Решение по делу № 2-1039/2024 (2-6354/2023;) от 07.11.2023

      Дело № 2-1039/2024

      УИД 54RS0005-01-2023-006777-90

      Поступило: 07.11.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 сентября 2024 года                                                                                           г. Новосибирск

Кировский районный суд города Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Карнышевой Ю.С.

при секретаре Ахремовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Птицыной С. С. к Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес>, МКУ <адрес> «ДЭУ 4» о взыскании материального ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Птицына С.С. обратилась в суд с иском к Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес>, МКУ <адрес> «ДЭУ 4» о взыскании материального ущерба.

В обоснование иска Птицына С.С. указывает, что является собственником автомобиля <данные изъяты>, г/н ; ДД.ММ.ГГГГ в час. ФИО, управляя принадлежащим ей автомобилем, двигался по <адрес> со стороны <адрес> в сторону <адрес>, в районе <адрес>, совершил наезд на яму, размеры которой составляли в длину м, ширину - м, глубину - м., какие-либо дорожные знаки, предупреждающие о ремонтных работах, аварии, в районе ямы отсутствовали, а также информирующие и предупреждающие о наличие препятствий на проезжей части; согласно заключению независимого эксперта от ДД.ММ.ГГГГ стоимость восстановительного ремонта составляет руб.; расходы по независимой оценке составили руб.; просит суд, с учетом уточнений, взыскать с ответчиков в солидарном порядке в свою пользу материальный ущерб в размере руб., расходы по оплате услуг по оценке в размере руб., расходы по оплате услуг представителя в размере руб., расходы по оплате госпошлины в размере руб., почтовые расходы в размере руб.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель МКУ <адрес> «ДЭУ 4» в судебном заседании исковые требования не признал.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред; лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Таким образом, по делам о возмещении вреда необходимо установить факт причинения вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) причинителя вреда и причинением вреда.

Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Из приведенных положений закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что наличие обстоятельств, освобождающих от обязанности возместить причиненный вред или влекущих уменьшение размера его возмещения, должен доказать причинитель вреда.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством РФ, законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ).

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ).

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1090 «О правилах дорожного движения», установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

В соответствии с пунктами 4.2, 4.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Госстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 1245-ст) в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования. Владельцы дорог и улиц должны информировать пользователей дорог и улиц об изменении организации движения с помощью средств массовой информации, Интернета, информационных щитов и т.п. В случаях, когда для устранения дефекта по технологии проведения работ необходимы определенные погодно-климатические условия, срок устранения дефекта исчисляется с момента их наступления. До устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств (изменяющих траекторию и скорость движения), таких как отдельные выбоины, просадки или проломы, колея, выступы или углубления в зоне деформационных швов, превышающие установленные настоящим стандартом размеры, отсутствие (разрушение) крышки люка смотрового колодца, решетки дождеприемника, а также массивных предметов на проезжей части (упавшие деревья и конструкции и др.) и необработанных мест выпотевания вяжущего, участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден (в т.ч. временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758) в течение двух часов с момента обнаружения.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ч. 9 Устава <адрес> к вопросам местного значения <адрес> относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункта 2.1 Положения о департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес>, утвержденного Решением городского Совета Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ основными задачами Департамента являются: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес> и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>, а также обеспечение осуществления иных полномочий мэрии в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К основным функциям Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес> относятся: совместно с отделом Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новосибирску, муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями сферы транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса, дорожными и иными заинтересованными организациями разработка программ по обеспечению безопасности дорожного движения, а также мероприятий по их реализации (пункт 3.3 Положения), осуществление в пределах компетенции управления и контроля деятельности муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений сферы транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса (пункт 3.4.2 Положения).

Как следует из материалов дела, истец Птицына С.С. является собственником автомобиля Лексус, г/н .

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в час. ФИО, управляя принадлежащим Птицыной С.С. автомобилем, двигался по <адрес> со стороны <адрес> в сторону <адрес>, в районе <адрес>, совершил наезд на яму, размеры которой составляли в длину м, ширину - м, глубину - м., какие-либо дорожные знаки, предупреждающие о ремонтных работах, аварии, в районе ямы отсутствовали, а также информирующие и предупреждающие о наличие препятствий на проезжей части, иного суду не представлено.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются обозренными в судебном заседании материалами по факту ДТП.

Факт наличия повреждений в дорожном полотне на спорную дату на спорном участке также подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, журналом приемом передачи заявок, представленных представителем МКУ <адрес> «ДЭУ4».

Согласно представленному истцом заключению независимого эксперта от ДД.ММ.ГГГГ стоимость восстановительного ремонта автомобиля <данные изъяты>, г/н составляет руб.; расходы по независимой оценке составили руб.

По ходатайству Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес>, в рамках рассмотрения дела, была назначена экспертиза, на разрешение которой поставлены следующие вопросы:

- были ли повреждения, ущерб от образования которых заявлен к взысканию, образованы в результате ДТП от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из обстоятельств, зафиксированных в материалах административного дела?

- каков объем и стоимость восстановительного ремонта повреждений автомобиля, образованных в результате ДТП от ДД.ММ.ГГГГ, как на дату ДТП, так и на дату проведения экспертизы, исходя из рыночных цен в <адрес>?

Согласно поступившему экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе экспертного исследования установлено следующее:

- по первому вопросу – проведенным исследованием установлено, что с технической точки зрения, повреждения транспортного средства автомобиля <данные изъяты>, г/н , ущерб от которых заявлен к взысканию по гражданскому делу, указанные в акте осмотра ФИО, могли быть образованы в результате наезда на дорожное покрытие (яму в дорожном полотне), исходя из обстоятельств, зафиксированных в материалах административного дела по факту ДТП от ДД.ММ.ГГГГ;

- по второму вопросу – стоимость восстановительного ремонта повреждений автомобиля, образованных в результате ДТП от ДД.ММ.ГГГГ, на дату ДТП, исходя из рыночных цен в <адрес>, составляет руб. (без учета износа), руб. (с учетом износа); на дату проведения экспертизы - ДД.ММ.ГГГГ руб. (без учета износа), руб. (с учетом износа).

Оснований не доверять вышеуказанному экспертному заключению у суда не имеется, заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, выводы эксперта мотивированы, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, имеет соответствующую квалификацию и значительный стаж, а поэтому данное заключение может быть положено в основу решения суда.

Представитель истца суду пояснил, что вред не возмещен до настоящего времени, в досудебном порядке по вопросу возмещения материального ущерба, истец к ответчикам не обращался, в материалах дела таковых сведений не имеется.

Каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие вины, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, п. 2 ст. 1064 ГК РФ, ответчиком не представлено.

Принимая во внимание то обстоятельство, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является собственник автомобильных дорог местного значения в границах <адрес> - мэрия <адрес> в лице Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес>, на последнего возложена обязанность по содержанию спорного участка дороги, материальный ущерб причинен истцу в результате ненадлежащего исполнения Департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес> обязанностей по содержанию дорог, в досудебном порядке истец не обращался к последнему по вопросу возмещения материального ущерба, суд приходит к выводу, что следует взыскать с Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес> за счет казны муниципального образования <адрес> в пользу Птицыной С.С. материальный ущерб в размере руб. (на дату ДТП, поскольку в досудебном плорядке по вопросу возмещения истец не обращался), расходы по оплате услуг по оценке в размере руб., в остальной части указанных требований следует отказать к данному ответчику, в удовлетворении требований к МКУ <адрес> «ДЭУ 4» следует отказать.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Из материалов дела следует, что истцом в связи с рассмотрением дела в суде понесены расходы по оплате юридических услуг в размере руб., расходы по уплате госпошлины в размере руб., почтовые расходы в размере руб., в подтверждение данных расходов представлены документы, подтверждающие их фактическое несение.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, в части расходов по оплате юридических услуг, суть и характер спора, а также то, что требования имущественного характера удовлетворены в полном объеме, суд приходит к выводу, что следует взыскать с Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес> в пользу Птицыной С.С. расходы по оплате услуг представителя в размере руб., расходы по уплате госпошлины в размере руб., почтовые расходы в размере руб., в удовлетворении указанных требований к МКУ <адрес> «ДЭУ 4» следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Взыскать с Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес> за счет казны муниципального образования <адрес> в пользу Птицыной С. С. материальный ущерб в размере руб., расходы по оплате услуг по оценке в размере руб., расходы по оплате услуг представителя в размере руб., расходы по уплате госпошлины в размере руб., почтовые расходы в размере руб.

В удовлетворении остальной части заявленных требований ФИО отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда, через Кировский районный суд г. Новосибирска, в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья                                                     подпись                                                Ю.С. Карнышева

Копия верна

Судья

Подлинный документ находится в деле № 2-1039/2024 Кировского районного суда г. Новосибирска, УИД 54RS0005-01-2023-006777-90

Мотивированное решение суда изготовлено 12.09.2024

2-1039/2024 (2-6354/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Птицына Светлана Семёновна
Ответчики
Муниципальное казенное учреждение г.Новосибирска "ДЭУ №4"
Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска
Другие
ООО «Сибавтобан»
Конкурсный управляющий Шипков Дмитрий Савельевич
Суд
Кировский районный суд г. Новосибирск
Судья
Карнышева Юлия Сергеевна
Дело на сайте суда
kirovsky.nsk.sudrf.ru
07.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2023Передача материалов судье
13.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.12.2023Предварительное судебное заседание
22.01.2024Предварительное судебное заседание
22.01.2024Предварительное судебное заседание
21.02.2024Судебное заседание
29.02.2024Судебное заседание
04.03.2024Судебное заседание
07.03.2024Судебное заседание
22.04.2024Судебное заседание
15.05.2024Судебное заседание
26.07.2024Производство по делу возобновлено
12.08.2024Судебное заседание
03.09.2024Судебное заседание
10.09.2024Судебное заседание
12.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2024Дело оформлено
10.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее