Дело №2-128/2024
70RS0022-01-2024-000211-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2024 года Чаинский районный суд Томской области в составе:
председательствующего Каракулова Т.Г.,
при секретаре Борковой И.А.,
с участием прокурора Шишкиной Э.В.,
помощника судьи Тимасовой Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Подгорное дело по иску прокурора Чаинского района Томской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Подгорнский детский сад «Березка» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чаинского района Томской области обратился в суд с иском, в котором просил обязать ответчика в срок до 01.09.2025 года, оборудовать здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: Томская область, Чаинский район, с. Подгорное, ул. Пионерская, д. 15 устройством молниезащиты в соответствии с требованиями Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 280. В обоснование указал, что проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности образовательного процесса, в ходе которой выявлены нарушения у ответчика, а именно: здание МБДОУ «Подгорнский детский сад «Березка», не оборудовано устройствами молниезащиты. Допущенные нарушения законодательства влекут нарушение прав несовершеннолетних на охрану здоровья, создают опасные условия для обучения, содержания несовершеннолетних, что не отвечает установленным требованиям законодательства, обеспечивающим жизнь и здоровье детей.
В судебном заседании прокурор иск поддержал.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил отзыв, в котором указал, что с исковым заявлением согласен в полном объеме. В настоящее время Главе Чаинского района направлено ходатайство о выделении дополнительных средств на выполнение обмерных работ и разработку проектной документации, предварительно проведены переговоры с предполагаемым подрядчиком.
Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд считает требования, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьями 41 и 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и на образование.
В соответствии с пунктом 15 части З статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ).
В соответствии с преамбулой указанного закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона № 69-ФЗ).
Согласно статье 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, как собственники, так и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В силу статьи 20 Федерального закона № 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В силу положений статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Пункт 2 части 1 статьи 6 Федерального закона № 123-ФЗ определяет условие, когда пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, наряду с выполнением в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом: выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Положения статьи 50 Федерального закона № 123-ФЗ регламентируют способы исключения условий образования в горючей среде (или внесения в нее источников зажигания), одно из которых - устройство молниезащиты зданий, сооружений и оборудования (п. 4 ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 123-ФЗ)
Приказом Минстроя России от 19.05.2022 № 389/пр, утвержден «СП 118.133302022. Свод правил. Общественные здания и сооружения. СНиП 31-06-2009». Настоящий свод правил разработан в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» с учетом требований федеральных законов от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно таблице Б.1 СП 118.13330.2022 перечень основных функционально - типологических групп зданий, сооружений и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении Б, в котором указаны дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, образовательные организации дополнительного образования.
При этом в пункте 8.22 СП 118.13330.2022 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Требования к устройствам молниезащиты приведены в СО 153-3421.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденные приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280 (далее - Инструкция). Данная Инструкция распространяется на все виды зданий сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, и предназначена для использования при разработке проектов, строительстве, эксплуатации, а также при реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций.
Согласно пункту 2.1. Инструкции устройство молниезащиты - система, позволяющая защитить здание или сооружение от воздействий молнии. Она включает в себя внешние и внутренние устройства. В частных случаях молниезащита может содержать только внешние или только внутренние устройства.
В соответствии с подпунктом «н» пункта 7 Правил технической эксплуатации устройств электроустановок потребителей электрической энергии, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.08.2022 № 811, потребитель должен обеспечить эксплуатацию устройств молниезащиты.
Таким образом, вышеуказанными нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий образовательных организаций, с учетом требований СО 153-3421.122-2003.
Требования к устройствам молниезащиты приведены в инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280 (далее – Инструкция).
Общероссийским строительным каталогом (СК-1) настоящей Инструкции присвоен номер СО 153-34.21.122-2003.
Таким образом, в силу вышеприведенных нормативных положений вопросы обеспечения устройствами молниезащиты регулируются СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280.
Согласно абзацу 1 раздела 1 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280, инструкция распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.
Согласно таблице 2.1 Инструкции к числу обычных объектов, подлежащих обустройству системой молниезащиты, отнесены детские сады.
Таким образом, инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденная приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280, является нормативным документом, обязательным для применения всеми субъектами, обязанными обеспечивать безопасность зданий и сооружений, в том числе образовательными учреждениями.
Из материалов дела следует, что проверкой прокуратуры Чаинского района Томской области выявлены нарушения требований законодательства о безопасности образовательного процесса, а именно: здание МБДОУ «Подгорнский детский сад «Березка», не оборудовано устройствами молниезащиты. По факту допущенных нарушений прокуратурой Чаинского района Томской области внесено представление от 08.04.2024 № 025-2024 об устранении нарушений требований законодательства об образовании, о техническом регулировании. В связи с выявленными нарушениями ответчиком был дан ответ от 08.05.2024 № 56, из которого следует, что МБДОУ «Подгорнский детский сад «Березка» направлено ходатайство Главе Чаинского района о выделении дополнительных средств на выполнение обмерных работ и разработку проектной документации в целях капитального ремонта крыши здания (установка устройства молниезащиты). Указанные факты подтверждаются, материалами дела. Доказательств обратному ответчиком суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в деятельности ответчика нарушений требований законодательства безопасности образовательного процесса, в связи с чем считает, подлежащими удовлетворению требования оборудовать здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: Томская область, Чаинский район, с. Подгорное, ул. Пионерская, д. 15 устройством молниезащиты в соответствии с требованиями Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 280.
Допущенные нарушения законодательства влекут нарушение прав несовершеннолетних на охрану здоровья, создают опасные условия для обучения, содержания несовершеннолетних, что не отвечает установленным требованиям законодательства, обеспечивающим жизнь и здоровье детей.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан (неопределенного круга лиц) с целью обеспечения их права на благоприятную окружающую среду.
Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов, решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Реализация прокурором права на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц соответствует предусмотренному ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способу защиты гражданских прав в виде пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Круг лиц, которым может быть причинен ущерб, в данном случае не может быть установлен окончательно и поэтому является неопределенным.
Поскольку требования прокурора Чаинского района направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, при этом прокурор обосновал в своем иске, в чем заключаются интересы, угроза нарушения прав, и как интересы должны быть защищены, суд полагает, что действия прокурора по обращению с иском осуществлены в пределах полномочий, предусмотренных ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решая вопрос о сроке, суд принимает во внимание обстоятельства дела, длительность не устранения нарушений, баланс интересов сторон, объем действий, который ответчику необходимо совершить для устранения нарушения требований указанного законодательства, мнения представителей сторон в отношении срока устранения нарушений, интересы неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей, и приходит к выводу, что указанный истцом срок не позднее 01.09.2025 является разумным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░», ░░░░ 1027003353410, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░»░ ░░░░ ░░ 01.09.2025 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░, ░. 15 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░ 30.06.2003 № 280.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 25.07.2024.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░. ░░░░░___________░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ______________░.░. ░░░░░░░