Дело №
УИД №RS0№-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2021 г. п. Чернышевск
Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего федерального судьи Мусихина А.В., при секретаре Кузнецовой Т.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Чернышевского района, действующего в интересах ФИО1 к администрации муниципального района «Чернышевский район», администрации сельского поселения «Гаурское», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение на момент чрезвычайной ситуации, признании права на получение выплаты на проведение капитального ремонта, обязании включения в список граждан, жилое помещение которых повреждено в результате чрезвычайной ситуации, предоставлении выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Чернышевского района, действующий в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к администрации сельского поселения «Гаурское», администрации МР «Чернышевский район» Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, в котором просит признать за ФИО1 право собственности в порядке приватизации на жилое помещение на момент чрезвычайной ситуации, признании права на получение выплаты на проведение капитального ремонта, обязании включения в список граждан, жилое помещение которых повреждено в результате чрезвычайной ситуации, предоставлении выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения.
В обоснование заявленных требований и.о. прокурора указал, что право собственности на момент чрезвычайной ситуации у ФИО1 на квартиру по адресу: <адрес> зарегистрировано в ЕГРН не было.
ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение было передано истцу по договору на передачу квартир в собственность граждан, свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ № на земельный участок.
23.07.2021 года указанная квартира попала в зону подтопления, в результате чего требует проведения капитального ремонта.
Из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано во включении список на осуществление капитального ремонта в связи с отсутствием права собственности и правоустанавливающих документов на жилое помещение.
Истец на день введения режима чрезвычайно ситуации постоянно проживал и зарегистрирован в поврежденном жилом помещении. Жилое помещение передано ему в порядке приватизации по договору на передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, он оплачивал коммунальные услуги, осуществлял ремонт и содержание данного имущества. Иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей долевой собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, он на момент возникновения чрезвычайной ситуации не имеет.
В судебном заседании старший помощник прокурора Мункуева А.О. заявленные требования поддержала, по основаниям изложенным в исковом заявлении, и просила их удовлетворить.
Истец ФИО1 в судебное заседание не прибыл, предоставил суду заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, которым заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель администрации МР «Чернышевский район» Кожина Н.Ю. в судебное заседание не прибыла, предоставила суда заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации МР «Чернышевский район», указав, что не возражают против удовлетворения заявленных требований.
Представитель администрации СП «Гаурское» Кириленко Н.А. в судебное заседание не прибыла, предоставила суда заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации СП «Гаурское», указав, что не возражают против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, будучи надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, возражений относительно заявленных исковых требований не представил.
Заслушав мнения лиц участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.
Согласно абз.1 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон о защите от чрезвычайных ситуаций) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии со ст.18 Закона о защите населения от чрезвычайных ситуаций граждане Российской Федерации, кроме прочего, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (п.1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362 утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Правила).
Как следует из подп.1 п.3 Правил мерой социальной поддержки гражданам, указанным в подп.1-3 и 5 п.4 Правил, утратившим жилые помещения, является предоставление выплат на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений.
Согласно п.4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации:
1) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон), или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
2) граждане, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
3) граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
4) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона, предусматривающей страхование риска поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
5) граждане, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 года), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
Порядок формирования списков определен Главой 2 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Как следует из п.19 Правил, для включения гражданина и членов его семьи в соответствующий Список, гражданин не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации представляет в администрацию документы.
В соответствии с п.22 Правил администрация муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с пунктами 19-21 Правил и принимает решение о включении гражданина и членов его семьи в соответствующий Список либо об отказе во включении его и членов его семьи в соответствующий Список и уведомляет гражданина о принятом решении в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
Пунктом 23 Правил предусмотрены основания для отказа гражданам во включении в соответствующий Список в случае, к которым относится, в том числе, несоответствие граждан категориям, указанным в п.4 Правил.
Администрация муниципального образования в течение 5 рабочих дней после принятия решения о включении гражданина в соответствующий Список направляет в Министерство строительства утвержденный Список по муниципальному образованию, на основании Списков по муниципальным образованиям, утвержденных главами муниципальных образований, представленных администрациями, Министерство в соответствии с п.12 Правил формирует соответствующие Списки Забайкальскому краю, которые направляются Губернатору Забайкальского края на утверждение и в течение 3 рабочих дней со дня утверждения Губернатором Забайкальского края соответствующих Списков по Забайкальскому краю, Министерство направляет их в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 федеральных Правил (п. 34-36 Правил).
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями» в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18.06.2021 в границах нескольких муниципальных районов, в том числе муниципального района «Чернышевский район» Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (п.1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (п.3).
Постановлением главы муниципального района «Чернышевский район» от 23.07.2021 № 358 на территории муниципального района «Чернышевский район» введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация», границы зоны чрезвычайной ситуации определены в пределах муниципального района «Чернышевский район».
Постановлением главы муниципального района «Чернышевский район» от 28.07.2021 № 367 определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городских и сельских поселениях муниципального района «Чернышевский район», куда вошли дома, в том числе квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
Заключением № о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома по адресу: <адрес>, указанный жилой дом признан ограниченно работоспособным, требующим капитального ремонта, здание повреждено в результате чрезвычайной ситуации природного характера.
Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ квартира, расположенная по адресу: <адрес>, признана подлежащей капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, введенной в соответствии с постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46, произошедшего 23.07.2021.
Распоряжением администрации муниципального района «Чернышевский район» №-р ФИО1 отказано во включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года
В уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного администрацией муниципального района «Чернышевский район» о включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года, указано, что основанием отказа ФИО6 является п.п.1 п.23 Правил.
Что касается требования об установлении факта владения имуществом на праве собственности в порядке приватизации, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно ст.217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно ч. 1 ст. 2, ст. 3-1 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г. №1541-1 Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Как установлено в судебном заседании ФИО1 состоит в зарегистрированном браке с ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12,16).
ДД.ММ.ГГГГ истцу и его супруге на основании договора на передачу квартир в собственность граждан в общую долевую собственность <данные изъяты> передана квартира по адресу: <адрес> (л.д.20,21).
Истец ФИО1 по указанному адресу зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).
Постановлением Главы администрации сельского поселения «Гаурское» от ДД.ММ.ГГГГ № произведено упорядочивание нумерации жилых и нежилых помещений на территории СП «Гаурское», согласно которому квартире переданной истцу присвоен адрес: <адрес> кв. <адрес> (л.д.30).
Указанная квартира в реестре муниципального и государственного имущества не значится.
В реестре объектов технического учета, согласно выписки из реестра № от ДД.ММ.ГГГГ, содержатся сведения на объект недвижимости: <адрес>, который принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО1, ФИО7 на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. Из дополнительных сведений выписки следует, что в правоустанавливающем документе адрес указан как: <адрес>.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО1 и ФИО7 являются собственниками <адрес> в <адрес>.
При таких обстоятельствах установлено, что на момент введения режима чрезвычайной ситуации 23 июля 2021 года истец в порядке приватизации являлся собственником жилого помещения по адресу <адрес>.
Обстоятельств, свидетельствующих об обратном, судом не установлено.
Согласно выписки из ЕГРН сведений об объектах недвижимости у истца не имеется.
Отсутствие у истца на день чрезвычайной ситуации записи о регистрации права собственности в ЕГРН на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, поскольку государством гарантировано право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения при его повреждении гражданам РФ, жилое помещение которых повреждено по независящим от них обстоятельствам.
При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Также суд не находит оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению.
Так, согласно ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов, выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, восстановлении на работе, включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.
Часть 1 ст. 212 ГПК РФ предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 №23 «О судебном решении» разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
При этом основания для обращения решения суда к немедленному исполнению, отсутствуют, как и указания на наличие особых обстоятельств, которые при промедлении исполнения решения суда могли бы повлечь причинение значительного ущерба или невозможность исполнения решения. Поскольку решение суда по данной категории дел не входит в предусмотренный ст. 211 ГПК РФ перечень решений, подлежащих немедленному исполнению, а наличие особых обстоятельств, влекущих значительный ущерб или невозможность исполнения решения, не было установлено в суде, то оснований для обращения решения к немедленному исполнению у суда не имеется.
Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск и.о. прокурора Чернышевского района, действующего в интересах ФИО1, удовлетворить.
Признать за ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу <адрес>, на момент чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края 23.07.2021 г., вызванной паводковыми явлениями.
Признать за ФИО1 право на получение выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Забайкальского края в 2021 году.
Обязать администрацию муниципального района «Чернышевский район» включить ФИО1 в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Забайкальского края в 2021 году, в целях получения выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края предоставить ФИО1, выплату на проведение капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, из расчета общей площади поврежденного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца, путем принесения апелляционной жалобы через Чернышевский районный суд.
Судья: А.В. Мусихин
Мотивированное решение изготовлено: 29.12.2021 г.