории «дети войны», на выплату денежной выплаты в случае их выезда на постоянное место жительства в иной регион Российской Федерации. Кроме того, судом не дана оценка их доводам о противоречии пунктов 11 и 12 Порядка положениям Конституции Российской Федерации, Устава Ставропольского края.
Министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края представлены письменные возражения на доводы апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также -КАС РФ), судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта в пределах полномочий Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края с соблюдением требований законодательства к порядку принятия нормативного правового акта и его опубликованию, обоснованно не усмотрел несоответствия пунктов 11 и 12 Порядка имеющим большую силу нормативным правовым актам.
Позиция суда первой инстанции основана на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
В силу положений Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к которым относится социальная защита (пункт «ж» части 1 статьи 72), издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а равно по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (части 1, 2, 4 и 5 статьи 76).
Подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относит решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организацию предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 26.3-1 названного федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренных данной статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
При этом исходя из содержания пункта 1 статьи 26.14 этого же федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы на решение вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих материальных ресурсов и средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).
Из приведенных законоположений прямо следует, что субъект Российской Федерации при наличии возможности вправе за счет средств регионального бюджета предоставлять дополнительные меры социальной поддержки в отношении тех категорий граждан, которые нуждаются в государственной социальной помощи и определены субъектом Российской Федерации самостоятельно.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах, в частности в Постановлении от 27 марта 2018 г. № 13-П, законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия в сфере социальной защиты, обладает широкой дискрецией и вправе как определять форму, виды и условия предоставления за счет собственных средств социальной помощи (поддержки), в том числе с учетом принципа адресности и на основе оценки нуждаемости, так и изменять правовое регулирование в указанной сфере.
Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 13 декабря 2018 г. № 104-кз «О детях войны в Ставропольском крае».
В соответствии со статьей 1 названного регионального закона (в редакции Закона Ставропольского края от 21 мая 2019 г. № 33-кз) граждане Российской Федерации, родившиеся на территории Союза Советских Социалистических Республик, а также на иных территориях, которые на дату начала Великой Отечественной войны входили в его состав, не достигшие совершеннолетия на 3 сентября 1945 г. и постоянно проживающие на территории Ставропольского края, относятся к категории «дети войны».
Согласно статье 2 этого же регионального закона гражданам Российской Федерации, относящимся к категории «дети войны», выдаются удостоверения.
Законом Ставропольского края от 21 мая 2019 г. № 33-кз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края» Закон Ставропольского края от 13 декабря 2018 г. № 104-кз «О детях войны в Ставропольском крае» дополнен статьей 3.1, частью 1 которой установлено, что гражданам Российской Федерации, относящимся к категории «дети войны», предоставляется дополнительная мера социальной поддержки в виде ежегодной денежной выплаты (далее - денежная выплата), размер которой в 2019 году составляет 5000 рублей.
Частью 3 названной нормы предусмотрено, что денежная выплата предоставляется независимо от получения иных мер социальной поддержки по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации или законодательством Ставропольского края, в том числе в денежной форме.
Порядок назначения и выплаты денежной выплаты устанавливается Правительством Ставропольского края или уполномоченным им органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения (часть 4).
При этом в силу статьи 4 Закона Ставропольского края от 13 декабря 2018 г. № 104-кз «О детях войны в Ставропольском крае» финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год и плановый период.
Таким образом, мера социальной поддержки в виде ежегодной денежной выплаты гражданам Российской Федерации, относящимся к категории «дети войны», не будучи предусмотренной на федеральном уровне, является дополнительной и финансируемой из регионального бюджета.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 23 мая 2019 г. № 228-п Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края определено уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края на установление порядка назначения и выплаты денежной выплаты гражданам Российской Федерации, относящимся к категории «дети войны» в соответствии с Законом Ставропольского края от 13 декабря 2018 г. № 104-кз «О детях войны в Ставропольском крае».
В целях реализации указанного постановления Правительства Ставропольского края министром труда и социальной защиты населения Ставропольского края издан Приказ № 163 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты денежной выплаты гражданам Российской Федерации, относящимся к категории «дети войны», который в соответствии с подпунктом 1 пункта 15 Положения о министерстве труда и социальной защиты населения Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 22 ноября 2013 г. № 424-п, имеет нормативный характер.
Оспариваемым пунктом 11 Порядка установлена обязанность гражданина при снятии с регистрационного учета по месту жительства, в связи с выездом за пределы Ставропольского края, в 10-дневный срок письменно уведомить об этом орган местного самоуправления.
Такая обязанность не носит произвольный характер, полностью соотносится с положениями пунктов 2, 4, 7 Порядка, исходя из содержания которых следует, что денежная выплата назначается и предоставляется гражданам именно органами местного самоуправления Ставропольского края по месту их жительства по выплатным делам, оформленным на получателя денежной выплаты, и осуществляется в беззаявительном порядке на основании сведений, имеющихся в распоряжении органов местного самоуправления, о гражданах, получивших удостоверения, подтверждающие их принадлежность к категории «дети войны», и обусловлена необходимостью своевременного информирования уполномоченного органа о соответствующих изменения в целях актуализации сведений о таких гражданах.
В развитие сказанного, пункт 9 Порядка предусматривает представление органами местного самоуправления в срок до 17 числа месяца, предшествующему месяцу выплаты, заявок на финансирование денежной выплаты и расходов на оплату услуг по доставке в Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, которое в свою очередь, ежемесячно в срок не позднее чем за 5 рабочих дней до начала планируемого месяца представляет в Министерство финансов Ставропольского края заявку на финансирование денежной выплаты и расходов на оплату услуг по доставке.
Устанавливая Пунктом 11 вышеуказанную обязанность, орган исполнительной власти Ставропольского края реализовал предоставленное ему полномочие на определение порядка назначения и выплаты денежной выплаты гражданам, относящимся к категории «дети войны», оспариваемые положения направлены на повышение уровня социальной защиты данной категории граждан, в равной степени распространяются на всех участников урегулированных ими отношений, не противоречат принципу равенства всех перед законом, закрепленному в части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту 12 Порядка суммы денежной выплаты, излишне выплаченные гражданину, возмещаются им добровольно, а в случае возникновения спора - взыскиваются органом местного самоуправления в судебном порядке.
Приведенная норма, как верно указано судом первой инстанции, соответствует положениям статей 1102-1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующим отношения, связанные с неосновательным обогащением.
Вопреки утверждению административных истцов пункты 11 и 12 Порядка, в том числе во взаимосвязи между собой не устанавливают положений, предусматривающих утрату права на ежегодную денежную выплату гражданам категории «дети войны» при снятии их с регистрационного учета в Ставропольском крае и постановке на регистрационный учет в ином регионе Российской Федерации, не изменяют содержание частей 1 и 3 статьи 3.1 Закона Ставропольского края от 13 декабря 2018 г. № 104-кз «О детях войны в Ставропольском крае» и не противоречат им.
Судебная коллегия находит несостоятельной и основанной на неправильном толковании норм права ссылку административных истцов на несоответствие оспариваемых нормативных положений статьям 11 и 13 Закона Ставропольского края от 12 октября 1994 г. № 6-кз «Устав (основной закон) Ставропольского края» (далее – Устав Ставропольского края).
Статьей 11 Устава Ставропольского края установлено, что Устав Ставропольского края является Основным Законом Ставропольского края и имеет высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам Ставропольского края, имеет прямое действие и применяется на всей территории Ставропольского края.
Законы и иные правовые акты Ставропольского края не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным правовым актам и Уставу (Основному Закону) Ставропольского края. В случае противоречия между законами Ставропольского края и иными правовыми актами государственных органов или органов местного самоуправления Ставропольского края действуют нормы закона Ставропольского края.
Все органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения на территории Ставропольского края обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и Устав (Основной Закон) Ставропольского края, федеральные законы и законы Ставропольского края.
Законы Ставропольского края подлежат официальному опубликованию. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также права и обязанности юридического лица, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Нормативные правовые акты, ухудшающие правовое положение граждан и юридических лиц, не могут иметь обратной силы.
Согласно статье 13 Устава Ставропольского края, в Ставропольском крае обеспечивается равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Каких-либо нормативных правовых положений большей юридической силы, которым бы не соответствовали приведенные выше пункты Порядка, указанные нормы Устава Ставропольского края не содержат.
Довод апелляционной жалобы о противоречии оспариваемых норм положениям Конституции Российской Федерации не может быть оценен в порядке административного судопроизводства судом общей юрисдикции, поскольку проверка законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации относится к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное, установив, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд на основании статьи 215 КАС РФ правомерно принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям КАС РФ, в нем дан подробный правовой анализ оспариваемых административным истцом нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела. Процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену решения суда, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, которые могли бы послужить основанием для отмены судебного акта в силу положений статьи 310 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Ставропольского краевого суда от 12 февраля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецова Ивана Семеновича, Кузнецовой Валентины Васильевны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи