25RS0030-01-2020-001982-53
Дело № 2а-202/2021
Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 марта 2021 года пгт. Славянка
Хасанский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Воробьева В.А.,
при секретаре Грязевой С.С.,
с участием:
административного истца Дейнеко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Дейнеко Андрея Владимировича к УФСБ России по Приморскому краю о признании незаконным решения органов военного управления, возложении обязанности,
установил:
Дайнеко А.В. обратился в суд к УФСБ России по Приморскому краю с данным административным исковым заявлением. В обосновании заявленных требований указал, что 10.11.2020 года он обратился в жилищную комиссию УФСБ России по Приморскому краю с заявлением о восстановлении его и членов его семьи (супруга - ФИО2, сын - ФИО3, всего 3 человека) на учете нуждающихся в жилом помещении.
Решением, утвержденным начальником Управления (выписка из протокола от 16.12.2020 года № 19) в удовлетворении заявления отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, согласно которому отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Ответчик указал, что у жилищной комиссии отсутствуют основания для восстановления Дейнеко А.В. и членов его семьи на учете нуждающихся в связи с утратой им статуса военнослужащего в 2013 году, в связи с чем после увольнения с военной службы он не вправе ставить перед федеральным органом исполнительной власти вопросы, связанные с оценкой нуждаемости в жилом помещении. С решением ответчика он не согласен по следующим основаниям. С 01.08.1988 года по 24.03.2013 года он проходил действительную военную службу. В 2006 году он и члены его семьи были приняты на учет нуждающихся в жилом помещении. Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии от 14 сентября 2012 года, он был снят с жилищного учета на основании п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с предоставлением ему органом местного самоуправления земельного участка для индивидуального жилищного строительства. На момент увольнения календарная выслуга составила более 24 лет. К заявлению от 10.11.2020 года им был приложен весь пакет документов, установленных п. 3 Правил организации в органах ФСБ РФ работы по обеспечению жилыми помещениями (утв. приказом ФСБ РФ от 24.10.2011 года № 590), подтверждающих право состоять на учете нуждающихся в жилом помещении, поскольку на текущий момент он и члены его семьи не обеспечены жилым помещением по установленным нормам. Поскольку иных оснований для отказа в восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении ответчиком не установлено (не указано), считает, что решение от 16.12.2020 прямо противоречит Федеральному закону № 287 от 31.07.2020 года и препятствует в обеспечении жилым помещением в порядке, установленном ст. 15 (абз. 1, 16 п. 1, п. 13), ст. 15.1 (п. 1) ФЗ «О статусе военнослужащих».
Просит признать незаконным решение жилищной комиссии УФСБ России по Приморскому краю от 16.12.2020 года об отказе подполковнику запаса Дейнеко А.В. и членам его семьи в восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ. Обязать УФСБ России по Приморскому краю восстановить Дейнеко А.В. и членов его семьи (супруга - ФИО2, сын - ФИО3) на учете нуждающихся в жилом помещении с 2006 года.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснил, что дом по <адрес> в пгт. Славянка является объектом незавершенного строительства, поэтому Россреестр в своем ответе № указывает, в соответствии с поставленным запросом на отсутствие в ЕГРН сведений об объекте недвижимости. Что касается доводов о злоупотреблении правом, то он не обязан регистрировать объект на каждом этапе строительства, поскольку имеется акт об отсутствии подключения к инженерным сетям. Также, указанный дом не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Согласно ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не прибыл, направил до начала рассмотрения дела в суд ходатайство о рассмотрении административного искового заявления в отсутствие представителей административных ответчиков, предоставив письменные возражения, согласно которым подполковник запаса Дейнеко А.В. обратился в жилищную комиссию УФСБ России по <адрес> с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, просит восстановить его и членов его семьи (всего 3 человека) на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении с 2006 года для реализации права на получение жилищной субсидии. Состав семьи 3 человека: он, супруга - ФИО2, сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и члены его семьи зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, пгт. Славянка, <адрес>, в двухкомнатной квартире, общей площадью 48,7 кв.м, принадлежащей на праве собственности его сестре ФИО6 Фактически Дейнеко А.В. и члены его семьи проживают по адресу: <адрес>, пгт. Славянка, <адрес>. Вышеуказанное помещение возведено на земельном участке, который был предоставлен Постановлением администрации пгт. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в собственность под строительство жилого дома с приусадебным участком. Согласно справки из Росрестра от ДД.ММ.ГГГГ № № помещение, расположенное по адресу: пгт. Славянка, <адрес>, по сведениям, изложенным в справке, относится: вид жилого помещения: квартира, назначение: Жилое помещение. Кадастровый паспорт объекта незавершенного строительства от 10.04.2012 года также указывает, что помещение адресу: пгт. Славянка, <адрес> имеет назначение жилое помещение с площадью застройки 78.7 кв.м. Учитывая изложенное, ФИО1 обеспечен жилым помещением для проживания и не может быть восстановлен в вписках очередников, нуждающихся в жилых помещениях. Тот факт, что Дейнеко А.В. не регистрирует право не вышеуказанное жилое помещение, не может указывать на то, что он не обеспечен жилым помещением. Несмотря на то, что военнослужащие осуществляют принадлежащие им права в своих интересах и по своему усмотрению, реализация любого субъективного права имеет свои пределы (границы): оно может быть осуществляемо до тех пор, пока не войдет в соприкосновение с субъективными правами другого лица (военнослужащего) или государства. В данном случае, отсутствие со стороны Дейнеко А.В. действий по регистрации вышеуказанного жилого помещения, является одной из форм злоупотребления своим правом, в результате чего может потребовать от государства участия по обеспечению его жильем. В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В силу п. 2 выше указанной статьи ГК РФ в случае несоблюдения требований, предусмотренных п. 1 ст. 10 ГК РФ, суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом. Кроме того, в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ граждане признаются нуждающимися в жилом помещении в случае, если он являются членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Согласно справки из Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № супруге ФИО1 - ФИО2 на праве собственности по свидетельству о праве на наследство по закону с 2018 года принадлежит 2/3 доли в праве на жилое помещение общей площадью 63.8 кв.м., расположенном по адресу: пгт. Славянка, <адрес>, что составляет 42.5 кв.м. Решением Думы Хасанского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма для признания нуждающимся в жилом помещении 12 кв.м. на одного человека. На одного человека семьи Дейнеко А.В. приходится 14.16 кв.м., что более учетной нормы, установленной в Хасанском районе. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствую о том, что Дейнеко А.В. и члены его семьи обеспечены жилыми помещениями и не могут быть признаны нуждающимися в жилом помещении, и соответственного восстановлены на таком учете. Кроме того, приказом ФСБ России от 11.03.2013 года Дейнеко А.В. был уволен с военной службы на основании подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с невыполнением им условий контракта).
Приказом ФСБ России от 11.10.2013 года исключен из списков части с 24.03.2013 года.
На момент увольнения общая продолжительность военной службы Дейнеко А.В. в календарном исчислении составляла 24 года 02 месяца 07 дней. Оснований для восстановления Дейнеко А.В. и членов его семьи на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по заявлению от 18.11.2020 года, то есть уже после увольнения с военной службы, также не имеется. У бывшего военнослужащего Дейнеко А.В. отсутствует право на обращение в жилищную комиссию федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, с заявлением о восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы. Порядок предоставления указанной социальной гарантии определяется Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 6 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 года № 1768, для признания нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган заявление о признании нуждающимся в жилом помещении, к которому прилагаются предусмотренные указанными Правилами документы. Аналогичная норма закреплена и в пункте 3 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утверждённых приказом ФСБ России от 24.10.2011 года № 590. Анализ указанных нормативных правовых актов свидетельствует о том, что реализация военнослужащим своих жилищных прав через федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, носит заявительный характер и предполагает необходимость постановки военнослужащим соответствующего вопроса до его увольнения с военной службы. Таким образом, у жилищной комиссии Управления отсутствуют основания для восстановления Дейнеко А.В. и членов его семьи на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении после его увольнения с военной службы. Статус военнослужащего Дейнеко А.В. утратил с 11.03.2013 года.
В связи, с чем после увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава части, в силу приведённых выше норм законодательства, Дейнеко А.В. не вправе ставить перед федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в данном случае жилищной комиссией УФСБ России по Приморскому краю, вопросы, связанные с оценкой нуждаемости его как военнослужащего и членов его семьи в жилом помещении. На основании изложенного, жилищная комиссия решила отказать подполковнику запаса Дейнеко А.В. и членам его семьи (всего 3 человека: он, супруга - ФИО2, сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) в восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской. Полагают, что требования ФИО1 не основаны на действующих нормах материального права.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 287-ФЗ «О внесении изменений в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 15 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, граждане, уволенные с военной службы, и совместно проживающие с ними члены их семей, лица, указанные в абзаце первом пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», снятые с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основанию, указанному в пункте 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), при обращении в органы, в которых они состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с заявлением о восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях восстанавливаются на указанном учете с даты их постановки на такой учет при наличии условий и оснований, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
В судебном заседании установлено, что административный истец с 01.08.1988 года по 24.03.2013 года проходил действительную военную службу. В 2006 году он и члены его семьи были приняты на учет нуждающихся в жилом помещении.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с предоставлением Дейнеко А.В. органом местного самоуправления земельного участка для индивидуального жилищного строительства он и члены его семьи были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, что подтверждается протоколом заседания жилищной комиссии от 14 сентября 2012 года.
Приказом ФСБ России от 11.03.2013 года административный истец был уволен с военной службы на основании подпункта «в» пункта 2 ст. 51 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в связи с невыполнением им условий контракта), а также исключен из списков части с 24.03.2013 года.
На момент увольнения общая продолжительность военной службы административного истца в календарном исчислении составила 24 года 02 месяца 07 дней.
10.11.2020 года Дейнеко А.В. обратился в жилищную комиссию УФСБ России по Приморскому краю с заявлением о восстановлении его и членов его семьи (супруга - ФИО2, сын - ФИО3, всего 3 человека) на учете нуждающихся в жилом помещении. К заявлению им был приложен весь пакет документов, установленных п. 3 Правил организации в органах ФСБ РФ работы по обеспечению жилыми помещениями (утв. приказом ФСБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Решением, утвержденным начальником Управления (выписка из протокола от 16.12.2020 года № 19) в удовлетворении заявления отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, согласно которому отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Ответчик указал, что у жилищной комиссии отсутствуют основания для восстановления Дейнеко А.В. и членов его семьи на учете нуждающихся в жилом помещении в связи с утратой им статуса военнослужащего в 2013 году, в связи с чем после увольнения с военной службы он не вправе ставить перед федеральным органом исполнительной власти вопросы, связанные с оценкой нуждаемости в жилом помещении.
Согласно положениям ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей, на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями. По достижении общей продолжительности военной службы 20 лет таким военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства. Порядок признания военнослужащих указанной категории нуждающимися в жилых помещениях определяется Правительством РФ.
Суд приходит к выводу, что при рассмотрении заявления Дейнеко А.В. от 10.11.2020 года административный ответчик вынес решение об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях без учета требований Федерального закона от 31.07.2020 N 287-ФЗ «О внесении изменений в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 15 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ссылаясь на то, что оснований для восстановления Дейнеко А.В. и членов его семьи на учете нуждающихся в жилом помещении в связи с утратой им статуса военнослужащего в 2013 году, то есть уже после увольнения с военной службы, не имеется.
В силу положений ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Между тем материалы дела не содержат относимых и допустимых доказательств, что оспариваемое административным истцом решение об отказе в восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, содержит в себе основания, в частности, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление, а именно о том, что Дейнеко А.В. и члены его семьи обеспечены жилыми помещениями и не могут быть признаны нуждающимися в жилом помещении, и соответственного восстановлены на таком учете, а также о том, что Дейнеко А.В. был уволен с военной службы на основании подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с невыполнением им условий контракта).
Исходя из содержания ст. 227 КАС РФ Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.
Так, согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно требованиям ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Поскольку предметом оспаривания было решение Жилищной комиссии УФСБ России по Приморскому краю от 16.12.2020 года для восстановления прав истца административный ответчик должен повторно рассмотреть заявление Дейнеко А.В. от 18.11.2020 года в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
решил:
исковые требования Дейнеко Андрея Владимировича удовлетворить.
Признать незаконным решение Жилищной комиссии УФСБ России по Приморскому краю от 16.12.2020 года об отказе подполковнику запаса Дейнеко А.В и членам его семьи в восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
Обязать Жилищную комиссию УФСБ России по Приморскому краю рассмотреть повторно с учетом требований закона заявление Дейнеко Андрея Владимировича от ДД.ММ.ГГГГ о восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, известив заявителя о результатах рассмотрения заявления.
Обязать УФСБ России по Приморскому краю при отсутствии иных оснований для отказа, восстановить Дейнеко Андрея Владимировича и членов его семьи (ФИО2 – супруга и ФИО3 – сын) на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении с 2006 года.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.
Судья В.А. Воробьев