Решение по делу № 33-1420/2024 от 13.05.2024

Судья Зубков Г.А.                                               дело № 33-1423/2024

(номер дела суда первой инстанции 2-1153/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Майкоп                                                                                  20 июня 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Тхагапсовой Е.А.

судей: Бзегежевой Н.Ш. и Тачахова Р.З.

при ведении протокола судебного заседания по поручению председательствующего помощником судьи Лесной В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело                  по апелляционной жалобе представителя ответчика Управления Росгвардии по <адрес> по доверенности ФИО9 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

- исковые требования ФИО6 к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по <адрес> о признании незаконным решения и восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения – удовлетворить;

- признать незаконным решение жилищной комиссии Управления Росгвардии по <адрес> (протокол от ДД.ММ.ГГГГ )                             о признании необоснованным нахождения полковника ФИО6 с семьей в составе 6 человек: ФИО6, супруги ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учете предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и снятии указанных лиц с данного учета (пункты 1, 2);

- признать незаконным приказ начальника Управления Росгвардии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении решения жилищной комиссии" с момента принятия в части утверждения решения жилищной комиссии Управления Росгвардии по <адрес> (протокол от ДД.ММ.ГГГГ ) о признании необоснованным нахождения полковника полиции ФИО6 с семьей в составе 6 человек: ФИО6 супруги ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учете предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и снятии указанных лиц с данного учета;

- обязать Управление Росгвардии по <адрес> восстановить ФИО6 с семьей в составе 6 человек (ФИО6 супруга ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учете предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента постановки на учет.

Заслушав доклад судьи Тачахова Р.З., пояснения представителя ответчика Управления Росгвардии по <адрес> по доверенности ФИО10, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца ФИО6, полагавшего решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

    ФИО6 обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения и восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он совместно с семьей из шести человек состоял на учете на получение единовременной социальной выплаты в МВД по <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсках национальной гвардии. Состав семьи, состоявшей на учете: ФИО6, супруга ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4 и ФИО14 B.C. На момент постановки на учет и по настоящее время истец вместе с семьей проживает в квартире общей площадью 58,8 кв.м.

    ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией Управления Росгвардии по <адрес> рассмотрен вопрос о предоставлении истцу единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

    По итогам рассмотрения вопрос жилищной комиссией принято решение о необоснованном нахождении истца с семьей в составе шести человек на учете предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья (пункт 1), а также о снятии истца с семьей в количестве шести человек с учета на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья (пункт 2).

    Решение комиссии утверждено приказом начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении жилищной комиссии».

    Истец не согласен с указанным решением жилищной комиссии, а также приказом об утверждении данного решения ввиду того, что законность нахождения на учете на получение единовременной социальной выплаты дл приобретения или строительства жилого помещения не оспаривалась ответчиком вплоть до проведения заседания комиссии. Необходимость предоставления социальной выплаты из расчета нормы предоставления на 6 человек также не оспаривалась ответчиком, что подтверждается материалами жилищного дела истца.

    Просил признать незаконным решение жилищной комиссии Управления Росгвардии по <адрес> (протокол от ДД.ММ.ГГГГ ) о признании необоснованным нахождения полковника ФИО6 с семьей в составе 6 человек: ФИО6, супруги ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учете предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и снятии указанных лиц с учета на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (пункты 1,2); - признать незаконным приказ начальника Управления Росгвардии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении решения жилищной комиссии» с момента принятия в части утверждения решения жилищной комиссии Управления Росгвардии по <адрес> (протокол от ДД.ММ.ГГГГ ) о признании необоснованным нахождения полковника полиции ФИО6 с семьей в составе 6 человек: ФИО6 супруги ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учете предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и снятии указанных лиц с учета на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать Управление Росгвардии по <адрес> восстановить ФИО6 с семьей в составе 6 человек на учете предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента постановки на учет.

    Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО6 удовлетворены.

    Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ решением Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

    Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, отменено и дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

    В апелляционной жалобе представитель Управления Росгвардии по <адрес> по доверенности ФИО9 просит отменить принятое решение суда первой инстанции и вынести по делу новое об отказе в удовлетворении требований истца. Доводы жалобы мотивированы тем, что истцу и членам его семьи по федеральной целевой программе «Молодая семья» в 2015 году выдан жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты. Таким образом, оснований для производства второй единовременной выплаты не имеется.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика Управления Росгвардии по <адрес>, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19.12.2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение указанным требованиям не соответствует и подлежит отмене, по следующим обстоятельствам.

Отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регламентируются Федеральным законом от 19.07.2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который закрепляет как право сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и устанавливает условия реализации этого права.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.

Право сотрудника органов внутренних дел на единовременную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется исходя из оснований, перечисленных в ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он за весь период прохождения государственной службы не получал субсидию или иную выплату для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 19 «Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 года № 1223, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае в случае реализации права на получение единовременной выплаты либо получения им за весь период прохождения государственной службы субсидии или иной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что стаж работы ФИО6 в органах внутренних дел исчисляется с октября 2000 года и на ДД.ММ.ГГГГ составил 22 года 01 месяц 22 дня. С ДД.ММ.ГГГГ истец состоял на учете на получение единовременной социальной выплаты в МВД по <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО6 служит в войсках Национальной гвардии.

В период службы в ВМД по <адрес> ФИО6 и его семья состояли на учете в администрации МО «<адрес>» в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище 2011-2015 годы», семье ФИО6 выдано свидетельство серии МС от ДД.ММ.ГГГГ о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома и предоставлена социальная выплата в размере 907.760 рублей.

Согласно сведениям из администрации МО «<адрес>» на средства социальной выплаты и за счет собственных средств ФИО6 приобрел двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес> общей площадью 58,8 кв.м. В связи с получением бюджетных средств на приобретение жилого помещения семья ФИО6 была снята с жилищного учета в администрации МО «<адрес>» на основании распоряжения -р от ДД.ММ.ГГГГ.

По данным справки БТИ ФИО6 и членам его семьи на праве долевой собственности принадлежит квартира по адресу: <адрес> общей площадью 58,8 кв.м., что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.

Из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты Управления Росгвардии по <адрес> следует, что истец снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании ст. 56 Жилищного кодекса РФ, с указанием на то, что истцу и членам его семьи по федеральной целевой программе «Молодая семья» в 2015 году выдан государственный жилищный сертификат серии МС от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения на семью в составе 5 человек, сертификат выдан по нормативу положенной им общей площади.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, не учел, что социальная выплата на приобретение или строительство жилья, полученная истцом в период службы в органах внутренних дел по программе «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище», так и единовременная социальная выплата, на которую претендовал истец, предоставляются за счет средств бюджетных ассигнований, по своей правовой природе они обе являются мерами государственной поддержки, направленной на создание условий для осуществление конституционного права на жилище, то есть являются социальными выплатами аналогичными по своей правовой природе.

В соответствии с п. 1 ст. 74.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.

Ограничение права граждан на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки для строительства и на приобретение жилья однократностью его реализации, закреплено в п. 4 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.

Однократность получения мер государственной поддержки для строительства и на приобретение жилья отражены, в том числе, в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использовании, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», то есть по государственной программе, по которой ФИО6 в 2015 году получил социальную выплату на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в администрации МО «<адрес>».

В частности в пункте 9 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использовании, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только один раз.

Пунктом 22 Правил предусмотрено, что в качестве основания для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы является ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала.

Аналогичные ограничения однократности получения мер государственной поддержки для строительства и на приобретение жилья указаны в п.п. 1 и 1.1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», где сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он за весь период прохождения государственной службы не получал субсидию или иную выплату для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Подпункт «ж» пункта 19 «Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в редакции, действовавшей на дату постановки ФИО6 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и в редакции, действовавшей на дату его снятии я с учета, было предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты.

Учитывая изложенные нормы, вывод суда первой инстанции о том, что при постановке ФИО6 в 1013 году на учет для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, не существовало вышеуказанных ограничений, является ошибочным и не соответствующим материальным нормам.

Ограничение в виде однократности получения мер государственной поддержки для строительства и на приобретение жилья, обеспечивает, как вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип социальной справедливости, так и природу жилищных гарантий, обеспечивает предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения лишь реально нуждающимся в жилье лицам и направлен на предотвращение необоснованного сверхнормативного обеспечения граждан жильем за счет бюджетных средств. При этом граждане, имеющие одновременно правовые основания для получения более одной жилищной гарантии, обладают правом ее выбора.

Из материалов дела следует, что ФИО6 выбрал способ реализации права на жилище и улучшения своих жилищных условий путем получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома из бюджетных средств в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2-11-2015 годы».

Исходя из смысла норм действующего законодательства, право выбора оснований, по которым законом предоставлена возможность улучшить свои жилищные условия, принадлежит самим гражданам, и они свободны в выборе способа реализации своих жилищных прав. Гражданин вправе избрать для себя один из возможных способов улучшения жилищных условий, в противном случае гражданин, дважды получивший за счет средств государства поддержку на улучшение жилищных условий, будет поставлен в неравное положение с остальными.

С учетом изложено, истец обладая соответствующими жилищными гарантиями, выбрал способ реализации права на улучшение своих жилищных условий, получив социальную выплату по программе «Обеспечение жильем молодых семей».

Суд первой и инстанции, удовлетворяя требования истца, не учел данное обстоятельство и системное толкование приведенных выше норм федерального законодательства, по смыслу которых предоставление указанной выплаты исключает получение иных мер государственной поддержки лицами, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в частности, в виде единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.

При этом обеспеченность членов семьи ФИО6 жильем ниже нормы на одного человека, в данном случае не имеет юридического значения.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным, оно подлежит отмене в связи с нарушением норм материального права по правилам п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО6 в полном объеме.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 28 марта 2023 года, отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО6 к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по <адрес> о признании незаконным решения и восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отказать.

Настоящее определение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано указанными в статье 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лицами, в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий –      Е.А. Тхагапсова

Судьи:                Н.Ш. Бзегежева, Р.З. Тачахов

копия верна:

Судья Верховного Суда

Республики Адыгея                                        Р.З. Тачахов

33-1420/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Трубников Сергей Николаевич
Ответчики
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по РА
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Тачахов Руслан Заурбиевич
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
14.05.2024Передача дела судье
20.06.2024Судебное заседание
24.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2024Передано в экспедицию
20.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее