№ 2а-363/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 сентября 2019 года п. Новоорск
Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Квиринг О.Б.
при секретаре Егоровой Л.А.,
рассмотрев по общим правилам административного производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Оренбургской области к Ереминой О.В. о взыскании задолженности по налогам,
у с т а н о в и л:
МИФНС России № 9 по Оренбургской области обратилась в суд с административным иском к Ереминой О.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 18 796 руб.
В обоснование иска указано, что ответчик являлась плательщиком транспортного налога, за ней в ДД.ММ.ГГГГ числились транспортные средства: <данные изъяты>; <данные изъяты>; <данные изъяты>.
В соответствии с законом Оренбургской области "О транспортном налоге" от 16.11.2002 N 322/66-III-ОЗ, главой 28 НК РФ и сведениями, представленными ГИБДД, налоговым органом исчислен транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 18 796 руб., который подлежал оплате до ДД.ММ.ГГГГ, Поскольку ответчиком транспортный налог уплачен не был, истцом были направлены требования об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ а также начислена пеня за ДД.ММ.ГГГГ. в общей сумме 274,74 рублей.
В судебное заседание представитель истца не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Ответчик Еремина О.В. в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседании, что подтверждается почтовым уведомлением.
В письменном отзыве выразила несогласие с иском, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ. автомобиль <данные изъяты>, был продан. ДД.ММ.ГГГГ между ней и ФИО4, был заключен договор аренды транспортного средства с последующим выкупом. ДД.ММ.ГГГГ транспортное средство было передано ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ ею было подано исковое заявление в <адрес> районный суд <адрес> к ФИО4 о взыскании денежных средств за выкупаемое транспортное средство. В процессе рассмотрения дела ФИО4 полностью рассчитался с ней за автомобиль и она забрала исковое заявление. Полный расчет за транспортное средство был произведен в ДД.ММ.ГГГГ. и у ФИО4 возникло право собственности на транспортное средство. Считает, что налог за ДД.ММ.ГГГГ. должен быть взыскан с ФИО4 Просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение таковой позволяет налоговому органу взыскать последний в принудительном либо судебном порядке, а также начислить пени.
На основании ст. 75 Налогового кодекса РФ неисполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается начислением пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В силу ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, и является обязательным к уплате на территории субъекта Российской Федерации.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Еремина О.В. является собственником автомобилей:
- <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ;
- <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ;
- <данные изъяты>, дата регистрации права с ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец просит взыскать задолженность по транспортному налогу за указанные автомобили за ДД.ММ.ГГГГ
Ереминой О.В. было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержалось требование оплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ транспортный налог за автомобили в размере 18 796 руб.
Поскольку в установленный законом срок налоги уплачены не были, Ереминой О.В. были направлены требования об уплате в добровольном порядке образовавшейся недоимки по транспортному налогу и пене.
Согласно расчету транспортного налога за автомобиль <данные изъяты> за 5 месяцев ДД.ММ.ГГГГ. подлежит взысканию налог в размере 1 953 руб. (<данные изъяты>); за автомобиль <данные изъяты> за 12 месяцев ДД.ММ.ГГГГ. – 0 руб. (<данные изъяты>.); за автомобиль <данные изъяты> за 7 месяцев – 16 843 руб. (<данные изъяты>).
Согласно ч. 3 данной нормы (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.
Учитывая периоды владения Ереминой О.В. указанными транспортными средствами, налоговый орган рассчитал размер транспортного налога пропорционально таким периодам.
На неправильность (ошибочность) составленного расчета Еремина О.В. не указывала и не ссылалась.
Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика.
При этом Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года № 605) предусмотрена возможность прекращения регистрации транспортного средства по заявлению прежнего владельца в случае неисполнения новым владельцем обязанности по внесению изменений в регистрационные данные в течение 10 дней со дня приобретения транспортного средства.
В соответствии со статьей 357 Кодекса налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 362 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Следовательно, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного транспортного средства налогоплательщиком.
В соответствии со статьей 362 Кодекса исчисление транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах.
Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, ДД.ММ.ГГГГ между Ереминой О.В. и ФИО4 заключен договор аренды транспортного средства с последующим выкупом, по которому арендодатель предоставила во временное владение и пользование за плату, с последующим выкупом арендатором транспортное средство СКАНИЯ <данные изъяты>
Согласно п. 3.1 после внесения обусловленной договором выкупной цены арендодателю транспортное средство переходит в собственность арендатора.
Из п. 3.2 следует, что реализация права арендатора на выкуп транспортного средства и переход права собственности оформляется путем составления и подписания сторонами дополнительного соглашения.
Административный ответчик считает, что при передаче транспортного средства ФИО4 ее право собственности на указанное транспортное средство было прекращено.
Указанный довод ответчика, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Так, по смыслу ст. 357, 362, 363 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица - организации или физические лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено самой ст. 357 НК РФ.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Из указанных норм следует, что признание лица плательщиком транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах, зарегистрированных в уполномоченных органах, а также о лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы.
Юридическим фактом, свидетельствующим о возникновении объекта обложения транспортным налогом, являются сведения о регистрации транспортного средства за конкретным лицом, представленные налоговому органу соответствующим уполномоченным государственным органом. Опровергать данные сведения обязан собственник транспортного средства.
Как видно из материалов дела, в спорный налоговый период - в ДД.ММ.ГГГГ году за Ереминой О.В. были зарегистрированы следующие транспортные средства:
- <данные изъяты>
- <данные изъяты>,
- <данные изъяты>
По сведениям ГИБДДД собственником автомобиля <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ являлась Еремина О.В.
Согласно определения <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Еремина О.В. обратилась в суд с иском к ФИО4 о возврате арендатором имущества, убытков, вызванных невозвратом арендованного имущества. В ходе судебного разбирательства по делу от истца поступило заявление о прекращении производства по делу в связи с ее отказом от иска. Судом был принят отказ от иска, заявленный Ереминой О.В., производство по делу было прекращено.
Сведения, о том что собственником транспортного средства до ДД.ММ.ГГГГ являлась Еремина О.В., подтверждаются информацией представленной налоговому органу ГИБДД в электронном виде в соответствии с п. 5 ст. 362 НК РФ не доверять которым, оснований не имеется.
Факт передачи транспортного средства другому лицу без снятия с регистрационного учета транспортных средств, не является основанием для прекращения обязанности по уплате транспортного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах (ст. 44 НК РФ).
Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года № 835-О-О, от 29 сентября 2011 года № 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года № 2391-О и др.). Данное законодательное регулирование призвано, в частности, обеспечить избежание двойного налогообложения в отношении транспортного средства, которое подлежит регистрации в установленном порядке на конкретное лицо.
Таким образом, положения Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие такие основные элементы транспортного налога, как налогоплательщики и объект налогообложения, сами по себе какие-либо конституционные права ответчика не нарушают.
Плательщиками транспортного налога в соответствии с нормами ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации признаются лица, на которых в соответствии с законодательством зарегистрированы соответственно транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения, а плательщиками налога на имущество физических лиц в соответствии со ст. 400 указанного Кодекса, признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Понятия объектов налогообложения по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц определены в п. 1 ст. 338, п. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с нормами статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1), сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).
Исчисленная сумма налога на имущество физических лиц и размер пени, начисленный на недоимку по налогу на имущество физических лиц, административным ответчиком не оспаривался.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Налоговым кодексом Российской Федерации не установлена возможность применения норм Гражданского кодекса Российской Федерации к положениям об ответственности за совершение налоговых правонарушений. Налоговые правоотношения по своей сути не являются обязательствами по смыслу, какой им придан Гражданским кодексом Российской Федерации. Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04 июля 2002 года N 202-О.
Согласно п. 3, 4 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Поскольку в установленный законом срок Ереминой О.В. не исполнена обязанность по уплате транспортного налога, налоговым органом обоснованно были начислены пени.
В связи с несвоевременной оплатой налога была начислена пеня в сумме 274,74 руб.
В связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Следовательно, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 762,82 руб.
Руководствуясь ст.ст. 286, 291, 292,293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 9 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░.░░.░░░░. ░ ░░░░░░░ 19 070,74 ░░░., ░░ ░░░░░░░: ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 18 796 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 274,74 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 762,82 ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25.09.2019 ░.
░░░░░: