№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело №
ДД.ММ.ГГ. <.........>
Находкинский городской суд <.........> в составе председательствующего судьи Колмыковой Н.Е., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Находкинского городского округа о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с названным иском, указав в обоснование требований, что владеет жилым помещением по адресу: <.........> на основании договора социального найма №. В ходе проведённого в <.........> экспертного исследования установлено, что процент физического износа жилого <.........> в <.........> составляет 75,10%. На текущий момент никаких действий: ни капитального, ни текущего ремонта или страховочных мероприятий не осуществляется.
ДД.ММ.ГГ. года Распоряжением администрации НГО № указанный многоквартирный жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу, включён в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда НГО на 2013-2020 годы».
Она письменно обратилась с заявлением в адрес отдела по жилью администрации НГО с целью предоставления ей другого благоустроенного жилого помещения, взамен того, которое признано аварийным. По договору № найма специализированного жилого помещения от ДД.ММ.ГГ. ей была предоставлена комната, расположенная по адресу: <.........>, относящаяся к жилому помещению маневренного фонда, на срок до <.........>. Однако эта комната также не является благоустроенной и не отвечает установленным требованиям, т.к. находится в антисанитарном состоянии, которое она самостоятельно исправить не может.
Ввиду отсутствия другого жилья она вынуждена в настоящее время проживать в опасном для жизни жилье. В вязи с этим, она ДД.ММ.ГГ. обратилась с письменным заявлением в отдел по жилью администрации НГО с целью предоставления ей другого благоустроенного жилого помещения, взамен того, которое признано аварийным.
Согласно акту экспертизы ООО «Приморский экспертно-правовой центр» № от ДД.ММ.ГГ., её <.........> находится в аварийном состоянии, при котором существующие повреждения свидетельствуют о возможном обрушении конструкций, с технической точки зрения угрожает жизни и здоровью граждан, как проживающих в ней, так и находящихся в непосредственной близости от неё, поскольку существует угроза разрушения дома, что может привести к необратимым последствиям.
В связи с изложенным, просила суд обязать администрацию НГО предоставить ей другое благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 27,4 кв.м., отвечающее установленным требованиям применительно к условиям населённого пункта <.........>.
В судебное заседание истица ФИО1 не явилась, направила своего представителя – ФИО3 (по нотариальной доверенности), который в судебном заседании в полном объёме поддержал заявленные исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, дополнительно пояснил суду, что аварийное жилое помещение, предоставленное истице по договору социального найма, является для неё единственным жильём, каких-либо жилых помещений в собственности у неё нет. Членов семьи, проживающих вместе с истицей, не имеется. В ДД.ММ.ГГ. распоряжением администрации НГО № от ДД.ММ.ГГ.. дом по <.........> был признан аварийным и подлежащим сносу, и включен в программу переселения граждан из аварийного жилья до ДД.ММ.ГГ.. В связи с тем, что данное жилье является опасным для проживания, администрация города предоставила истице по договору специализированного найма другое жилое помещение – комнату по <.........>, на срок до конца 2020г., однако это жилое помещение неблагоустроенное и находится в антисанитарном состоянии, причём проблема не в комнате, а в самом доме, т.к. он весь покрыт тёмными пятнами, он пропитан водой и грибок буквально въелся в стены дома, что подтверждается фотографиями и актом, составленным управляющей компанией по обращению истицы. Но, несмотря на то, что эта комната сырая и в ней плесень, истица вынуждена проживать в ней, т.к. это жилье хотя бы не аварийное, и администрация обещала истице предоставить ей другое жилье. В последующем распоряжением администрации города программа переселения граждан из аварийного жилья была перенесена до конца 2021г. На сегодняшний день никакого благоустроенного помещения истице так и не предоставили. В последующем программа переселения была продлена до 2025 года.
Поскольку дом по <.........> признан аварийным и подлежащим сносу, а предоставленная истице временно по договору специализированного найма комната по адресу <.........> не отвечает нормам благоустроенного жилья, представитель полагает, что администрация НГО должна предоставить истице другое жилое помещение, отвечающее установленным требованиям применительно к условиям населённого пункта <.........>, в связи с чем, просил суд заявленные исковые требования удовлетворить. При этом представитель истицы просил суд учесть, что жилой <.........> признан аварийным ещё в 2017г. и за 4 года администрация НГО не предпринимает никаких мер для предоставления истице по договору социального найма другого жилого помещения, и только каждый раз продлевает срок переселения граждан из аварийного жилья.
В судебном заседании представитель ответчика администрации НГО по доверенности - ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных исковых требований и в обоснование своих возражений суду пояснила, что взамен аварийного жилого помещения истице по договору специализированного найма № от ДД.ММ.ГГ. было предоставлено жилое помещение по <.........> из маневренного фонда. Истицей не доказано, что это жилое помещение не благоустроенное и находится в антисанитарном состоянии по вине действий администрации НГО. Кроме того, истица, как наниматель, обязана самостоятельно осуществлять текущий ремонт в предоставленном ей жилом помещении.
В связи с изложенным, представитель ответчика просила суд отказать истице в удовлетворении заявленных исковых требований, а в случае их удовлетворения, просила суд рассмотреть возможность указания в резолютивной части решения на то, что решение суда должно быть исполнено в течение одного года с момента вступления решения в законную силу, ссылаясь в обоснование такой просьбы на то, что в настоящее время у администрации не имеется свободных жилых помещений, а также отсутствует возможность покупки нового жилого помещения в связи с тем, что бюджет на текущий год был принят с дефицитом.
Суд, выслушав представителя истицы и представителя ответчика, а также исследовав материалы дела и оценив юридически значимые по делу обстоятельства, приходит к выводу, что требования истицы заявлены законно и обоснованно, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объёме в силу нижеследующего.
Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, что установлено ч.4 ст.15 ЖК РФ.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГ. № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п.2 Положения).
В соответствии с п.7 Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ..
Судом установлено, что истица ФИО1 на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГ. является нанимателем жилого помещения – комнаты №, площадью 20,4 кв.м., расположенной в <.........> в <.........>. Членов семьи, проживающих вместе с истицей, как пояснил представитель истицы и подтверждается выпиской из поквартирной карточки МУП «Центр приёма платежей от населения» НГО от ДД.ММ.ГГ., не имеется. В указанной квартире, согласно названной выписке, зарегистрирована (на постоянной основе) только истица, дата прописки – ДД.ММ.ГГ.. Ранее в указанном жилом помещении также был зарегистрирован сын истицы – ФИО5, который был включён в договор социального найма в качестве члена её семьи, но ДД.ММ.ГГ. он умер.
Как следует из распоряжения администрации НГО № от ДД.ММ.ГГ. «О дальнейшем использовании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <.........>», на основании заключения межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории НГО № от ДД.ММ.ГГ., указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Из названного заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГ. следует, что в соответствии с выводами акта-экспертизы №Н от ДД.ММ.ГГ. «Определение общего текущего технического состояния жилого <.........> в <.........> на предмет определения категории аварийности, ветхости, пригодности проживания», выполненного ООО «Приморский экспертно-правовой центр» о неудовлетворительном состоянии основных конструкций: заметным прогибом и локальными разрушениями перекрытия, находящегося на грани разрушения, поражением гнилью и жучком деревянных деталей крыши, расслоением древесины, выпучиванием отдельных участков стен, значительным разрушением материала стен, многочисленными трещинами в местах примыкания несущих стен к смежным конструкциям и в местах сопряжения с перекрытиями, значительным ослаблением и частичным разрушением кирпичной кладки стен, выпучиванием и короблением перегородок, подмыванием кладки фундамента дома из-за отсутствия отмостки и гидроизоляции фундамента, поражением гнилью и жучком досок пола, проседанием, разрушением конструкций пола, разрушением оконных переплётов, коробок и подоконных досок, перекосом, деформацией дверных полотен, неисправным техническим состоянием электропроводки, а также на основании оценки соответствия состояния указанного жилого многоквартирного «Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утверждённому Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ. №, межведомственная комиссия выявила наличие оснований для признания жилого дома, расположенного в <.........>, аварийным и подлежащим сносу.
Таким образом, названным заключением межведомственной комиссии <.........> в <.........> признан непригодным для проживания.
Согласно акту экспертизы ООО «Приморский Экспертно-правовой центр» № от ДД.ММ.ГГ., техническое состояние несущих конструкций (фундамента, стен, перекрытий), а также системы электрооборудования <.........> края согласно «Рекомендаций по оценке надёжности строительных конструкций зданий и сооружений по внешним признакам» оценивается как аварийное состояние, при котором существующие повреждения свидетельствуют о возможности обрушения конструкций. Требуется немедленная разгрузка конструкций и устройство временных креплений, стоек, подпорок, ограждений опасной зоны. Ремонт в основном проводится с заменой аварийных конструкций. Техническое состояние остальных конструктивных элементов (перегородки, конструкции крыши и асбестоцементная кровля, оконные и дверные проёмы, внутренняя отделка, система отопления) находятся в удовлетворительном (ветхом) состоянии существующие повреждения свидетельствуют о непригодности к эксплуатации. В квартире наблюдается наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; нарушения санитарно-гигиенических требований к условиям проживанию граждан (образование и мохового налета, нарушение влажностных, температурных характеристик, повышенная теплопроводность, опасность возгорания и поражения людей электрическим током).
Таким образом, экспертом в ходе проведенного исследования установлено, что техническое состояние спорного жилого помещения определяется как аварийное состояние, при котором имеются повреждения и деформации, свидетельствующие об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся повреждениями, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта, имеется наличие существенных, многочисленных внешних дефектов конструктивных элементов, которые не удовлетворяют обязательным требованиям по надёжности, долговечности и безопасности конструкции в процессе их эксплуатации, т.к. возможны разрушения с возможным причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу. Существует опасность обрушения и угроза безопасности людей, как непосредственно в исследуемой квартире, так и в местах общего пользования. Квартира, с технической точки зрения, угрожает жизни и здоровью граждан как проживающих в ней, так и находящихся в непосредственной близости от неё.
ДД.ММ.ГГ. между истицей и администрацией НГО был заключён договор № найма специализированного жилого помещения – комнаты, площадью 18,3 кв.м., расположенной по адресу: <.........>, относящейся к маневренному фонду, на срок до 2020 года. Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания, выданному отделом по вопросам миграции ОМВД России по <.........> ДД.ММ.ГГ., копия которого имеется в деле, истица ДД.ММ.ГГ. была временно зарегистрирована по адресу: <.........> на срок до ДД.ММ.ГГ..
В распоряжении администрации Находкинского городского округа № от ДД.ММ.ГГ. указано на необходимость включить жилой <.........> в <.........> в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Находкинского городского округа на 2013-2020 гг.» муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем жителей НГО на 2015-2017 и на период до 2020 года»; в срок до 2025 года обеспечить переселение граждан, проживающих в многоквартирном доме по <.........>, в порядке и на условиях в порядке и на условиях предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации; обеспечить предоставление жилых помещений маневренного фонда гражданам, зарегистрированным и проживающим в жилых помещениях аварийного и подлежащего сносу вышеуказанного многоквартирного дома, и обратившимся в администрацию НГО с соответствующим заявлением.
На основании указанного распоряжения администрации НГО № от ДД.ММ.ГГ. «О дальнейшем использовании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <.........>», указанный многоквартирный жилой дом включён в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда НГО на 2018-2025 годы, утверждённую постановлением администрации НГО от ДД.ММ.ГГ. №.
Проанализировав названные документы, суд приходит к выводу, что ответчик в соответствии с правилами ЖК РФ несёт ответственность за состояние муниципального жилья на территории Находкинского городского округа, и жилого дома, в котором проживают истцы. В связи с наличием признаков аварийности строения и опасности для проживания, ответчик обязан обеспечить истцов другим муниципальным жильём надлежащего качества. Между тем, до настоящего времени вопрос о переселении истицы ФИО1 из вышеуказанного жилого помещения не разрешён и это нарушает права нанимателя ФИО1
Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч.2 ст.57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 ЖК РФ).
Статьей 85 ЖК РФ установлено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Отсутствие в приведенных нормах действующего законодательства указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. Иное толкование п.1 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
В соответствии с ч.1, 2 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Согласно пункту 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГ. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (жилое помещение признано непригодным для проживания), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерация: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями.
Суд отмечает, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а в компенсационном порядке, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимается. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).
При этом ни из ст.57 ЖК РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье, объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
Отсутствие свободного жилого помещения при реализации полномочий по обеспечению граждан жилыми помещениями в этом случае не может влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении требований о предоставлении жилого помещения.
В опровержение доводов представителя ответчика суд также учитывает разъяснения Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ., согласно которым, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Анализ всех вышеизложенных норм права и обстоятельств дела позволяет суду придти к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по предоставлению истице ФИО1 жилого помещения, равнозначного ранее занимаемому жилому помещению по его общей площади.
При разрешении вопроса об общей площади предоставляемого истице жилого помещения, суд исходит из сведений, содержащихся в техническом паспорте от ДД.ММ.ГГ., составленном ООО «Геодезия и кадастр» на спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <.........>, в котором указано, что общая площадь данной комнаты составляет 27,4 кв.м., из которых: 20,4 кв.м. – это площадь самой комнаты, а 7 кв.м. – это доля площади в местах общего пользования (коридор, кладовая, кухня) с учетом пропорционального расчёта.
Суд также учитывает, что наличие или отсутствие у нанимателя ФИО1 статуса «малоимущий» или нахождение нанимателя на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении или обращение с заявлением в орган местного самоуправления о постановке её на такой учёт для целей предоставления жилого помещения, правового значения в рассматриваемом случае не имеют, поскольку юридически значимым обстоятельством по рассматриваемому делу является именно тот факт, что жилое помещение, занимаемое истицей, признано непригодным для проживания. Данная правовая позиция согласуется с содержанием Определения Конституционного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГ., в соответствии с которым по своему конституционно-правовому смыслу в системе правого регулирования п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений гражданам по договорам социального найма во внеочередном порядке, если они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Отсутствие у истицы ФИО1 иного жилья подтверждено сведениями из Управления Росреестра по <.........> от ДД.ММ.ГГ., где указано, что она не является правообладателем какого-либо недвижимого имущества на территории Российской Федерации.
Довод представителя ответчика о том, что истице по договору специализированного найма № от ДД.ММ.ГГ. предоставлено жилое помещение маневренного фонда, расположенное по адресу: <.........>, не принимается судом во внимание, поскольку, во-первых, предоставление жилого помещения маневренного фонда не свидетельствует об исполнении ответчиком обязательства по предоставлению жилого помещения взамен непригодного надлежащим образом, поскольку жилое помещение маневренного фонда предоставляется гражданам на определённый период и не может быть использовано для предоставления в целях постоянного проживания граждан по договору социального найма, во-вторых, данное жилое помещение было предоставлено истице, как указано в самом договоре, только на срок до 2020 года и каких-либо соглашений о его продлении между сторонами не заключалось, а, в-третьих, как следует из представленных суду истицей фотографий и акта от ДД.ММ.ГГ., составленного по заявлению истицы управляющей компанией ООО «Инициатива», обслуживающей этот дом, предоставленное истице на время жилое помещение маневренного фонда, для проживания не пригодно.
Удовлетворяя исковые требования, суд также учитывает, что с момента признания <.........> в <.........> непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу прошло значительное количество времени, доказательств того, что администрацией НГО предприняты конкретные действия по отселению из аварийного дома истицы, занимающей жилое помещение по договору социального найма, суду не предоставлено. Более того, из представленных истицей в материалы дела заявлений в адрес администрации НГО и ответов от ДД.ММ.ГГ., от ДД.ММ.ГГ., следует, что истица неоднократно обращалась в администрацию города с целью разрешения её вопроса о переселении, однако должных мер администрацией НГО до сих пор не предпринято.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, согласно которой, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, представитель ответчика не опровергла доводы стороны истца о невозможности проживания, как в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма по причине его аварийности и опасности для её жизни и здоровья, так и в жилом помещении, предоставленном по договору специализированного найма по причине его антисанитарного состояния, тогда как доводы истицы об этом подтверждены должным образом.
Как разъяснено в абз.5 раздела 3 «Обзора судебной практики по делам связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГ., в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст.57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч.2 ст.15 ЖК РФ).
Что касается просьбы представителя ответчика об указании в резолютивной части решения на то, что решение суда должно быть исполнено в течение одного года с момента вступления решения в законную силу и её доводов в обоснование такой просьбы о том, что в настоящее время у администрации не имеется свободных жилых помещений, а также отсутствует возможность покупки нового жилого помещения в связи с тем, что бюджет на текущий год был принят с дефицитом, то суд не может признать такую просьбу и доводы заслуживающими внимания суда, поскольку, как уже было указано выше, отсутствие в приведенных выше нормах действующего законодательства указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. Пунктом 1 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации прямо установлено исключение из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции. Отсутствие свободного жилого помещения иди денежных средств для его покупки, при реализации полномочий по обеспечению граждан жилыми помещениями, в рассматриваемом случае не может влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отсрочки исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить.
Обязать администрацию Находкинского городского округа (местонахождение: <.........>) предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГ. года рождения, уроженке <.........>, зарегистрированной по адресу: <.........>, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 27,4 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, применительно к условиям населённого пункта Находкинского городского округа, находящееся в границах <.........>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Находкинский городской суд.
Судья: Н.Е. Колмыкова
Решение изготовлено в мотивированном виде
«09» июля 2021 года