Дело № 2-1260/2023
18RS0003-01-2022-003299-68
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2023 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе
председательствующего судьи Салова А.А.,
при секретаре Николаевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ОСФР по Удмуртской Республике о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчёт размера пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 обратилась в суд с иском к ГУ ОПФР по Удмуртской Республике о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчёт размера пенсии.
Исковое заявление мотивировано тем, что истцу с <дата> назначен страховая пенсия по старости. При решении вопроса о назначении страховой пенсии по старости ответчиком не включены в стаж истца периоды работы в Кишиневском политехническом институте, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, что повлекло уменьшение размера пенсии.
На основании изложенного с учетом заявлений об изменении иска, истец просил суд:
признать незаконными действия государственного учреждения -Отделение Пенсионного фонда РФ по Удмуртской Республики при вынесении решения <номер> от <дата> по назначению страховой пенсии по старости ФИО2 с <дата>, выразившиеся в занижении стажевого коэффициента и коэффициента валоризации с учетом не включения в общий стаж периодов: работы с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в Кишиневском политехническом институте; отпуска по уходу за ребенком с <дата> по <дата>; работы с <дата> по <дата> на Кишиневском заводе ЖБИ и КПД<номер>;
Обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии ФИО2 с <дата> с учетом включения периодов: работы с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в Кишиневском политехническом институте; отпуска по уходу за ребенком с <дата> по <дата>; работы с <дата> по <дата> на Кишиневском заводе ЖБИ и КПД <номер>;
взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Определением суда ненадлежащий ответчик заменен на ОСФР по Удмуртской Республике в связи с реорганизацией.
Определением суда от <дата> производство по делу в части исковых требований о взыскании компенсации морального вреда прекращено в связи с отказом истца от иска.
В судебное заседание истец ФИО2 не явилась, извещена надлежащим образом, в связи с чем дело в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в ее отсутствия.
В судебном заседании представитель истца ФИО4 исковое заявление поддержала, сославшись на обстоятельства, изложенные в нем.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований истца в полном объеме, указала на законность действий ответчика.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, приходит к следующему.
<дата> ФИО2, <дата> года рождения, зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования.
<дата> истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
С <дата> истцу ФИО2 установлена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Право истца на пенсию при ее назначении определено ответчиком с учетом продолжительности страхового стажа 27 лет 03 мес. 10 дней и величины ИПК 32,730.
<дата> ФИО2 обратилась к ответчику с заявлением о разъяснении порядка определения размера ее пенсии.
Письмом ответчика от <дата> <номер>-Б/2753 в связи с указанным обращением истцу разъяснены порядок и расчет размера ее пенсии, указаны периоды, которые учтены при назначении пенсии до <дата>, в частности:
- с <дата> по <дата>;
- с <дата> по <дата>;
- с <дата> по <дата>;
- с <дата> по <дата>;
- с <дата> по <дата>;
- с <дата> по <дата>;
- с <дата> по <дата>;
- с <дата> по <дата>.
В этом же письме ответчика указано, что продолжительность общего трудового стажа истца до <дата> определена как 3 года 04 мес. 11 дн. (валоризация 13 %).
Согласно записям в трудовой книжке, касающимся спорных периодов, истец:
- с <дата> по <дата> работала ученицей машинистки в машбюро Кишиневского мебельно-деревообрабатывающего комбината «Кодры»;
- с <дата> по <дата> работала воспитателем в яслях-саду <номер>;
- с <дата> по <дата> работала секретарем-машинисткой ректората Кишиневского политехнического института;
- с <дата> по <дата> работала старшим инспектором отдела кадров ХРСУ «Автотехобслуживание»;
- с <дата> по <дата> работала инженером Молдавского научно-исследовательского института научно-технической информации и технико-экономических исследований;
- с <дата> по <дата> работала юрисконсультом Кишиневского завода ЖБИ и КПД <номер>.
В справке Технического университета Молдовы <номер> от <дата> указан размер заработной платы истца в период с февраля 1984 года по февраль 1986 года.
Согласно архивной справке Технического университета Молдовы <номер> от <дата> Кишиневский политехнический институт с <дата> реорганизован в Технический университет Молдовы.
Согласно этой же справке ФИО2 ФИО7. в указанном учреждении:
- работала с <дата> по <дата> секретарем-машинисткой ректората;
- с <дата> по <дата> ей предоставлен отпуск по уходу за грудным ребенком без сохранения заработной платы;
- с <дата> по <дата> продлен отпуск по уходу за грудным ребенком без сохранения заработной платы.
На дату принятия решения о назначении страховой пенсии по старости действовало следующее правовое регулирование.
В силу части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данным федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (заключено в г. Москве 13 марта 1992 года), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государств, на территории которого они проживают. Данный документ подписан государствами-участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Молдова.
В силу статьи 5 Соглашения оно распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года № 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств - Республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, из анализа перечисленных выше документов, общепризнанных принципов и норм международного права, буквального толкования положений части 2 статьи 6 Соглашения, содержащих указание на ограничение действия Соглашения до 13 марта 1992 года, исключительно в отношении учета трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории бывшего СССР, следует, что приобретенный после указанной даты трудовой (страховой) стаж на территории любого из государств - участников Соглашения учитывается независимо от времени его приобретения, в данном случае в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015, утратившие силу с 01.01.2022 года).
Согласно пункту 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил № 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил № 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил № 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил № 1015).
Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, в свою очередь утратившие силу с 01.01.2022 года).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила № 884н).
Согласно пункту 22 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил № 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Молдова) и которые включаются в страховой стаж, устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Принадлежность трудовой книжки серии <номер> <номер> истцу ответчиком не оспаривается, при этом на основании записей в трудовой книжке истца в ее общий трудовой стаж учтены иные периоды помимо спорных, в том числе периоды осуществления трудовой деятельности на территории Республики Молдовы.
Из материалов дела следует, что пенсионным органом <дата> направлен запрос в компетентный орган Республики Молдова (Национальную кассу социального страхования) для подтверждения стажа истца за периоды работы на территории Республики Молдова до и после распада СССР и получения сведений о заработной плате. Однако ответ на указанный запрос не поступил.
Вместе с тем, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В трудовой книжке на имя ФИО2 имеются записи о ее работе в периоды:
- с <дата> по <дата> секретарем-машинисткой ректората Кишиневского политехнического института;
- с <дата> по <дата> юрисконсультом Кишиневского завода ЖБИ и КПД №4.
Факт работы истца в Кишиневском политехническом институте кроме того подтвержден справками Технического университета Молдовы (ранее Кишиневский политехнический институт) <номер> от <дата> и <номер> от <дата>.
Сведения в указанных документах сомнений не вызывают, при этом отсутствуют какие-либо данные, опровергающие эти сведения.
Таким образом, учитывая, что трудовая книжка ФИО2 со всеми необходимыми записями о ее трудовой деятельности и свидетельство о рождении ребёнка, <дата> года рождения, были представлены с заявлением о назначении страховой пенсии по старости <дата>, однако, пенсионным органом при назначении пенсии и расчете ее размера необоснованно не учтены спорные периоды работы, суд находит такие действия ответчика незаконными.
Исключение спорных периодов из общего трудового стажа истца, повлияло на размер ее пенсии в силу следующего.
Положения статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая один из вариантов исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица, приобретенных по состоянию на 1 января 2002 года, закрепляют в том числе формулу определения данного размера, в которую включен стажевый коэффициент и порядок его расчета (абзацы второй и шестой пункта 3).
Абзацем 8 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что в случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с настоящей статьей застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.
Абзацем 2 пункта 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ предусмотрено, что стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.
Из материалов дела следует, что ответчик произвел расчет размера пенсии истца исходя из продолжительности общего трудового стажа на 01 января 2002 года равного 9 годам 6 мес. 6 дням.
В судебном заседании установлено, что пенсионным органом из общего трудового стажа истца неправомерно исключена часть спорных периодов.
Таким образом, поскольку по состоянию на 01 января 2002 года истец не имел требуемой продолжительности общего трудового стажа (20 лет) для установления стажевого коэффициента равного 0,55, следовательно, истцу расчетный размер трудовой пенсии должен определяться в порядке, предусмотренном абзацем 5 пункта 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, то есть для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет по состоянию на 01.01.2002 с применением стажевого коэффициента 0,55 с учетом отношения имеющегося у неё неполного стажа к полному, составляющему 20 лет.
Изложенное указывает на то, что исключение спорных периодов из общего трудового стажа истца повлекло уменьшение стажевого коэффициента истца и размера ее пенсии.
Вместе с тем, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком уже учтен пенсионным органом при расчете размера пенсии, что следует из представленных ответчиком сведений.
Причем продолжительность такого периода составила 1 год 6 месяцев, то есть больше чем период времени с <дата> по <дата> (1 год 4 мес 6 дн.).
Учет указанных в иске периодов влияет и на размер валоризации.
В соответствии с абз. 1 ч. 14 ст. 30.1 Федерального закона № 173-ФЗ величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению).
Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала и сверх того 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года (абзац второй пункта 1 статьи 30.1 Федерального закона № 173-ФЗ).
Учитывая, что оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится по состоянию на 1 января 2002 года, валоризация расчетного пенсионного капитала на 10 процентов осуществляется по состоянию на указанную дату, а для дополнительного повышения расчетного пенсионного капитала на 1 процент стаж учитывается по состоянию на 1 января 1991 года.
Из письма ответчика от <дата> следует, что сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала определена пенсионным органом в размере 13 % исходя из продолжительности общего трудового стажа до <дата> равного 3 годам 4 мес. 11 дн. (то есть периоды работы учтены без учета спорных, итого 10 % + 3% за каждый полный год работы).
Продолжительность периода с <дата> по <дата> составляет 7 мес. 13 дней, продолжительность периода с <дата> по <дата> составляет 15 дней, что в сумме с 3 годами 4 мес. 11 дн. оставит 4 года 0 мес. 9 дн.
Указанное значение образует полных 4 года, то есть влечет увеличение процента валоризации на 1 процентный пункт.
Вместе с тем, период отпуска по уходу за ребенком с <дата> по <дата> в силу прямого указания в законе не учитывается при валоризации.
Иных спорных периодов до <дата> по делу не имеется.
Таким образом, исключение из общего трудового стажа истца спорных периодов (за исключением времени нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком) повлекло уменьшение значения стажевого коэффициента и валоризации, поэтому действия ответчика в данной части не могут быть признаны законными, восстановление нарушенных прав в рассматриваемой ситуации возможно путем возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет размера пенсии с учетом включения в общий трудовой стаж периодов работы с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в Кишиневском политехническом институте и работы с <дата> по <дата> на Кишиневском заводе ЖБИ и КПД №4.
Учитывая, что к заявлению о назначении пенсии от <дата> истец прикладывал трудовую книжку, в которой имеются записи о трудовой деятельности истца в спорные периоды, то перерасчет размера пенсии истца следует произвести с даты назначения пенсии – <дата>.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО2 подлежат частичному удовлетворению.
Истец при подаче иска была освобождена от уплаты государственной пошлины, поэтому уплаченная при подаче иска государственная пошлина подлежит возврату.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 (СНИЛС <номер>) к ОСФР по Удмуртской Республике (ИНН <номер>) о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчёт размера пенсии удовлетворить частично.
Признать незаконными действия государственного учреждения -Отделение Пенсионного фонда РФ по Удмуртской Республики при вынесении решения <номер> от <дата> по назначению страховой пенсии по старости ФИО2 с <дата>, выразившиеся в занижении стажевого коэффициента и коэффициента валоризации с учетом не включения в общий стаж периодов: работы с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в Кишиневском политехническом институте и работы с <дата> по <дата> на Кишиневском заводе ЖБИ и КПД№4.
Обязать ОСФР по Удмуртской Республике произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости ФИО2 с <дата> с учетом периодов работы с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в Кишиневском политехническом институте и работы с <дата> по <дата> на Кишиневском заводе ЖБИ и КПД №4.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО2 к ОСФР по Удмуртской Республике о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчёт размера пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме принято 20 декабря 2023 года.
Судья А.А. Салов